В ходе Первой мировой войны Великобританией было предложено создание Курдистана и Армении в этой географии. Как появилось Армянское государство в регионе?
- В этом вопросе важной точкой является следующее: на территории Османской империи, которая входила в проект «Великая Армения», мусульманское население превышало армянское население в пять раз. Это говорю не я, а царские и советские источники, на которые я опираюсь. То есть, между государствами Ближнего Востока и Балкан, объявившими свою независимость после откола от Османской Империи, и проектом «Великая Армения», есть очень серьезная разница.
Документы и источники, на которые даны ссылки в книге, доказывают, что этот проект не имел под собой никаких справедливых оснований и был реализован только с поддержки империалистических сил, превращая регион в кровавую бойню.
Действительно, этот проект превратил регион в плацдарм многих серьезных процессов, провоцированных империалистическими государствами.
Посмотрите, как интересно, даже сепаратистские курдские племена, борющиеся против турецкого правительства, и даже во имя этого сотрудничающие с Россией, стали жертвами политики геноцида дашнакских бандформирований. Генералы царской России сожалеют, что по вине лицемерных дашнаков натравливают курдов против турков. Опять же в книге вы можете узнать, что, согласно дашнакским источникам, в период Первой мировой войны ими были уничтожены 800 000 курдов.
-Такие лидеры советской власти, как Ленин и Сталин, армянские большевистские теоретики имеют множество утверждений об армянском вопросе.
Согласно этим утверждениям, а также в переписи и рапортах, армянский вопрос используется империалистическими государствами как инструмент для расчленения Турции. Советские лидеры утверждали, что дашнакская Армения является стеной английской политики между Турцией и Советской Россией, и после Первой мировой войны армяне являлись исполнителями империалистов в регионе. Дашнакская Армения исполняла роль плацдарма для реализации планов Запада на Востоке. Советские документы также свидетельствуют об этнической чистке, совершенной дашнаками в пределах нынешней Армении. Во имя построения «чистого» национального государства значительная часть мусульманского населения была ликвидирована дашнакскими властями.
Отдельно в так называемой Киликии – в регионах Адана и Мараш, под покровительством французов систематически уничтожалось мусульманское население.
Армянское население также получило свою долю от жестокости дашнакской диктатуры, что отражается в советских документах.
Как открыто свидетельствуют советские архивы, в результате военного сотрудничества Турецкой Армии и Красной Армии была свергнута дашнакская власть в Армении и провозглашена советская власть.
Поход Турецкой Армии в Армению, то, что сегодня называется «геноцидом», поддерживался самыми высокими чинами Советского правительства и расценивался как прогрессивное действие. Эти действия Турции рассматривались в рамках защиты отечества.
Сегодня нападки шовинистически настроенных армянских националистов против советских лидеров точно так же, как против Талат паши и Анвар паши, происходят по этой причине. Российское армянское общество в книге «Защитники и виновники армянского геноцида» использовало документы в этом направлении, и расценило Ленина и Сталина в совершении так называемого «армянского геноцида».
Армянская диаспора, политические и научные круги накладывают равностепенную ответственность за «армянский геноцид» на Турцию и Россию, проводят мероприятия с обсуждением темы в этих рамках, издают публикации.
Здесь нужно отметить, что некоторые армянские круги хотят осудить Россию, объявившую себя наследницей СССР, за участие в «геноциде армян».
- Одним из основных моментов понимания ситуации, приведших к событиям 1915 г., является исследование рождения и специфики армянского национализма. Царские документы указывают на параллельное созревание армянского национализма с началом использования армянского национализма Царской Россией и Западом Турции в 19 веке.
То есть, армянский национализм не был движением против врага извне, а являлся сотрудничеством с внешним врагом против народов региона.
Особенно армянские документы и издания того периода, имеющиеся в архивах, явно демонстрируют расизм и агрессивность, сотрудничество с враждебными странами армянского национализма. Армянская интеллигенция на Кавказе еще в 19 веке лелеяла идею создания независимого Армянского государства в «сотрудничестве» с империалистическими государствами, и пыталась это насильно внушить турецким армянам.
В этих рамках имеет огромное значение мнение и действия одного из теоретиков армянского национализма Г.Я. Артсруни, как утвердившаяся основа в армянской националистической идеологии.
Артсруни с одной стороны призывает западные государства вторгнуться в регион, с другой стороны демонстрирует расистский подход против турков и курдов.
Согласно отцу армянского национализма, проблема Востока заключается в борьбе арийцев и семитов против туранской, тюркской расы. «Пока не истреблена тюркская раса с лица земли, эта проблема никогда не разрешится» - такова суть этого подхода.
Согласно Арструни, связывающего противостояние в мире и независимость Армении с противостоянием арийцев и семитов против туранской расы, природа не наделила все народы одинаковыми способностями. Языки турков и курдов не склонны к культуре, считает он.
«Они имеют язык, но очень отсталый и примитивный. По этой причине, народы не способные к культуре для всеобщего счастья человечества, должны быть поглощены культурными народами, сосредоточены вокруг сильных народов и в результате слиться с ними. Если не будет армян, то тюрки останутся голодными. Курды – полудикие, и в каждую минуту могут вас ударить в спину» - таким подходам Арструни можно привести множество других примеров.
Нужно отдельно отметить, что Арструни и сегодня признается армянами как один из основателей армянского национализма. То есть, он не является каким-то исключением или обычным человеком.
Если посмотреть литературу того времени, сталкиваемся теми же результатами. Курдские и тюркские образы полностью подпитаны расистским взглядом армянского национализма.
Армяне в Анатолии, не имея никаких проблем, кроме обычных бытовых споров, жили в равных условиях с мусульманским населением, и в конце 19 века, отравленные шовинистическими идеями, были провоцированы во имя интересов империалистических государств против своих соседей. И таким образом была создана почва для событий 1915 г.
|