ПАРТИТУРА
театрализованного тематического концерта — «Мы — родом из Октября!»
для того, чтобы при составлении программы концерта точно знать, сколько времени будет идти весь концерт и каждый его эпизод; вести запись числа занятых в номере участников, характера костюмов, реквизита, элементов оформления, особенностей аккомпанемента, состава музыкантов, их размещение во время исполнения номера — то есть всего, что понадобится при работе режиссера над партитурой концерта. И еще. Во время просмотра ассистенту или помощнику режиссера необходимо точно записывать все данные, которые понадобятся при печатании программки концерта: название номера, фамилии и инициалы исполнителей, композиторов, авторов слов, поэтов, постановщиков номеров и т. п. Уточнив сроки и места просмотров, режиссер создает план-график репетиций и выпуска концерта, согласовывает его у руководства клуба, Дома культуры. С этого момента план-график становится обязательным для всех участников концерта (исполнителей, служб, материально-технического обеспечения и т. д.). Следующие этапы работы над созданием концерта: Просмотр коллективов и солистов (предварительный отбор номеров), прослушивание предполагаемых ведущих концерта. Желательно, чтобы в просмотре, помимо постановочной группы (художника, музыкального руководителя, балетмейстера и т. д.), руководителей коллективов принимали участие и представители руководства клуба, Дома культуры или другой организации, отвечающей за проведение концерта. Создание и утверждение окончательного варианта сценария. За этим следует второе совещание постановочной группы, в котором принимают участие руководители художественных коллективов. На нем режиссер знакомит присутствующих со сценарием, объявляет, какие номера включаются в концерт, сообщает план-график репетиций и выпуска концерта; обговаривает с музыкальным руководителем и балетмейстером содержание и характер сводных номеров, принцип их подготовки, с кинорежиссером (или другим лицом, отвечающим за подготовку проекционного материала), звукорежиссером (звукооператором или радистом) — содержание и характер проекционного материала, фонограммы и всего, что относится к радиоусилению (микрофоны, звуковые колонки и т. п.). Желательно, чтобы режиссерские задания были конкретными и в то же время не сковывали на этом этапе работы творческую инициативу участников постановочной группы. Весьма полезно дать каждому ее члену сценарий концерта, по которому они будут работать. Особенно — художнику концерта! Затем наступает этап параллельной работы: режиссера (или назначенного им лица) с Ведущими; специалистов, членов постановочной группы, совместно с руководителями коллективов над корректировкой, доработкой номеров; художника — над созданием эскизов (макета) оформления, костюмов, реквизита, бутафории и т. п.; музыкального руководителя над подготовкой сводных номеров; балетмейстера — хореографических сводных номеров; но подбору проекционного материала, материала для создания фонограммы (музыки, шумов). Обеспечивают организацию репетиций ассистент и помощники режиссеров по указанию режиссера-постановщика. На этом этапе режиссер, помимо проведения репетиций с исполнителями, постоянно контролирует ход всей работы по созданию концерта. Далее. В назначенный планом-графиком срок режиссер принимает у художника эскизы (макет) оформления концерта, костюмов, бутафории и реквизита. После утверждения эскизы с разработанными художником рабочими чертежами передаются в административную группу (директору) концерта, которая размещает заказы на их изготовление и обеспечивает соответствующими материалами изготовителей. Репетициям концерта по эпизодам (монтаж номеров, переходов, связок и т. п.), которые проводятся в установленные планом-графиком сроки и в которых участвуют все коллективы (исполнители, солисты, ведущие, дикторы и т.п.) и все службы (радисты, электроосветители, монтировщики сцены и т. п.), задействованные в эпизоде, предшествует создание режиссером партитуры концерта. Репетиции по эпизодам проводятся в «выгородке». Желательно, чтобы каждый эпизод имел хотя бы одну самостоятельную репетицию. Следующий этап — монтировочная репетиция. Она проводится на сцене. Руководит ею художник концерта. Режиссеру не следует вмешиваться в его действия. Если режиссера что-то не удовлетворяет или у него возникают какие-либо предложения, пожелания,— об этом он должен сказать только самому художнику. Материально-техническое обеспечение монтировочной репетиции — обязанность административной группы (директора). Как правило, параллельно с монтировочной