Прабхупада сказал, что будет счастлив, если дела ИСККОН под руководством его лидеров пойдут хорошо.
— А я буду продолжать писать книги. Ладно? Он сказал, что есть ему теперь не надо. Поскольку у него нет никаких физических нагрузок, нет смысла подавать ему на обед чапати и рис. Гирираджа возразил было, что преданным доставляет удовольствие видеть, как Прабхупада наслаждается прасадом, но Шрила Прабхупада не обратил на его слова никакого внимания и сказал: — Для того, чтобы мозг продолжал работать, мне будет достаточно немного фруктов или молока. Однако такие настроения — когда Прабхупада намекал на скорый уход и заводил речь о необходимости отойти от дел и поститься — длились недолго. В эти минуты он становился практичным, здравомыслящим реалистом, но вскоре опять возвращался к делам, обещая и впредь заботиться об учениках и о своем Движении. Поговорив недолго на подобные темы, он снова принимался яростно обличать глупость ученых и политиков. Шрила Прабхупада сказал, что если человек не может принять простой логики, доказывающей, что Бог есть, это упрямство и даже безумие. — Но эти животные, — сказал он, — слывут видными учеными, философами, теологами, и так далее, и тому подобное. Мы должны остановить их. На мам душкритино мудхах прападьянте нарадхамах. Таковы качества неверующего. Он либо душкритинах, либо нарадхама, мудха или майяйапахрита-гьяна. Майяйапахрита-гьяна — это люди высокообразованные, но лишенные знания. Асурам бхавам ашритьях — они не верят в существование Бога. Поэтому, как лидеры сознания Кришны, вы должны ставить этих негодяев на место. Гирираджа: На самом деле, это даже приятно — критиковать их. — Да, — рассмеялся Прабхупада. — Это приятный спорт. Во время беседы в комнату вошел Кширачора-Гопинатха со свежей газетой. — О чем пишет пресса? — спросил Прабхупада. — О чем говорят все эти негодяи? Газета — это сборник высказываний негодяев. Гопинатха зачитал заголовки: «Честное заявление главному министру Конгресса… Проблемы вынуждают провести выборы ассамблеи». — Опять выборы! — воскликнул Прабхупада. — Как будто выборы изменят их качества! Пусть остаются негодяями, просто на выборах заменяют одного негодяя другим. Пусть остаются негодяями и набирают голоса. Об этом написано в «Бхагаватам»: швавид-варахоштра кхараих самстутах. Население состоит из швавид-варахоштра, и эти люди отдают свой голос за еще одно большое пашу (животное). Да, это демократия. Эти избиратели сами пашу, животные, и выбирают очередное большое пашу. Вот что происходит. Эти негодяи не понимают, что если вместо тигра выбрать льва — что изменится? Только название. Раньше президентом был тигр. Теперь лев. Оба животные. Но где же человек? Вот что происходит. И поскольку они пашу, то и говорят: «О, теперь нами правит лев. Тигр смещен. Теперь будет лев». Вот что творится. Я прав? Шрила Прабхупада продолжал пристально интересоваться положением дел в своем Движении. Его обеспокоило известие, что преданные, работающие на Би-би-ти в Лос-Анджелесе, получают зарплату. Он ясно изложил свои принципы и попросил своего секретаря довести их до сведения всех преданных. — Сознание Кришны означает вайрагья-видья, отрешенность и знание, — твердил он. — Они пользуются возможностями храма ради наслаждения собственных чувств. Понимаешь? Прабхупада сказал, что в храме должны жить брахмачари и санньяси. Но если грихастха выполняет нужное служение, храм должен предоставить ему квартиру. — Но зачем платить зарплату? — спрашивал Прабхупада. — Кто заговорил о зарплате? Куда делась вайрагья, отрешенность? Эти зарплаты нужно прекратить. Если хотят зарплату, пусть работают в другом месте. А так, под именем вайшнавизма, он получает деньги, живет припеваючи и наслаждает свои чувства. Итак, все вы, мои служащие, должны обдумать это и принять необходимые меры. Прабхупада рассказал, что Господь Чайтанья вел жизнь идеального домохозяина с женой и матерью, однако оставил все это ради вайрагьи. За это Сарвабхаума Бхаттачарья прославил его: «Ты, Верховная Личность, явился как Шри Кришна Чайтанья, чтобы научить отречению и преданному служению». В течение нескольких недель Гирираджа и его знакомый политик, г-н Раджда, обсуждали вопрос организации встречи Шрилы Прабхупады со вновь избранным премьер-министром Индии, Морарджи Десаи. Когда об этом сообщили Шриле Прабхупаде, главный вопрос состоял в том, соглашаться ли Шриле Прабхупаде ехать на встречу с премьер-министром в город. — Но это проявление неуважения с его стороны, — возмутился Прабхупада. — Это значит, что он не знает, как оказывать честь святому человеку. Тогда встречаться с ним бесполезно. Если у него нет уважения к святому, если он