Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Экстравертная Этика




Способ словесного выражения лексика, грамматика, речевые конструкты

Тема: Описание поля отношений, действий между людьми:

 

 

вести себя,

влиться,

встречаться,

вынюхивать,

дружить,

передружиться,

заботиться,

заигрывать,

законтачить,

затевать ссору,

вечеринку, заговор, здороваться,

приветствовать,

интрига,

компания,

кто куда пошел, кому что

сказал и что тот

ответил,

мириться,

найти друг друга,

найти общий язык,

обменяться

впечатлениями,

 

общительность,

 

разойтись, разбежаться,

 

отзываться друг о друге,

Ф _

ругаться, ругань,

 

отколоться,

 

скандал,

 

перезнакомиться,

 

собраться,

 

раззнакомиться,

 

сойтись, спеться,

 

поболтать, поговорить,

 

ссориться, ссоры,

 

подлизываться,

 

тусоваться,

 

посплетничать,

 

чураться,

 

прощаться,

 

шарахаться,

 

разговаривать,

 

общнуться.

Подтема: описание воздействия на живой объект:

 

будоражить,

 

провести,

 

вовлечь,

г

пилить,

 

восхвалять,

 

пугать,

 

вызвать на

развеселить,

 

откровенность,

развлекать,

 

достать,

 

разжигать гасить

 

завести,

 

страсти,

 

задеть,

lrwE

оттолкнуть, оттолкнуть

 

заколебать,

 

от себя,

 

затронуть душу,

 

растормошить,

 

надуть,

.

ругать,

 

настроить на боевой

 

поражать,

 

лад,

 

смешить,

 

обижать,

 

смягчить,

 

обмишурить,

 

создатьпраздничную,

 

обнадежить,

 

гнусную атмосферу,

 

очаровывать,

 

убаюкать,

 

подбодрить,

л

уболтать,

 

поражать,

 

усилить,

 

придираться, придирки,

 

успокоить,

 

пристать, отстать,

 

утешить.

прицепиться,

 

Тема: Описания внешних, наблюдаемых проявлений эмоций:

активность, активно бурлить,

Ц . выразительность, выразительно ф . говорливость, динамичность,

, драматичность,

, дуться,

, . жест,

, . жизнерадостность, заколдобиться, заморочиться, изливать душу,

, интонация,

ирония, с иронией

искренность,

искрить,

кипеть,

кислая мина грусть,

: култыхаться,

лукавая ухмылка

веселье,

Подтема: Зрелище артистично, артистизм

атмосфера,

впечатление,

драма, к' зрелище,

1 кино, класс,

В комедия,

кошмар, оттенок,

: поле,

развлечение,

развлекаться,

репертуар,

роль,

тон,

мрачность,

надуться,

нахлынуть эмоции нахлынули,

нервность, ныть, плакать,

плакаться в жилетку, подвижность, притворство, сарказм, саркастично сделать козью морду, слезы,

, смеяться, смех,

, улыбаться, улыбка, усмешка, хныкать, хохмить,

, шутить.

трагедия,

трагифарс

фарс,

фон,

цирк

Ну, просто

сентиментальная

комедия,

Слабо, дорогая, ты не выдерживаешь роли в личном разговоре не о театре,

Ты в своем репертуаре,

Ты могла хотя бы мне подыграть!

 

степени возбуждения: веселье,

взволнованность,

вовлеченность,

увлеченность, возбуждение,

возбужденность,

воспрянуть,

встать в стойку,

дух захватывать,

загораться, напрягаться, напряжение,

настроение,

настрой негативный, позитивный, е обалдеть, полное

обалдение, полный обалданс паника, я в панике

переживания,

подавленность,

подъем,

разочароваться, сброс энергии, скука,

спокойствие,

страдать,

тонус,

тоска,

ужас,

упадок,

экстаз,

эмоциональная волна,

эмоциональная зарядка,

энергия, терять, тратить,

расходовать, вобрать энергию, зарядиться,

энтузиазм.