и световой репетицией члены постановочной группы проводят репетиции на других площадках по доработке сводных номеров и других элементов концерта, связанных с мастерством исполнителей. Как показывает практика, к этому времени звукорежиссер (звукооператор, радист) создает окончательный вариант фонограммы, а кинорежиссер — проекционного материала. Далее проводятся репетиции Пролога и Финала, в которых помимо исполнителей должны быть заняты все необходимые службы. Обычно в день, отведенный на репетиции Пролога и Финала, художник и заведующий постановочной частью (машинист сцены) проводят работу по окончательной доделке оформления. Репетиция Пролога и Финала не случайно назначается после монтировочной и перед сводной. Во-первых, проводить ее следует вреальных сценических условиях. Во-вторых, если Пролог репетировать перед первым эпизодом, а Финал — после последнего, то помимо того, что дважды придется вызывать практически большинство участников концерта, режиссер может попасть в цейтнот, поскольку репетиции эти сложны изанимают много времени. Кстати, с этой репетиции вплоть до концерта административная группа (директор) должна обеспечивать своевременную доставку исполнителей на репетиции, их размещение, отдых, если нужно — питание и отправку с репетиций на базы коллективов. Если в основе построения (мизансцен) Пролога и Финала лежит цветовая гамма костюмов их участников, а такое бывает довольно часто, то репетиции эти следует проводить в костюмах. Сводная и прогонная репетиции — дальнейшие этапы работы, не требуют специального объяснения, поскольку мы достаточна подробно говорили об их содержании и цели. А вот с точки зрения организационной работы режиссера целесообразно после сводной и перед прогонной репетицией провести специальную репетицию с ассистентом, помощниками режиссера и исполнителями технической части концерта (звукооператором, киномехаником, электриком, работающим со световым регулятором и т. п.). Слаженность хода прогонной репетиции, тем более концерта, в огромной степени зависит от точности работы, в первую очередь ассистента и помощников режиссера, от того, насколько хорошо они знают последовательность всех своих действий в пределах распределенных между ними обязанностей. Собственно, уже во время репетиций эпизодов каждый из них не только познает, что и в каком порядке ему нужно делать, но и запоминает его. Поэтому репетиция «за столом» перед прогоном преследует цель проверить во избежание «накладок», насколько-хорошо каждый знает свой маневр. Проводится эта репетиция примерно так. Режиссер, объяснив цель и задачу репетиции, произносит: «...Десять минут до первого звонка» Ведущий. «Проверив все па сцене, проверяю готовность всех служб и связь с ними». Первый помреж. «Я проверяю закрепленные за мной коллективы, выходящие с моей стороны. Докладываю ведущему». Второй помреж. «Я проверяю свои коллективы. Докладываю ведущему концерта». Киномеханик. «У меня заряжен первый фрагмент киноролика». Звукооператор. «Последний раз проверяю фонограмму». Ведущий. «Проверив и убедившись, что все в порядке, за 15 минут до начала даю первый звонок. Объявляю об этом по радио с пульта всем службам и коллективам». Первый помреж. «Занимаю свое место за кулисами». Второй помреж. «Занимаю свое место за кулисами справа». Ведущий. «По радиосвязи приглашаю участвующих в Прологе на сцену». Третий помреж. «Провожаю коллективы и солистов, занятых в Прологе, из помещений, где они находятся, на сцену. Потом готовлю черный номер первого эпизода к выходу». Первый помреж. «Слежу, как коллективы и исполнители, вышедшие на сцену с моей стороны, располагаются на станках». Второй помреж. «Делаю то же самое, но с коллективами, вышедшими с моей стороны...» Ведущий. «Убедившись, что все заняли свои места на сцене, даю 2-й звонок. Сообщаю об этом всем заинтересованным службам. Последний раз проверяю связь со службами: звукооператором, световым пультом, киномехаником. В назначенное время даю 3-й звонок и даю сигнал электрикам убрать свет в зале. После того как свет в зале убран и электрики набрали свет Пролога, даю сигнал включить фонограмму и на второй музыкальной фразе даю команду открыть занавес...» Примерно вот так (рассказом каждого, что он делает в каждый момент концерта) режиссер подряд проходит все действие от начала до конца. Останавливает он рассказ только в том случае, «ели кто-то напутал или забыл. Такая репетиция придает всем, кто проводит концерт, уверенность в правильности своих действий. Особенно она важна для ведущего концерт. Ведь от четкости работы последнего