К ЧИТАТЕЛЯМ
В моей профессиональной жизни было два важных периода: учеба на театроведческом факультете Ленинградского института театра, музыки и кино и годы дружбы с Валерием Аркадьевичем Вольховским. Наверное, у каждого критика есть тайная мечта встретить такого режиссера, который отвечал бы представлениям о профессионализме, чтобы его спектакли становились событиями в театральной и общественной жизни. Какая радость писать о подобном, анализировать режиссерские находки, сценографию, актерские удачи людей, близких тебе по духу, разделяющих твои взгляды на искусство! Именно такого режиссера посчастливилось мне встретить в лице Валерия Аркадьевича Вольховского, возглавившего в 1987 году Воронежский театр кукол, быть свидетелем многих его успехов, поддерживать его в тяжелые минуты жизни, постигать удивительное, ни на что не похожее искусство театра кукол, о котором я до встречи с Вольховским знала очень мало. Он обладал замечательным качеством привлекать к себе самых разных людей. Многие помнят замечательные «посиделки» в его кабинете с вкуснейшим чаем, который он заваривал сам, разговоры обо всем на свете, но более всею, конечно, о его любимом театре кукол — разговоры, в которых рождались интересные идеи, планы и замыслы. Там дышалось легко и свободно. Казалось, что тебя ждут здесь всегда, с вниманием и участием. Может быть, мечтой каждого режиссера является присутствие рядом критика, который понимал бы его творчество и мог адекватно выразить его мысли и искания в своих статьях. Ведь что остается от театральных спектаклей? Они исчезают, продолжая жить только в воспоминаниях и в описаниях историков театра. Эта книга — дань памяти замечательному художнику и его творчеству. Книга о последнем воронежском периоде жизни Валерия Аркадьевича Вольховского, о тех событиях, которые я переживала вместе с ним. Вспомним, как это было...
От появления допоклонения
Как мы все были увлечены переменами в стране после памятного апреля 1985 года! Сначала не верилось в саму возможность «судьбоносных» решений, потом «процесс пошел», и мы были подхвачены его течением. Когда в театрах отменили прием спектаклей с обязательным участием представителей обкома и управления культуры, когда власти перестали утверждать театральные планы — то-то началось ликование в театральной среде! На волне этой эйфории произошли важные для воронежской театральной жизни события: смена всех трех главных режиссеров — в драме, ТЮЗе и театре кукол. И началось именно с театра кукол. После ухода Игоря Николаевича Лукина (неплохого режиссера и славного человека) с поста главного режиссера, новый директор Виктор Иванович Скуря- тин стал подыскивать кандидатуру художественною руководителя. Театр кукол недавно вселился в новое роскошное здание, о котором труппа мечтала много лет, условия для работы были прекрасные и имелись все основания для приглашения человека, уже завоевавшего себе репутацию в мире кукольников. Имя Валерия Вольховского было уже известно по театральной прессе. Он работал в Челябинске, был участником зональной лаборатории театров кукол Урала и Сибири. Что-то интересное происходило там, в уральской зоне, какие-то новации, спектакли для взрослых... Стало известно, что пробной постановкой Вольховского в Воронеже будет спектакль о Жанне д'Арк. Недоумение подогревало: как это — Жанна д'Арк в театре кукол?