думает, что он более велик, тогда в этом визите нет смысла. — Да, в таком случае встреча с самого начала пойдет в неверном русле, — сказал Тамала-Кришна. — Он сам должен приехать к вам, Шрила Прабхупада. Шастры изобилуют примерами, когда великие люди приходили к святым. — Чайтанья Махапрабху отказывался даже встречаться с царем Ориссы, — сказал Прабхупада, — не говоря уж о том, чтобы к нему идти. Прабхупада объяснил, что ему ничего не нужно от премьер-министра, но ради блага общества он мог бы дать ему некоторые советы. Он сказал, что иногда, в трудные времена, святой человек может обратиться к царю. Он привел пример Гопинатхи Паттанаяки, преданного Господа Чайтаньи. Желая спасти его, преданные обратились к Господу Чайтанье, умоляя Его вмешаться в конфликт. Но Господь Чайтанья показал, как трудно ему иметь дело с представителями царской династии. Усвоив эти наставления, Гирираджа продолжил работу по организации встречи. Пятого мая, около полуночи, Гирирадже позвонил г-н Раджда и сообщил, что встреча с Морарджи Десаи назначена на семь тридцать следующего утра. Премьер-министр планировал провести в Бомбее всего один или два дня, остановившись на Марин-драйв, у своего сына. Зная, что Прабхупада не хочет ехать на встречу, Гирираджа все же решил посоветоваться с ним, полагая, что туда может поехать кто-то из его старших учеников. Не желая беспокоить Прабхупаду, он на цыпочках зашел в коридор его квартиры и украдкой заглянул в комнату. Прабхупада сидел за своим столом и работал. Он поднял глаза и, увидев Гирираджу, жестом пригласил его войти. — Шрила Прабхупада, — сказал Гирираджа, — Простите, что беспокою вас в этот час, но мне только что позвонил Ратан Сингх Раджда. Гирираджа рассказал, что утром Морарджи Десаи готов встретиться с преданными в своей резиденции. Шрила Прабхупада объяснил, что хотел бы вначале выяснить, не желает ли Морарджи Десаи сам приехать и встретиться с ним в Харе-Кришна-лэнде. — Это не значит, что я так горд, — объяснил он, — что не могу поехать к нему сам. Но если он не настроен почтительно, встречаться с ним нет смысла. Прабхупада сказал, что это определит, насколько правильным является отношение премьер-министра. Он согласился с тем, что Тамала-Кришна Госвами и Гирираджа должны поехать вперед и встретиться с премьер-министром сами. Гирираджа: Эта встреча со Шрилой Прабхупадой была одной из самых напряженных и уникальных в моей жизни, хотя мне очень часто доводилось встречаться с ним. Мы были вдвоем, в полночь. Все, кроме нас, спали. Все лампы были выключены, и в этой просторной комнате находились только мы одни. Прабхупада сидел за своим мраморным столиком, а я — на полу, у его стоп. Я сказал: — Прабхупада, простите, что беспокою вас посреди ночи. — Ничего, — сказал Шрила Прабхупада. — На самом деле, из-за этой болезни я не могу толком спать по ночам. Даже если хочу, не могу. Из-за болезни у меня нет аппетита. Я так стар! Разумеется, о сексе и речи быть не может, да и о защите тоже, поэтому я, наверное, уже достиг освобождения. Конечно, я знал, что Шрила Прабхупада был освобожденной душой, и не потому что тело его было больным, как смиренно объяснял он, а потому что он пребывал в духовном сознании. Он всегда работал по ночам — не потому что был болен и страдал бессонницей, а потому что был предан своему Гуру Махарадже и Господу Кришне. Но он сказал об этом с таким юмором, что я был полностью очарован этой встречей и, поклонившись, отправился спать. На следующее утро Тамала-Кришна Госвами и Гирираджа заранее тщательно подготовились к встрече с премьер-министром. Перед уходом они спросили у Прабхупады, какие книги ему подарить. Прабхупада ответил: — «Бхагавад-гиту», книгу «Кришна» и «Учение Господа Чайтаньи». — На хинди? — спросил Гирираджа. — Нет, — нахмурился Прабхупада, — на английском. Преданные сели в машину и направились на квартиру к г-ну Раджде, чтобы вместе с ним поехать на встречу с премьер-министром Десаи в его резиденции на Марин-драйв. Прибыв к дому г-на Раджды, Гирираджа двадцать минут звонил в дверной звонок, пока хозяин, наконец, не показался на пороге. Г-н Раджда сказал, что преданным нужно подождать еще минут пять, пока он оденется и поест. К сожалению, когда они прибыли на Марин-драйв, было уже восемь. Они опоздали на полчаса! Как только они вошли, Премьер-министр сказал: — Вы сильно опоздали. У него уже были гости, и он сказал, что сможет уделить преданным лишь несколько минут. Он повторил, что ждал их с 7:25. Преданные молчали, не зная, что и ответить. Они принесли свои извинения и вручили ему книги Прабхупады. Г-н Десаи был немногословен и вскоре попросил у преданных разрешения вернуться к своим делам.
|