Понемногу мне удалось собрать сведения о поморке, которая своими делами заслужила царское звание. Оказывается, Татьяна Ивановна Куковерова в конце далекого уже девятнадцатого столетия приехала на Кольскую землю со своим мужем Кузьмой Максимовичем. Ее супруг после двадцатипятилетней службы в армии в должности унтер-офицера был назначен смотрителем Терско-Орловского маяка. Кузьме тогда было тридцать четыре года, его юной супруге - шестнадцать. Вместе они прожили двадцать пять лет, а после смерти мужа Татьяна Ивановна тоже стала смотрительницей маяка и сама подняла шестерых детей.
Самородок с добрым сердцем
Как отмечали очевидцы, Куковерова была талантливым самородком с сердцем, удивительно отзывчивым на всякую беду. Скромная, отважная. Она была женщиной-легендой своего времени. Профессор Владимир Прохорович Амалицкий, бывавший в наших северных краях, отмечал, что Татьяна Ивановна была "врачом, акушеркой, адвокатом, просветительницей народа и устроительницей рыбных промыслов на новых началах".
Куковерова происходила из купеческого сословия. Она рано осиротела и до девяти лет воспитывалась в приюте. Потом ее забрал в семью родственник, служивший помощником лекаря. И тогда на пытливую девочку обратил внимание местный врач. Таня помогала ему варить лекарства, делать перевязки, притирания, ассистировала во время операций. Она готовилась стать сестрой милосердия, но родственники решили выдать Татьяну замуж. Так она оказалась на самом краешке российской земли и здесь нашла применение своим знаниям и умениям.
Другая бы на месте Куковеровой спокойно воспитывала бы своих многочисленных детей да занималась хозяйством, хлопот с которым хватало. Но она не могла спокойно смотреть, как трудно живется людям вокруг нее. И стала помогать. Она бесплатно лечила местное население. А когда лопари и поморы-артельщики терпели нужду и голод, Татьяна Ивановна обращалась к губернским властям и даже к царю с петициями об оказании им помощи. Наверное, она была одной из первых, кто пытался обратить внимание властей на проблему пьянства среди местного населения. Она была хорошей матерью, но дочери и сыновья порой жаловались, что для нее неграмотные дикие лопари и поморы дороже и важнее собственных детей.