 

 

Тема: Звуковая форма слова как выражение эмоций:

 

Подтема: Описание звукоподражание: ахать, охать, болтать, бубнить, верещать, восклицать, гун деть, долдонить, затихнуть, звякать, брякать,

поведения,

каркать мрачно каркающие собратья по разуму кричать,

мекать и бекать.

мычать,

рыкнуть,

рявкнуть,

шептать.

 

 

Подтема: ситуативное эмоциональную окраску: вздрыг,

дуся, словотворчество, передающее

кузя,

лапа,

обвлияться, вереск стоял в

прочехвостить, смысле все верещали,

разлапиться, сёстр. чуча,

Подтема: экспрессивные междометия, восклицания:

аж эге, и т.п.

ого, Горе ты мое!

ой, ай, ойей, Мама дорогая!

ох, ах, О, счастье!

охохонюшки, О, ужас!

тьфу, У ты какая! ух ты,

Особенности речи:

Частое употребление эмоционально окрашенных наречий:

бурно, игриво

вкрадчиво, искренне неискренне,

восторженно, мрачно,

выразительно, потрясающе,

вяло, скучно,

горячо, тепло, тошно,

прохладно перен.у, ужасно,

заинтересованно, энергично,

замечательно, язвительно и т.д.

Сочетания противоположных по смыслу эмоциональных

прилагательных и наречий: хорошо, аж жить не хочется,

хорошо до ужаса,

прелестная гадость,

он, конечно, лапочка, но это кошмар.

Цитаты из стихов, песен и т.п., отражающие актуальную эмоциональную ситуацию:

дан приказ ему на запад, ей в другую сторону описывая ссору.

Неформальная, разговорная, несловарная лексика, как менее нейтральная общнуться, а не общаться.

Оживляж через стилистические нарушения;

Использование лексики, выпадающей из контекста сообщения: например, бултыхаться в интеллигентнокорректной беседе; лицезреть или воспарить в дружеской болтовне.

Интонационная передача эмоционального состояния.

Обилие восклицаний, а на письме знаков препинания, отражающих интонацию: восклицательных, вопросительных, многоточий.

Оживление

взаимодействие, в т.ч. неживых объектов, описывается как взаимодействие двух живых субъектов кто, но не что, диалог с реальным или вымышленным собеседником, несколько действующих лиц: я и ты, мы, друг другу.

Преимущественные области деятельности и темы разговоров:

сплетни,

вызов у других эмоциональных реакций,

изменение и создание любой эмоциональной атмосферы и

любых нюансов в общении,

сильные эмоции и впечатления.

Пояснительная записка

1. Новое в семантике.

В ходе экспериментов больше всего нового было обнаружено именно в этом аспекте, поэтому на нем нам придется остановиться подробнее. 90 семантического поля экстравертной этики практически не представлены в соционической литературе либо заменяются семантическим полем интровертной этики. Между тем, у этого аспекта есть собственный и весьма оригинальный голос.

Прежде всего, эксперимент показал, что к этике эмоций относятся звукоподражания, такие, как аукать, ахать, гикать, долдонить, зудеть, жужжать, фукать, хрюкать, цыкать и т.д.

По поводу звукоподражаний лингвисты замечают, что почти все они глаголы и означают фонации, производимые

человеком или животными 6, с. 12], добавим: и другими объектами, например, тарабанить.

Звукоподражания, порождаемые в контексте живой речи, называются в лингвистике идеофонами. Помимо глаголов фонации, к ним относятся обозначения быстрого движения, мелькания фьють и нету; бабочка крылышками бякбяк бяк. По результатам наших экспериментов, это исключительная область черной этики.

