О КИНО И СЛАЙДАХ В КОНЦЕРТЕ
Сегодня трудно себе представить какой-либо театрализованный, а тем более праздничный концерт без демонстрации в нем кинокадров или слайдов. Кино, слайды, диапроекция стали их непременным атрибутом, хотя они вовсе не обязательны. Сегодня наличие в клубе, Доме культуры стационарной или передвижной киноустановки и другой проекционной аппаратуры стало обыденным. Не мудрено, что режиссеры в поиске новых выразительных средств не могли пройти мимо действительно поразительных возможностей, таящихся в этой технике. Но, выпустив джинна из бутылки, они, даже зная могущество его выразительных сил, почему-то из всех открывшихся возможностей, как правило, используют лишь одну — иллюстративную. Вспомните, когда мы видим в концерте кинокадры (диапроекцию)? В подавляющем большинстве случаев либо в Прологе, либо в Финале. В том и другом — уже реже. По ходу же концерта — почти никогда. Причем, если и демонстрируются кинокадры или слайды, то обычно как иллюстрация к тексту ведущих. Между тем выразительные возможности кино и диапроекций в театрализованном концерте намного шире, значительнее. Вплетенные в ткань концерта, они могут стать его неотъемлемой частью, так же, как и другие выразительные средства, служить раскрытию темы, идеи, содержания эпизодов, номеров, всего концерта. Из всех возможных приемов их использования остановимся на четырех наиболее ярких. Первый, пожалуй, самый простой, когда кинокадры становятся ж и в ы м фоном для номера. Это может быть какой-либо пейзаж, скажем, березовая роща, берег реки, в который органически впишется исполняемый на сцене лирический хоровод; или «танец ткачих», идущий на фоне кинокадров цеховых пролетов, линий работающих ткацких станков с бешено вертящимися шпульками, ритм которых подчеркивает ритм номера; или кинокадры звездного неба и слушающих его, медленно поворачивающихся огромных радиоантенн и локаторов, ставших фоном для исполнения песий А. Пахмутовой на слова С. Гребенникова и Н. Добронравова «Нежность». (Как это было в одном из театрализованных концертов, в котором ее исполняла Майя Кристалинская). Второй, когда кинокадры используются в качестве документа, документального свидетельства, подтверждающего или опровергающего смысл происходящего на сцене. Например, на сцене звучат стихи Мусы Джалиля, а на экране одновременно демонстрируются специально подобранные кинокадры из кинофильма «Моабитская тетрадь» или слайды такого же содержания. Или на сцене идет эпизод, посвященный первым дням революции, а на экране — слайды первых декретов Советской власти: «О мире» и «О земле». Или вокально-инструментальный ансамбль исполняет песню А. Пахмутовой на слова Н. Добронравова «Знаете, каким он парнем был» из цикла «Созвездие Гагарина», а на экране одновременно возникают документальные кинокадры о Юрии Гагарине. Или агитбригада разыгрывает сценку о «миролюбии администрации США», а на экране в это же время демонстрируются документальные кинокадры: бомбежка мирных вьетнамских селений; никарагуанских деревень, оккупация Гренады и т. п. Третий, когда кинокадры, слайды расширяют границы ч. номера, места действия. Например, в эпизоде, посвященном борьбе за мир, одновременно с развертывающимся на сцене действием проецируются кинокадры: демонстрации сторонников мира в разных странах, сбор подписей под воззванием Комитета в защиту мира, митинг и т. д.; или во время исполнения песни о Фестивале идет монтаж стремительно сменяющихся кинокадров танцующей, смеющейся молодежи — участников Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве; или на сцене «Танец комбайнеров», а на экране — поле и плывущие по нему комбайны. Четвертый, наиболее сложный, когда используется прием так называемой «латерны магики». Прием сочетания исполняемого номера на сцене с крупными планами этого же номера на экране. Или выходы, уходы действующих лиц с экрана на сцену, со сцепы на экран, требующий тоже специальных досъемок. Разумеется, любой из приемов использования кинокадров, слайдов, диапозитивов тогда приобретает художественную силу, когда он внутренне связан с действием на сцене, когда создает с ним единый художественный образ. Иначе он остается не более чем голой иллюстрацией. Особую эмоциональную выразительность вводу кинокадров (слайдов, диапозитивов) в действие эпизода, концерта придает использование нескольких, расположенных в разных местах сцены, экранов (полиэкрана). Это позволяет режиссеру перебрасывать. изображение с одного экрана на другой, одновременно проецировать разные кинокадры (слайды, диапозитивы). Предположим, на сцене три экрана. Один — в центре, два других — по краям. В зависимости от действия на сцене режиссер может проецировать на центральный экран слайд, а на боковые — кинокадры. Или наоборот: на центральный — кинокадры, а на боковые— слайды. Варианты могут быть какими угодно. Зависит это от режиссерского решения. Например. Режиссер задумал ввести в концерт кинокадры о XXVII съезде партии. Одним из вариантов использования для этого полиэкрана может стать такой: на центральном экране — диапозитив (слайд) с изображением первой страницы газеты «Правда» с заголовком «Решения XXVII съезда партии — в жизнь!». А на боковых экранах в это время идут кинокадры: на правом — сваривается корпус нового атомного