ВДОХНОВЕНИЕ И РАСЧЕТ
Организационные вопросы — это очень важные вопросы. С них нужно начинать. На них нужно заострять внимание Иначе получится, что мы — гениальные творцы, работающие на вдохновении... Но если это уложить в какие-то рамки, то вы все время будете наталкиваться на вопросы организации. Вс. Мейерхольд
Постановка театрализованного тематического концерта — процесс не только творческий. В равной степени он и организационный. И идет он параллельно, буквально с момента назначения режиссера постановщиком концерта. Дело не только в том, что сам творческий процесс и все, что с ним связано, немыслим без организации, а и в том, что в таком концерте (особенно в праздничном) занято много исполнителей: хоры, оркестры, танцевальные коллективы, солисты, спортсмены, детские коллективы, ведущие и т. п., большое число творческих и технических специалистов, работа с которыми требует тщательно продуманной организации. Организаторская работа режиссера начинается с создания постановочной группы, работу которой возглавляет и координирует режиссер. Ее численный и персональный состав предлагается режиссером и утверждается приказом по Дому культуры, клубу или соответствующей организацией, проводящей концерт (например, Управлением, отделом культуры). В постановочную группу обычно входят: главный художник, которому подчиняется вся техническая постановочная часть во главе с ее заведующим. Это — художники-исполнители, монтировщики (рабочие) сцены, костюмеры, гримеры, реквизиторы, радисты, киномеханики, электрики и т. д. В задачу художника входит помимо создания оформления — эскизов декорации, костюмов, реквизита, бутафории и других зрительно-вещественных элементов оформления — руководство и контроль, за всеми службами и работниками, их выполняющими. Эту часть работы художник начинает после утверждения эскизов оформления. Под его руководством работает и художник по свету; художник по свету, который осуществляет световое решение концерта, создает световую партитуру и, руководя работой электриков-осветителей, обеспечивает ее воплощение; музыкальный руководитель — главный дирижер или главный хормейстер — в зависимости от местных условий, отвечающий за всю музыкальную часть концерта. Помимо проведения всех необходимых музыкальных репетиций, он определяет звуковую и шумовую партитуру концерта. Как правило, музыкальным руководителем назначается руководитель хора или оркестра, принимающего участие в концерте; под его руководством и в тесном контакте с ним работает звукорежиссер, который по согласованию с музыкальным руководителем создает музыкальные и шумовые фонограммы, обеспечивает их монтаж, правильное звучание в концерте, работу микрофонов. Звукорежиссер руководит всей работой радистов, во время концерта и на репетициях, где используется радиоусиление; главный балетмейстер отвечает за всю хореографическую часть концерта,— чаще всего это тоже один из руководителей танцевального коллектива, принимающего участие в концерте. Режиссер по пантомиме осуществляет постановку всех пластических сцен: (в обязанности музыкального руководителя, главного балетмейстера входит проведение всех репетиций, связанных с созданием сводных коллективов, и в случае необходимости — по корректуре отобранных для концерта номеров); режиссер по кино, который подбирает, монтирует (или создает) весь необходимый для концерта киноматериал (киноролики, слайды, диапозитивы и т. д.). Во время концерта он же отвечает за организацию и четкую работу киномехаников и других лиц, связанных с проекционной аппаратурой; режиссер по спорту, отвечающий за осуществление той части концерта, которая связана со спортивными номерами; ассистент режиссера — первый помощник режиссера-постановщика по всем организационно-творческим вопросам. Он обеспечивает вызов коллективов и участников на репетиции, организует подготовку и порядок на репетициях. В случае необходимости по заданию режиссера проводит репетиции самостоятельно; помощники режиссера, которые во время репетиций и концерта обеспечивают своевременную подачу номеров, выход и уход участников со сцены. Обычно их количество определяется числом выходов на сцену (правая, левая, задняя сторона сцены и т. д.), к которым добавляется еще один помощник — Ведущий концерта. В задачу помощников режиссера входит и организация порядка за кулисами (соблюдение тишины, проверка наличия необходимого реквизита и т. п.). Помимо помощников режиссера на выходах и ведущего концерт, для более четкой организации и проведения самого концерта целесообразно иметь еще одного-двух помощников, которые будут следить за своевременным приходом коллективов и исполнителей на сцену и их уходом после исполнения номера за пределы сценического пространства. Если в концерте есть выходы коллективов и исполнителей из дверей зала, то и там должны быть специальные помощники, подготавливающие и выпускающие их. Как правило, помощниками режиссера назначаются работники Дома культуры, клуба. Все эти люди, как мы уже говорили, работают под руководством режиссера концерта. В праздничных театрализованных концертах, где занято большое количество коллективов, создается еще одна группа — административная, во главе с директором-администратором, которая обеспечивает материально-техническую сторону концерта; размещает заказы на изготовление оформления, костюмов, реквизита, бутафории, рекламы, пригласительных билетов; обеспечивает доставку транспортом коллективов на репетиции и концерт, их размещение в месте проведения репетиций и концерта; организует, если нужно, питание участников концерта во время репетиций; обеспечивает условия для отдыха, дежурство врача, санитарные условия. Эта же группа, с помощью соответствующих организаций, обеспечивает общественный порядок, меры противопожарной безопасности и т. д. и т. п. ПЛАН-ГРАФИК ПОДГОТОВКИ И ВЫПУСКА КОНЦЕРТА
