Основные требования ГОС
Базовыми документами для рассмотрения вопросов безопасности для театральной сферы являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, международные договоры Российской Федерации и иные нормативные правовые акты и документы, среди которых непосредственно деятельность театра определяют: Постановление Правительства Российской Федерации от 25 марта1999 г. № 329 (в редакции от 23 декабря 2002 г. № 919) «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации», включающее «Положение о театре в Российской Федерации»; Правила охраны труда в театрах и концертных залах, утвержденные приказом Министерства культуры Российской Федерации от 6 января 1998 г. № 2. Базовыми понятиями являются: «безопасность» - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (в редакции Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. «О безопасности»); «национальная безопасность» - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства (из Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537); «театр» - организация, основной деятельностью которой является подготовка и показ спектаклей, других публичных представлений и предоставление сопутствующих этому услуг в целях формирования и удовлетворения потребностей населения в сценическом искусстве (из пункта 3 «Положения о театре в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта1999 г. № 329 «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации»). Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 070301 «Актерское искусство», утвержденный приказом Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. № 2058 предусматривает специальные квалификационные требования к выпускникам. Общие квалификационные характеристики выпускников театральных вузов определяют требования: 1) «актерское искусство» – профессиональная творческая деятельность в области исполнительских искусств, предполагающая исполнение литературного, музыкально-литературного, иного произведения; 2) специализация № 1 «артист драматического театра и кино», специализация № 2 «артист музыкального театра», специализация № 3 «артист театра кукол», специализация № 4 «артист эстрады и цирка» должны: готовит и исполняет поручаемые ему роли или партии в спектаклях, концертах, теле- радиопередачах, кинофильмах, других произведениях, фиксируемых на носители; самостоятельно занимается тренажем; сохраняет и поддерживает внешнюю форму, соответствующую характеру исполняемых ролей, партий; участвует в обсуждении замысла постановки, в которой принимает непосредственное участие. Специальные квалификационные характеристики актерских специализаций заключаются в следующем: 1) артист драматического театра и кино должен: подготавливать под руководством режиссера и исполнять роли в драматических спектаклях разных жанров, а также в кино- и телевизионных фильмах; должен свободно владеть сценической речью; обладать основами музыкальной грамоты, пения (как сольного, так и в вокальном ансамбле), обладать специальными навыками сценического движения; быть готовым технически и пластически к выполнению задач, поставленных балетмейстером; 2) артист музыкального театра должен: подготавливать под руководством дирижера и режиссера и исполнять партии (роли) в музыкальных спектаклях разных жанров (опера, оперетта, мюзикл и др.); должен свободно владеть своим певческим голосом, сценической речью; быть готовым технически и пластически к выполнению задач, поставленных балетмейстером; 3) артист театра кукол должен: подготавливать под руководством режиссера и исполнять роли в спектаклях театра кукол; должен обладать навыками кукловождения нескольких (не менее трех) систем; владеть сценической речью; обладать основами музыкальной грамоты, пения (как сольного, так и в вокальном ансамбле), основами сценического движения; быть готовым к исполнению ролей в живом плане, технически несложных танцев; 4) артист эстрады должен: подготавливать (как под руководством режиссера, так и самостоятельно) и исполнять концертные номера (программы) в различных эстрадных жанрах, как под руководством режиссера, так и самостоятельно; должен свободно владеть искусством в одном-двух эстрадных жанрах и обладать определенными навыками в смежных жанрах; должен владеть своим певческим голосом, сценической речью и движением, элементами оригинального жанра; быть готовым технически и пластически к выполнению задач, поставленных балетмейстером. В результате освоения основной образовательной программы подготовки артиста драматического театра и кино, артиста музыкального театра, артиста театра кукол, артиста эстрады выпускник театрального вуза должен соответствовать «Требованиям к профессиональной подготовленности выпускника», указанным в ФГОСе, что предусматривает способности: 1) ориентироваться в специальной литературе, как по профилю своего вида искусства, так и в смежных областях художественного творчества; 2) иметь развитую способность к чувственно-художественному восприятию мира, к образному