Там же: ...звуковой облик слова может быть ориентирован не только на звукоподражание. Один из авторов настоящей книги в конце 60х годов для подтверждения этой мысли провел опыт, который мы предлагаем нашим читателям. На страницах газеты Неделя были опубликованы рисунки несуществующих животных, различные геометрические фигуры и т.д. Параллельно рисункам приводились несуществующие слова квазислова, которые были специально подобраны в соответствии с фоносемантическими данными по характеру рисунков. Читателям предлагалось определить, кто есть кто 6, с. 1314] пример маленькое животное и длинное тонкое создание, к ним надписи: плюк и лиар. Соответственно, маленький это плюк, а длинный лиар.

Интересно, как подобный эксперимент будут выполнять люди разных типов По нашим частным наблюдениям, логиков он зачастую ставит в тупик.

Таким образом, можно сказать, что этот аспект ориентирован на звуковой облик слова в широком смысле, на его фоносемантику а не на обозначаемый им предмет. Иначе говоря, он дает практически полное описание звукового поведения, выражаемое ГлагоТгашг—кричать,—шептатв, затихнуть, рыкнуть, мычать, верещать, болтать, бубнить, вякать, брякать, ахать, охать; либо междометиями идеофоны как раз в основном и относятся к этой части речи.

Вероятно, что междометие, как часть речи, полностью входит в экстравертную этику как сложные предлоги в интровертную логику. Различные ой, ай, ойёй, у, ты какой, эге, черт побери!.

А в речи ЭСЭ, ЭИЭ, ИЭИ, СЭИ междометия используются еще и для обрамления белоэтических терминов. Например, слова счастье, ужас черные этики так просто не берут, отказываются. Они говорят: Нет, ну как это

счастье Вот если бы О счастье!, тогда ладно. Ну как это ужас Ох, ужас какой! Как правило, в этих случаях присутствует и невербальная составляющая интонация, но для нас важно было выявить лексические средства, которые в дальнейшем могут быть формализованы.

Несколько слов о других полях, выявленных в процессе работы над аспектом.

Разговорная лексика, которая каждый раз рождается заново и ее нельзя четко определить раз и навсегда. Это могут быть одноразовые, ситуативные неологизмы, придающее речи оживляж. Пример: человек говорит: там все верещали, такой вереск стоял. Или: я влиялвлиял, и аж обвлиялся. Шушелицы, тусёпки, вздрыги то есть слова, которые можно понять исключительно в контексте конкретной ситуации, и звуковой облик которых может какимто образом ассоциироваться с обозначаемым ими предметом или лицом см. выше про плюка и лиара! Хотелось бы уточнить, что это не игра слов с двойным смыслом, как у черных интуитов, и не создание новых слов для названия новых вещей, как у черных логиков. Здесь главное не смысловой момент, а эмоциональная окраска.

А могут быть сознательные или полусознательные стилистические нарушения. Экстравертные этики могут, например, в тексте лекции сказать чтонибудь такое типа обвлияться. Или, допустим, в какомто тихом лирическом разговоре ввернуть чтонибудь грубое. Бултыхаться в вежливой интеллигентной беседе, лицезреть и воспарить в дружеской болтовне4.

Частым приемом является оценочный контраст, он состоит в том, что черные этики сочетают противоположные по эмоциональному смыслу прилагательные и наречия. Допустим, хорошо, аж жить не хочется, хорошо до ужаса, прелестная гадость, он, конечно, лапочка, но это полный кошмар. В отличие от белых этиков, которые скорее усилят оценку, т.е.

скажут не просто хорошо, а обалденно хорошо или совершенно замечательно5.

Еще одна особенность, хорошо заметная в речи цитаты, употребляемые для эмоционального оживления разговора, чтобы заинтересовать слушателей и т.п. Допустим, цитатки из песенок носители аспекта употребляют, описывая чьюнибудь ссору, или когото послали в командировку дан приказ ему на запад, т.е. просто чтобы повеселее это все рассказать. В отличие от черных логиков, для которых цитаты это способ подтвердить сообщаемую ими информацию.

