Эти слова, казалось, до слез тронули г-на Раджду.
— Да, сэр. Да, сэр. Правильно, — ответил он. — Дело серьезно, — сказал Прабхупада, — но никто не хочет воспринимать его всерьез. «Бхагавад-гита» — знаменитая книга. Все берут «Бхагавад-гиту» и говорят: «Я изучаю “Бхагавад-гиту”». Но когда лидеры общества будут действительно подавать пример, другие последуют за ними. — Именно так, — согласился г-н Раджда. — Нужно прилагать серьезные усилия. Пустословием делу не поможешь. Верно. Г-н Раджда напомнил Прабхупаде, что помогал храму в Джуху, когда его пытались снести. — Вы оказали огромное служение, — сказал Прабхупада. — Храм не только не разрушен – он стоит. — Стоит, — подтвердил г-н Раджда, — и он очень красив. Г-н Раджда упомянул о возможности встречи между Шрилой Прабхупадой и Морарджи Десаи. Он сказал, что мог бы устроить ее, когда Прабхупаде будет удобно. — Моя жизнь предназначена для этого, — сказал Прабхупада. — Мне в любое время удобно. В настоящий момент мне нездоровится, но я приехал. Я просто стараюсь, и буду стараться до последней минуты своей жизни. Если я могу принести этим людям какую-то пользу, я готов. Что такое эта жизнь? Она закончится сегодня, завтра или послезавтра. Но нужно жить ради этой цели, в этом смысл. А иначе, деревья тоже живут — тысячи лет. Какой в этом толк? Г-н Раджда подтвердил, что непременно устроит встречу. Он встретится с премьер-министром и договорится о времени. — Итак, — сказал Шрила Прабхупада, — за вашим избранием видится воля Кришны. — Его благословениями, — сказал г-н Раджда. — Оправдайте же Его благословения, — сказал Шрила Прабхупада. — Окажите Ему какое-то служение. На последней вечерней программе в пандале вступительное слово прочитал главный министр Махараштры. Однако Шрила Прабхупада не приехал. Когда преданные предложили продлить программу в пандале еще на неделю, Прабхупада согласился, но сказал, что переедет в свою квартиру в «Харе-Кришна-лэнде», которая должна была быть уже готова. Перед тем как переехать на новое место, Шрила Прабхупада поговорил с г-ном и г-жой Махадевия. Он попросил одного из преданных купить красивое сари и подарил его г-же Махадевия. — Я жил у вас, и это всего лишь мой подарок на память, в знак благодарности, поэтому не отказывайтесь. Г-ну Махадевии он подарил свой магнитофон, его дочери Прити — сари, а слугам дал денег. Госпожа Махадевия была польщена, но возразила, сказав, что им было очень приятно принимать у себя Прабхупаду, и к тому же это их долг, дань традиции. До этого Шрила Прабхупада включал магнитофон в присутствии г-на Махадевии, и тот не мог надивиться на то, как он воспроизводит звук. Но сейчас, когда Шрила Прабхупада подарил этот магнитофон ему, он запротестовал: — Нет, Прабхупада, я не просил вас дарить мне этот магнитофон. Я просто говорил, что это хорошая штука. — Нет, нет, — настаивал Прабхупада, — это вам. Пожалуйста, возьмите. Вступив в свою великолепную резиденцию в «Харе-Кришна-лэнде», Шрила Прабхупада вслух заметил, что превзойти Сурабхи Свами не может никто. — Думаю, нигде на земле у меня нет больше такого жилища, — сказал он. — Лос-Анджелес и Нью-Йорк, а также Лондон и Париж — большие, огромные города, но даже там мне не предоставляли таких роскошных, поистине царских апартаментов. Оглядев большую комнату, вся обстановка которой была тщательно продумана, Шрила Прабхупада сказал: — Прямо как моя комната в храме Радхи-Дамодары. В одном углу я пишу, в другом отдыхаю, а в третьем принимаю прасад. Это сравнение показалось преданным немного странным, потому что комната в храме Радхи-Дамодары была всего лишь крошечной кельей. И, тем не менее, Шрила Прабхупада видел существовавшую между ними связь: начало во Вриндаване и кульминация в Бомбее. Но, где бы ни находился Прабхупада, он всегда оставался самим собой: и тут, и там он смиренно съедал немного прасада, писал книги и строил грандиозные планы распространения сознания Кришны. Вместе с несколькими учениками и доктором Шармой Шрила Прабхупада обсудил свой распорядок дня в Бомбее. Он сказал, что каждый день будет спускаться на даршан Божеств и раз в неделю, по воскресеньям, давать лекцию. Посетителей у себя в комнате он будет принимать только в исключительных случаях. — Обычно, — сказал он, — люди приходят и спрашивают: «Как поживаете? Как самочувствие?» — и болтают порой по полчаса. Какой смысл тратить на это время? «Как вы себя чувствуете?» И так понятно, что я плохо себя чувствую. — Если хотят, они могут приходить по утрам в храм, — предложил Тамала-Кришна Госвами. — Да, — согласился Прабхупада. — Если они действительно хотят меня видеть, я буду спускаться в храм. И они смогут видеть меня там в течение получаса. А что до разговоров, то все эти вопросы «Как поживаете? Как себя чувствуете?» совсем ни к чему. Это не разговор. — Вместо этого, — предложил Гаргамуни Свами, — они могут купить внизу ваши книги. — Да, — сказал Прабхупада, одобрительно кивая головой, — Это пустая трата времени. Я не желаю больше отвечать на эти бесконечные «Как поживаете?» Прабхупада сказал, что, избежав бессмысленной траты времени и сил, он сможет уделять больше внимания работе над книгами. Преданные заверили его, что такой распорядок дня понравится всем, и преданные будут рады тому, что Прабхупада работает над Десятой Песнью. — Думаю, я смогу начать работу прямо сегодня, — объявил Прабхупада. — Теперь у меня есть удобная комната, полная свобода, и ничто мне не мешает. То, что Прабхупада не сможет выходить на утренние прогулки, было ясно без слов. Всякому, кто знал обычный распорядок дня Шрилы Прабхупады, нужно было примириться с его новым образом жизни, — без прогулок по утрам и почти без лекций. Кто-то предположил, что, может быть, Прабхупада захочет гулять на крыше, но, казалось, что даже это будет ему слишком трудно. — Нет, на один этаж я смогу подняться, — сказал Шрила Прабхупада. — Не сейчас, но смогу. Вы так стараетесь окружить меня комфортом, что я не знаю, смогу ли я отплатить вам. Но я буду изо всех сил стараться. Долг перед вами невозможно отплатить – вы так добры! Поэтому я могу только молиться Кришне, чтобы Он дал вам Свои благословения, чтобы вы неуклонно продолжали преданно служить Ему и проповедовать Его послание по всему миру. Никак иначе я отплатить не смогу. Без вашей помощи я ничего не смог бы сделать. Вы очень добры. Пожалуйста, продолжайте сотрудничать. Это Движение предназначено для пара-упакара (чтобы делать другим добро). Я получил отчеты из остальных наших храмов — они делают большие успехи. Ведь так? Другие храмы, за пределами Индии, у них очень хорошо идут дела.
|