мышлению; 3) владеть основами актерского мастерства, предусматривающими использование выразительных средств вида сценических искусств, соответствующего присваиваемой квалификации; 4) иметь навыки работы в творческом коллективе (с другими исполнителями, режиссером, художником, балетмейстером, концертмейстером и др. - в зависимости от присваиваемой квалификации) в рамках единого художественного замысла; 5) владеть методами создания художественного образа актерскими средствами, соответствующими данному виду сценических искусств, навыками самостоятельной работы над ролью (партией, номером) на основе замысла руководителей постановки; 6) иметь навыки общения со зрительской аудиторией в условиях сценического представления, а также работы в студии; 7) обладать развитым телесным аппаратом воплощения (пластичностью, гибкостью, силой, ловкостью, координированностью, выразительностью, танцевальностью), музыкальным слухом и чувством ритма; 8) обладать развитым и профессионально поставленным рече-голосовым аппаратом, владеть искусством речи как национальным культурным достоянием; 9) иметь вокальные навыки (в соответствии с присваиваемой квалификацией); 10) знать принципы и иметь практические навыки работы с гримом. Указанные требования ГОС к выпускнику театрального вуза являются базой для определения направлений изучения общих вопросов безопасности жизнедеятельности и специальных вопросов вопросов обеспечения безопасности театральной деятельности. 1.1.2. Основная цель курса «Безопасность жизнедеятельности» Актуальность введения курса БЖД в вузах Российской Федерации обоснована наличием проблемы, заключающейся в необходимости преодоления противоречий между имеющимся и прогнозируемым уровнем угроз среде обитания и развитию цивилизации и недостаточным современным уровнем обеспечения их безопасности. Сегодняшняя статистика аварий, катастроф и эпидемий делает очевидным большинству граждан тот факт, что количество и масштабы угроз человеку непрерывно возрастают в результате преобразовательной деятельности людей. Возникшие новые опасности достигли уровня, угрожающего даже существованию жизни на Земле. Однако большая часть населения России, озабоченная привычными будничными бытовыми или служебно-производственными делами, надеется, что имеющиеся опасности обойдут ее стороной и не желает активно участвовать в устранении противоречия между имеющимся и требуемым уровнем обеспечения безопасности. Надеются «на авось» и многие руководители органов управления и организаций, непосредственно ответственные за поддержание систем обеспечения безопасности на уровне равном или превышающем уровень опасности. В создавшихся условиях благоприятный выход по преодолению возникших противоречий заключается в переходе от прежней культуры безопасности, сформированной на основе готовности к ликвидации уже возникших угроз, к новой культуре безопасности, формируемой на основе готовности к реагированию и эффективного предотвращения опасностей. Для этого необходимо максимально знать широкий спектр источников опасностей, риски их возникновения и перечень возможных последствий. Это станет основой для определения состава мер защиты, а также – для определения состава сил и средств, необходимых для реализации этих мер. Основным путем внедрения современной культуры безопасности должно стать обучение всех категорий населения, включая изучение дисциплины БЖД, введенной в российских вузах с 1995 г. За это время в содержании дисциплины БЖД определены разделы, относящиеся к охране труда, к защите окружающей среды и к безопасности учреждений и предприятий в чрезвычайных ситуациях. Исходя из сказанного, актуальность введения курса БЖД в театральных вузах Российской Федерации также обоснована наличием проблемы, заключающейся в необходимости преодоления противоречий между имеющимся и прогнозируемым уровнем угроз театральной среде и недостаточным современным уровнем обеспечения безопасности театра. Нами выделены объект и предмет изучения дисциплины. Объект изучения БЖД в театральных вузах – состояние защищенности системы «человек – театральная среда» от внутренних и внешних угроз. Предметом изучения БЖД в театральных вузах – совокупность мер обеспечения безопасности системы «человек – театральная среда» как элемента системы «человек – среда обитания». Основной целью дисциплины «БЖД» для специальностей «Театральное искусство» и «Актерское искусство», согласно Примерной программы дисциплины, рекомендованной Учебно-методическим объединением по образованию в области театрального искусства и утвержденной Департаментом содержания высшего профессионального образования Минобрнауки России, являетсяформирование у студентов театральных вузов представлений о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в условиях опасности Достижение этой цели позволит утверждению в театральных коллективах современной культуры безопасности, отвечающей современным особенностям обеспечения безопасности театральной деятельности.
|