Уникальное поле этого аспекта тема Зрелище. Интересно, что эта тема как раз в соционической литературе отражена, хотя и приписывается в основном типу ЭИЭ. Однако оставшиеся три типа тоже подтверждают наличие такого поля и согласны с включенными в него словами! И с не меньшим удовольствием употребляют подобную лексику в жизни.

Поле этого аспекта дает культурную проекцию во все области, связанные с массовыми зрелищами. А в бытовом варианте это может быть, например, истерика как продуманное средство воздействия на окружающих или любого рода грамотно выполненное шоу, при этом роли могут быть разными: самодур, конфетка, свой парень, паймальчикдевочка и вообще совершенно любыми; богатство репертуара зависит как от уровня развития конкретной личности, так и от контекста аспект динамический, то есть контекстуальный.

Этому аспекту присущ такой литературный прием, как олицетворение оживление неодушевленных объектов. Он выражается в приписывании неживым объектам человеческих эмоций, настроений, и в попытках эмоционального воздействия на них. Компьютер надо растормошить и подбодрить, чтобы лучше работал, Я всегда здороваюсь с телевизором, когда его включаю: Здравствуй, мой дорогой!.

Состояния

Состояния это чаще энергетически насыщенные состояния: радость, гордость, восторг, хотя бывает и наоборот: робость, грусть, досада, смущение.

2. Подтвердившееся в ходе эксперимента наполнение.

Тем, получивших подтверждение в резонансной группе, очень мало по сравнению с другими аспектами. Опятьтаки, создается полное впечатление, что Экстравертная Этика проходила мимо сознания социоников. В соционическом общественном сознании черная и белая Этика изначально перепутаны, по факту половина того, что мы заносили в первоначальный список, пользуясь литературой, оказалось белой этикой.

С некоторой натяжкой можно сказать, что подтвердились следующие разделы:

Поведение, проявление эмоций в речи и действиях. Не радоваться это чувство, а смеяться. Не грустить, а плакать. Не расстраиваться, а хныкать или жаловаться. Улыбаться, встать в стойку, шутить, дуться, выплескивать. Именно то, что можно видеть, наблюдать, слышать, то, что проявляется в поведении. Этот аспект не описывает чувства и эмоции как таковые, как белая Этика, а описывает эмоциональное взаимодействие и воздействие между живыми или одушевленными объектами. Это очень важно подчеркнуть, учитывая путаницу, царящую в литературе и в умах социоников особенно начинающих.

Описание поля отношений и воздействие на живой объект в той мере, в какой эти темы косвенно упоминаются в соционической литературе.

3. Не подтвердившееся в ходе эксперимента наполнение.

Описание эмоций и их непосредственного переживания человеком это Интровертная Этика.

Конструкции со словом отношение, сближаться, расходиться и т.д., относиться к комуто, притяжение отталкивание, связь и т.д. Это тоже Интровертная Этика.

Оценка как таковая, оценочные прилагательные хороший плохой и пр. и существительные счастье, добро это опять область интровертной этики.

4. Изоморфизм.

Невербальные реакции, телесная пластика

Богатство и непредсказуемость мимических реакций. Постоянный процесс изменения мимики, подвижность лица зона бровей, губ, разнообразие выражений. Изображение эмоций. Выразительная жестикуляция.

Голос: интонационные перепады, изменения в интонации и громкости. Голосовые модуляции.

Проективные методы, пластические искусства живопись, рисунок, скульптура, архитектура

Разнообразие выражений лиц морд персонажей. Необязательные, нефункциональные детали и добавления, несущие эмоциональную нагрузку и выражающие настроение смена погоды, пушистость. Выражение эмоционального состояния персонажа через позу. Часто обилие завитушек, финтифлюшек, галстук в крапинку, носки в горошек то есть те же необязательные детали. Чередование пафоса с иронией, трагикомедия как жанр.


Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой





Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 590. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.054 сек.) русская версия | украинская версия
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7