зависит весь ход концерта, его темп и восприятие как непрерывно развивающегося действия. По командам ведущего с пульта управления действуют все службы: и тот, кто открывает и закрывает занавес, и тот, кто работает со штанкетными подъемами, опуская и поднимая элементы оформления, и тот, кто включает фонограмму (звукооператор, радист), и тот, кто переставляет микрофоны, и тот, кто проводит «чистые перемены», и тот, кто работает на световом пульте (регуляторе), и тот, кто включает и выключает проекционную аппаратуру и т. д. Он же (ведущий концерт) руководит действиями помощников режиссера. Словом, в руках ведущего концерт сосредоточивается все управление службами, обеспечивающими на сцене (помимо исполнителей) образное выражение концерта. Рассказывают, что когда-то в Московском Художественном театре существовал обычай — перед началом спектакля помощнику режиссера, ведущему его, отдавали ключи от театра. Подчеркивая тем самым, что он на это время становится единственным хозяином сцены и никто, даже режиссер-постановщик, во время спектакля не имеет права вмешиваться в его действия. Последние этапы в создании концерта — прогонные и генеральные репетиции. Завершается же вся работа режиссера над осуществлением концерта открытием занавеса и показом его зрителям, ибо зритель является одним из самых существенных компонентов сценического действия, его соучастником. Во время концерта режиссер обычно находится на сцене около помощника режиссера. Но, повторяю, не вмешиваясь в его действия, а как бы становясь его помощником. Если же режиссер не очень уверен в действиях той или другой службы, у которой сложная партитура действий, скажем, у киномеханика, имеет смысл режиссеру находиться в кинобудке для того, чтобы заранее подсказать, какое место киноролика будет следующим. Или в регуляторной — в помощь осветителю. Естественно, ведущий концерта должен знать, где во время концерта находится режиссер. Но что бы ни случилось во время концерта, какая бы не произошла «накладка», главное для режиссера — не паниковать, сохранять спокойствие. Успокоить, подбодрить провинившегося. Если режиссер не будет держать себя в руках, вот тогда концерт неминуемо пойдет кувырком. Главная задача режиссера в этот момент найти выход из создавшегося положения. Причем такой, который сделает не очень заметным «сбой» в концерте. Чаще всего это удается сделать. Так, например, однажды на концерте звукорежиссер ошибся и выключил фонограмму танца в самом не подходящем месте. Танцоры остановились. Закрыть занавес? Нельзя. Это означало бы крах концерта. Выход был найден. Выручило нас то, что следующий эпизод, посвященный войне, начинался с прохода уходящих на фронт солдат. Мы не стали продолжать неокончившийся танец, не выпустили следующий за ним последний номер эпизода, а сразу перешли к войне. Конечно, переход к этому эпизоду был другой. Но сделать его было уже невозможно. На наше счастье остановка танцоров была воспринята зрителями как задуманная. Помогло нам то, что мы не паниковали, не теряли зря времени, а, зная хорошо все построение концерта, смогли сразу сообразить, как следует поступить. Но не дай бог никакому режиссеру пережить такое. Как вы понимаете, к прочитанному вами о последовательности работы режиссера над постановкой концерта следует относиться только как к схеме, дающей наглядное представление о порядке действий режиссера и постановочной группы. И в какой-то мере дающей возможность обозначить содержание ее каждого этапа, что в него входит, что и когда организационно идет параллельно. Конечно, как и в любой схеме, предусмотреть в ней абсолютно все просто невозможно. Да я и не ставил перед собой такую задачу. Ведь каждый концерт имеет свои специфические особенности организации, которые зависят от предлагаемых обстоятельств. Да и действительность, в процессе постановки концерта, может преподнести любые неожиданности. Но в любом случае работа над концертом, как правило, идет в той последовательности, которая отражена в этой схеме. Вот, пожалуй, все, что необходимо было сказать об организационно-творческой работе режиссера. Может быть только еще одно. Весьма полезно ассистенту или кому-либо из помощников режиссера вести записи (дневник) репетиций. Помимо того, что в нем фиксируется ход репетиции, записываются задания постановочной группе, цехам и т. д., он является хорошим подспорьем самому режиссеру. Пользуясь записями, постановщик всегда может вспомнить, что он делал на прошедшей репетиции, что удалось сделать, над чем следует продолжить работу, да и критически оценить свои действия.
|