Работает постановочная группа по единому плану-графику, который предварительно создается режиссером, а затем уточняется на совещании постановочной группы со всеми заинтересованными организациями и лицами, и утверждается соответствующей инстанцией, отвечающей за концерт. В этом плане-графике предусматривается весь ход работы от первого до последнего дня. Его выполнение обязательно для всех коллективов и исполнителей и вспомогательных служб. Создается план-график режиссером после утверждения постановочной группы. Составляя план-график, следует исходить из объёма предстоящей работы и сроков, отведенных на создание концерта. Обычно вначале режиссер набрасывает предварительный его вариант. Причем не от первого дня до последнего — дня концерт, а наоборот — от концерта, от последней генеральной репетиции, которая должна быть накануне, — до первого дня. Например, если театрализованный концерт состоит из четырех эпизодов, Пролога и Финала, то: 1. Генеральная репетиция (идет как концерт). 2. Корректура. 3. Первая генеральная (идет как концерт. Сдача). 4. Репетиции по вызову. 5. Прогон. Все участники и службы (костюм, грим, свет, радио, кино, и т. д.). 6. Прогон. Все участники и службы. 7. Сводная. Вторая половина концерта. Все занятые. Оформление, свет, кино, фонограмма, реквизит, радио и т. д. 8. Сводная. Первая половина концерта. Все занятые. Оформление, свет, кино, фонограмма, реквизит, радио и т. д. 9. Пролог и Финал. Все участники. 10. Монтировочная и световая репетиции (оформление, свет). 11. Репетиция по вызову. 12. 4-й эпизод. Все участники. 13. 3-й эпизод. Все участники. 14. 2-й эпизод. Все участники. 15. 1-й эпизод. Все участники. 16-18. Работа над отдельными номерами (связками, «живым занавесом», специальными номерами пантомимы и т. д.). 19. Совещание постановочной группы. Задания, в том числе и руководителям коллективов. 20. Утверждение эскизов. Передача их в работу. 21. Совещание постановочной группы и руководителей коллективов и других заинтересованных лиц. Знакомство со сценарием, режиссерским замыслом. Задания постановочной группе и руководителям коллективов. 22. Утверждение сценария. 23-25. Корректура сценария. 26-28. Просмотр и отбор номеров. 29. Первое совещание с постановочной группой и руководителями коллективов. Подготовка к просмотру. Из этого предварительного варианта плана-графика видно, что для работы над концертом постановочной группе понадобится как минимум 29—30 дней. (При условии, что сценарий концерта написан заранее.) Если вы внимательно прочли этот предварительный вариант, то заметили, что он составлен очень уплотненно, с расчетом на то, что для концерта не придется создавать специальные новые номера. Практика же показывает, что таких сроков у постановочной группы по тем или другим причинам — нет. А есть, в лучшем случае, две недели! Тогда, во-первых, следует, если это возможно, проводить по две репетиции в день — утром и вечером (за исключением монтировочной и световой!); во-вторых, отказаться от части репетиций за счет уплотнения оставшихся. В этом случае можно уложиться в две недели. Теперь пишется второй вариант плана-графика — от начала к концу. 1. Утро — первое совещание с постановочной группой и руководителями коллективов. Подготовка к просмотру. Вечер — просмотр и отбор номеров (на базах). 2. Утро — организационные вопросы. Вечер — просмотр и отбор номеров (на базах). 3. Утро — обсуждение и утверждение сценария. Его сдача. Задания постановочной группе и руководителям коллективов. 4. Утро — работа над отдельными номерами и с Ведущими. Вечер — то же самое. 5. Утро — первый эпизод. Все занятые. Вечер — второй эпизод. Все занятые. 6. Утро — третий эпизод. Все занятые. Вечер — четвертый эпизод. Все занятые. 7. Утро и вечер — монтировочная и световая репетиция на сцене. 8. Утро — Пролог и Финал. Вечер — по вызову. 9. Утро - сводная. Первая половина концерта. Вечер - сводная. Вторая половина концерта. 10. Утро — прогон. Вечер — резерв. 11. Утро — прогон. Вечер — резерв. 12. Утро — генеральная. Сдача. Вечер — резерв. 13. Утро — резерв. Вечер — генеральная. Итак, вместо 30 — 13 дней! Теперь можно составлять календарный план. То есть конкретно определить числа (календарные даты) проведения репетиций. И тогда мы увидим, что за 13 календарных дней подряд осуществить постановку концерта вряд ли возможно, Предположим, концерт назначен на 4 ноября. Это означает, что при 13 репетициях мы должны начать 22 октября. Но такие сроки, как вы понимаете, мало пригодны и для режиссера, а тем более для художника. Разве можно создать эскизы оформлении да еще его изготовить за пять дней, считая со дня утверждения сценарии до монтировочной репетиции. Разве можно за один (!) день (с момента окончания просмотра номеров до сдачи сценария) создать его окончательный вариант? Конечно, нет. Поэтому обычно работа над осуществлением театрализованного тематического концерта делится на три части, три этапа: первый — организационный. Он заканчивается просмотром номеров. Может занимать несколько дней, что дает возможность без спешки просматривать коллективы и исполнителей. Причем преимущественно по вечерам, не отрывая участников художественной самодеятельности от работы. Второй этап — работа над окончательным вариантом сценария, который заканчивается его утверждением и заданиями постановочной группе и руководителям коллективов. Между первым и вторым этапами достаточно недели — десяти дней. А вот между вторым и третьим этапами (началом репетиций) — хорошо иметь месяц. При таком построении всей работы непосредственно для репетиций достаточно 10 дней. При составлении плана-графика режиссеру становится ясно, к какому числу должны быть готовы оформление, реквизит, музыкальный материал, фонограмма, киноролики, слайды, диапозитивы и все другие компоненты концерта.
|