ледокола, льется из ковша сталь, работают станки-роботы, на витрине новые модели обуви; на левом — инженеры у кульманов, работает в забое угольный комбайн, Лужники, стадион им. В. И. Ленина, открытие Игр доброй воли, огромные пролеты автоматического цеха, смеющийся младенец у матери на руках и т. д. Другой вариант. На центральном экране меняются слайды с изображением названий постановлений Центрального Комитета партии и Советского правительства, а на боковых — связанные с ними документальные кинокадры, или наоборот — слайды проецируются на боковые экраны, документальные кинокадры — на центральный экран. Повторяю, вариантов использования, введения в действие концерта кинокадров, слайдов может быть бесчисленное множество. И не только по содержанию, которое определяется темой, идеей номера, эпизода, но и по монтажу, который подчиняется тем же правилам и законам, о которых мы говорили. Важно только помнить, что, каким бы ни был монтаж, он всегда должен быть предельно энергичным. И второе. Поскольку демонстрация кинокадров, слайдов, диапозитивов требует затемненной сцены, пользоваться ими следует разумно, экономно, не перегружая концерт. Праздничным концертам противопоказана темнота. Желательно, чтобы каждая их проекция длилась не более полутора минут. А это означает, что каждый план, каждый сюжет должен быть тщательно продуман. Большую помощь в этом может оказать привлеченный к работе над концертом специалист — кинорежиссер, руководитель либо один из участников любительской киностудии. Если же такого человека нет, то всю работу по созданию киноролика (кинороликов — для каждого проекционного аппарата при полиэкране) приходится делать самому режиссеру. Начинается она с отсмотра различных, лучше всего документальных фильмов. Исходя из сценария, режиссерского замысла концерта и просмотренного и взятого на заметку киноматериала, режиссер устанавливает порядок их показа для каждого номера, эпизода, в котором предполагается использовать кино. То есть для каждого номера, эпизода определяется его киносюжет. Затем для каждого сюжета определяется порядок монтажа, создается так называемый монтажный лист. Например.
После создания монтажного листа проводится техническая работа — вырезка и подбор кинокадров, их склейка, вклейка ракордов и т. д., в результате которой режиссер «получает готовые к эксплуатации киноролики. Монтаж их лучше поручить профессионалу. Такие есть в каждой конторе кинопроката. Нередко кинопрокатные организации не разрешают резать пленку (особенно художественных игровых кинофильмов). В том случае, если нет возможности сделать копию с отобранных кадров, следует просмотреть большое число различных документальных и других фильмов, подобрать в них примерно совпадающие с задуманным сюжеты и, учитывая продолжительность демонстрации каждого, отметить начало и конец закладками. Этими закладками и будет руководствоваться киномеханик во время концерта. Как это делается, хорошо знает любой рядовой киномеханик. Помимо кино, слайдов, диапроекций в театрализованных концертах иногда используются приемы теневого театра. Успешно применял этот прием в некоторых концертах один из крупнейших советских мастеров по свету Г. К. Самойлов. «...Чтобы показать, как в годы первых пятилеток рождалась наша промышленность, а на смену разрухе приходила индустриализация... в фокусе четырех стандартных проекционных аппаратов установили действующие механизмы будильников без корпусов и циферблатов. После номера «Строители» гас свет, а на всем пространстве задника появлялись проекции гигантских шестерен, шатунов, колес и т. д. Одни из них проецировались четко, резко, другие слегка размыто, но все они двигались, крутились, сцеплялись друг с другом, вырастая в символ возрождения промышленности. Этот неожиданный эффектный прием был встречен бурными аплодисментами зрителей». В одном театрализованном концерте — «Начало пути», посвященном 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, который был осуществлен на маленькой клубной сцене колхоза имени Ленина в станице Старощербиновской Краснодарского края, в силу целого ряда причин нам пришлось отказаться от применения кино. (Хотя по сценарию в концерте кинокадры должны были идти). И тогда мы решили широко использовать прием теневого театра. Так, в эпизоде «На каторгу» о несломленной воле и силе идущих по этапу политкаторжан, действие которого начиналось с зазвучавшей издалека песни «Колодники», за экраном под звон кандальных цепей появлялись как бы приближающиеся к зрителям тени прикованных к общей цепи ссыльных. Песня нарастала, нарастал звон цепей. И вот колодники появились на сцене, перед экраном. Присели, привалились друг к другу, чтобы передохнуть. Раздавшиеся окрики жандармов тут же подняли их. Ушли, скрылись ссыльные за экраном. Но теперь тени не удалялись. Наоборот. Их фигуры все время вырастали. Вот они уже заполнили собой весь экран. Звон цепей перерос в призывные удары набата. И уже вместо протяжной песни «Колодники» мощно и призывно зазвучала «Варшавянка». Заканчивая разговор о кино, слайдах, диапроекций, считаю необходимым еще раз подчеркнуть: как бы их не использовал режиссер, как бы не был эффектен сам прием, он не должен стать самоцелью, должен не иллюстрировать, а помогать раскрытию происходящего на сцене события.
|