IV. ХЛЕБ
Из злаков человек приготовил свою самую благородную пищу, хлеб. Он стал для нас прообразом пищи. Да, даже больше: в молитве, которой Христос учил людей, в просьбе о хлебе насущном выражена просто просьба о сохранении жизни. Хлеб и плоть - это отношение выражено в слове «Brotlaib». Слово Laib уже у истоков немецкого языка было именем для хлеба: в германском языке это слово называлось «Hlaifs». Плоть человека, плоть как хлеб - эти слова, невзирая на их различное этимологическое происхождение, звучат одинаково, знаменательное явление в культурно-историческом развитии.* /* В славянских языках столь же показательны слова жито и жизнь (примеч. редакт.)./ Отношение к хлебу с момента его возникновения во все времена было благоговейным. Еще наши матери осеняли крестным знамением свежеиспеченный хлеб, прежде чем разрезать его. Сегодня снова начинают сами печь хлеб и узнают, что при этом действии возникает особенное настроение. Это совершенно особенное переживание, когда дома пекут хлеб. Это особенно чувствуют дети, они хотят быть при этом и помогать.
В вальдорфских школах существует обычай, что в восьмом классе дети на делянке в школьном саду выращивают хлебные злаки. Когда они созревают, зерно убирают и размалывают. Затем следует торжественный момент, к которому были устремлены все предыдущие работы, выпечка хлеба. Глубокое переживание для детей, которое закладывает в них благоговейный настрой по отношению к пище, так что они и позднее, став взрослыми, уважают хлеб, как дар Господа, и никогда бездумно не позволят ему испортиться, даже во времена изобилия. Но как же мы печем наш хлеб, что при этом происходит? Сегодня нам кажется совершенно естественным, что мы можем выбирать среди различных способов приготовления хлеба. Так было не всегда.
|