Августа. Прабхупада вернулся в Лондон, где получил последнюю корреспонденцию из Индии; в деле о покупке земли для ИСККОН в Хайдарабаде появились юридические сложности
Прабхупада вернулся в Лондон, где получил последнюю корреспонденцию из Индии; в деле о покупке земли для ИСККОН в Хайдарабаде появились юридические сложности. Прабхупада написал своему ученику Махамсе ответ, в котором предостерег его от «второго Бомбея». Получив информацию, что работа по строительству храма во Вриндаване продвигается успешно, Прабхупада ответил: Я с радостью узнал, что вы всецело поглощены проектом вриндаванского храма и все время думаете, как свершить задуманное. Я тоже постоянно молюсь Кришне о том, чтобы Он даровал вам разум сделать все как следует. В письме ученику на Гавайи Прабхупада извинялся за задержку с ответом. Я был очень занят покупкой земли в Джуху у г-на Н. Недавно он скончался, но до этого успел создать массу проблем… Они не решены до сих пор. Но я надеюсь, что вскоре все будет улажено. Послание в Бомбей, Тамала-Кришне Госвами, свидетельствовало, насколько сосредоточен был Прабхупада на происходящих там событиях. Хотя преданные фактически вступили во владение землей и даже отремонтировали временный храм, юридически они все еще не были там собственниками. Если госпожа Н. не собирается продавать нам землю, каков будет наш следующий шаг? За попытку выселить нас с земли мы возбудили против нее уголовное дело, но чем это кончилось? А если она не только не собирается продавать нам землю, но и не намерена возмещать нам материальный ущерб, и ко всему прочему делает попытки прогнать нас? Как нам тогда поступить? От нее столько хлопот… Ученикам в Майяпур Прабхупада написал: Да, строительные работы в Майяпуре к моему возвращению должны быть полностью завершены. Когда я приеду в следующий раз, прошу избавить меня от плотников с их постоянным стуком. Мне хотелось бы остаться в Майяпуре подольше, но шум строительных работ заставил меня уехать. Я приеду, когда строительство закончится, и ни днем раньше. Прабхупада ответил на множество писем из Америки, где преданные с возрастающим энтузиазмом распространяли книги. Их письма содержали серьезные вопросы, ответить на которые мог только их духовный учитель: насколько важно распространение книг? могут ли преданные носить в общественных местах обычную западную одежду, чтобы лучше распространять книги? что важнее: петь на улицах или распространять книги? можно ли ездить по стране на автобусах или автофургонах? позволительно ли путешествовать в фургонах с Божествами? В письмах преданные делились с Прабхупадой своим пониманием проблемы, но при этом почтительно ожидали его решения. Движение сознания Кришны было уже немаленьким и обладало огромным потенциалом к дальнейшему росту. Авторитет Прабхупады внутри ИСККОН был столь высок, что одно письмо, полученное от него, становилось руководством к действию на многие годы вперед. Сам он, казалось бы, спокойно сидел в своей комнате в Поместье, привычно совершал омовения, принимал пищу, по вечерам встречался с гостями. Однако в это же самое время он руководил тысячами юношей и девушек по всему миру, посылая их на войну с майей. Я не имею ничего против ношения западной одежды при распространении книг. Нет необходимости постоянно ходить в вайшнавской одежде, но шикха и тилака должны быть всегда. Но вы можете носить парики или головные уборы. Мы должны принимать все, что способствует сознанию Кришны. Иногда, в целях распространения книг, мы можем применять эти средства — главное не забывать свои принципы. Так или иначе, распространяйте книги, и если вам удается хотя бы немного вдохновить людей на повторение Святого имени, то неважно, что на вас надето. Преданные продолжали задавать вопросы, желая прояснить, насколько применим принцип «цель оправдывает средства» к их попыткам исполнять наказ Прабхупады распространять книги в огромных количествах. Шрила Прабхупада, свободный от всякой корысти, отвечал на их вопросы с позиций чистого сознания Кришны. Что касается вопроса о путешествующих группах санкиртаны и продажи книг, — да, нам нужны деньги. Продажа книг — вот реальная проповедь. Кто расскажет лучше, чем книга? Купив книгу, человек найдет время, чтобы ее просмотреть. Настоящая проповедь — это продажа книг. Вы должны научиться тому, как продавать книги, не вызывая у человека раздражения. Что даст ему ваша трехминутная лекция? Но если человек прочитает хотя бы страницу, жизнь его может измениться. Однако мы никого не хотим раздражать. Если вы ведете себя навязчиво и человек отворачивается – это ваш провал. Ни вы не продали книгу, ни он не смог остаться с вами. Но если он покупает книгу, то это по-настоящему успешная проповедь. Таково мнение моего Гуру Махараджа. Когда кто-то из его брахмачари продавал хотя бы один или несколько экземпляров журнала, Гуру Махараджа был очень им доволен и говорил: «Ты просто молодец». Поэтому распространение литературы — наша истинная проповедь. Если вы не можете правильно представлять эти книги, то должны винить в этом только себя. Но успех вашей проповеди будет определяться тем, сколько книг вы продадите. Если вы хотите что-то продать человеку и вдохновить его дать на служение Кришне какие-то деньги, вам нужно немного рассказать ему про то, что вы продаете. Купить книгу для человека — большая удача, ведь благодаря этому он получает шанс познакомиться с духовным знанием. Но если вы так назойливы, что люди шарахаются, значит, у вас не хватает разума. Советы Прабхупады ученикам были столь глубоки, что письма его оказывали то же действие, что и его личный приезд. При помощи переписки он руководил жизнью и деятельностью своих учеников по всему миру. Каждый день, по утрам, секретарь зачитывал письма вслух, и Прабхупада, как правило, сразу диктовал ответ. Он часто говорил, что вани – наставление, полученное от гуру, важнее, чем вапух, его личное присутствие. Своими письмами он прокладывал и освещал для своих искренних последователей путь сознания Кришны. В Америке того времени проповедь велась преимущественно посредством распространения книг, тогда как в Индии — через возведение храмов. Обе формы проповеди для Шрилы Прабхупады были одинаково важны. И хотя планы его охватывали весь мир, он считал себя лишь смиренным слугой своего духовного учителя. Сидел ли он, наслаждаясь покоем, на лужайке своего английского поместья, поддразнивая какого-нибудь малыша, или отправлял одного из своих верных солдат «сбрасывать тысячи и миллионы книг на колени обусловленным душам», вкладывал ли все свои силы в очередную фразу комментария к «Шримад-Бхагаватам» или тревожился о том, как бы г-жа Н. в Бомбее в очередной раз не навредила им, — всегда он пытался служить своему Гуру Махараджу. Прабхупаде позвонили из Бомбея. Гирираджа просил его срочно приехать и лично договориться с госпожой Н. о покупке земли в Джуху. Гирираджа проконсультировался с их новым адвокатом, г-ном Бакхилом, и тот сказал ему, что Прабхупада должен лично присутствовать при оформлении документа о передаче земли. Другой адвокат ИСККОН, г-н Чхандавал, посоветовал то же самое — Шрила Прабхупада должен немедленно приехать в Бомбей. Поэтому Гирираджа позвонил Прабхупаде, умоляя его приехать и окончательно договориться обо всем с госпожой Н. Прабхупада согласился. Он собирался пробыть в Лондоне неделю до Джанмаштами, а затем вернуться в Бомбей.
|