У многихв те годы было представление, что кукольный театр — это для малышей. Пожалуй, вершиной театра кукол для взрослых считался «Необыкновенный концерт», с которым театр Сергея Образцова объездил весь мир. Но это был пародийный спектакль. А тут... Необычен был уже сам выбор материала, составленного из трех произведений о героине французского народа: пьес Бернарда Шоу и Жана Ануя и киносценария режиссера Глеба Панфилова. Основополагающим компонентом здесь был «Жаворонок» Ануя: и композиционно — спектакль начинался с конца, и трактовкой образа главной героини — чистого, цельного человека, повинующегося порыву сердца и ничего не понимающего в хитросплетениях дворцовых интриганов, пользующихся плодами ее победы. Прием, примененный Вольховским для заострения конфликта произведения, был до гениальности прост и остроумен: все дворцовые персонажи в безликих масках (ни у кого нет своего, подлинного лица — только применительно к обстоятельствам) и одна Жанна с открытым лицом, как с открытым забралом. До этого мне не приходилось видеть спектаклей, где сочетались бы актеры в «живом плане», маски и куклы. Какие богатые возможности таило в себе подобное сочетание! Запомнились отдельные выразительные эпизоды: отец кнутом бьет куклу в одном конце сцены, а живая Жанна вздрагивает от удара в другом; в сцене допроса главный инквизитор вдруг вырастает до невероятных размеров и Жанна кажется совсем крохотной Это было так выразительно театрально, так мощно! И сразу
пришло понимание, что подобное возможно именно в театре кукол. Но первый спектакль Вольховского был еще неровным, так как представлял для наших актеров огромную трудность: ведь они привыкли скрываться за ширмой и им не приходилось играть столь сложные роли, передавая психологию образа. Исполнительница Жанны Любовь Марчук, например, в первых спектаклях была порывистой и искренней — не больше. К ней весьма подходили слова из монолога ее героини: «Я боюсь, порядком боюсь! Так, ладно! А теперь, когда я отбоялась как следует, вперед!» Ей не хватало убедительности, силы, подлинного трагизма Многое пришло потом, в процессе десятилетнего пребывания на сцене в этом образе. И все-таки многие, в том числе и сами артисты, недоумевали: зачем они должны играть, как в драматическом театре, их ли это дело? Все сомнения разрешил следующий, программный спектакль нового, теперь уже штатного главного режиссера, — «Озерный мальчик» по повести болгарского писателя Павла Вежинова. Он просто ошеломлял, настолько виртуозно в нем использовались возможности театра кукол. Тема спектакля — одиночество ребенка, одаренного поэтическим видением мира, непонимание его в семье и школе — была близка многим зрителям, хотя не все бы в этом признались. Когда я только увидела на наклонном планшете сцены портрет этого ребенка с выразительными, в пол-лица глазищами, а потом появился и он сам — планшетная кукла в половину человеческого роста, но благодаря искусству актрисы Татьяны Малаховой совершенно живой мальчик, я ощутила холодок волнения от встречи с чем-то необыкновенным. Инсценировка включала фигуру Писателя — самую уязвимую, так как она была чисто резонерской: он расследовал и комментировал события уже после смерти мальчика, стараясь понять причину нежелания ребенка жить. Сюжет, персонажи (отец — типичный обыватель, озабоченный только соблюдением приличий и обеспечением достатка в семье; мать — актриса, смысл жизни которой театр, а все остальное скучно и раздражает; унылая учительница, воспринимающая только сочинения под копирку) — все достаточно обычно. Но фантазии ребенка! Они воплощались прямо на наших глазах: в полу сцены вдруг открывался люк, оттуда выпрыгивали персонажи: то капризная принцесса, то летающие драконы, то космические пришельцы, то серебряная фигурка человека-амфибии. Множество маленьких куколок, окружающих одинокого ребенка и исчезающих, едва раздадутся голоса из внешнего мира. Рано научившийся читать, Валентин (так звали мальчика) выбрал своим любимым героем человекаамфибию Ихтиандра и сам захотел уйти в водную стихию. Маняще светилось стекло маленького бассейна, изображающего озеро, ласковым голосом звала мальчика за собой рыбка, и он медленно погружался... Он погибал, конечно, от недостатка любви, здесь и не надо было никакого расследования. При пересказе сюжет выглядит банальным, но спектакль обладал какой-то магической силой воздействия. Идея тоже проста и расхожа: мы в ответе за тех, кому дали жизнь, любовь необходима ребенку, как кислород, иначе ему становится трудно дышать. Всего одно счастливое лето прожил Валентин за свои семь лет: когда дядя увез его на море и он с двоюродной сестрой играл, плескался в воде, и никто не находил его странным. Ведь так просто: немного любви—и несчастья не произошло бы... Свободно и органично сочетались в спектакле «живой план» и куклы разных систем. Мы впервые увидели искусных кукловодов Владислава Чернявского (Отец, Дядя), Татьяну Сезоненко (Мать, Учительница), способных к быстрому перевоплощению из одного образа в другой. Очень трогательна была Татьяна Малахова в роли Валентина. Ну, и наконец, мы впервые познакомились с работой замечательного художника Елены Луценко, чью роль в славе этого спектакля трудно переоценить. Все эти куклы, куколки, их мгновенные трансформации — дело ее творческого ума, богатейшей фантазии и искусных рук. Художник в театре кукол значит много, практически он — соавтор спектакля, и работа Луценко неотделима от работы Вольховского. «Озерный мальчик» завоевал множество наград на различных фестивалях в нашей стране и за рубежом. На многие годы он стал визитной карточкой Воронежского театра кукол. Взрослый зритель признал «искусство играющих кукол» (выражение Натальи Смирновой) достойным своего внимания, театр приобрел новых поклонников, что открывало перспективы нового репертуара. К этому времени и относится наше сближение с Вольховским, когда мы проводили за чаем в его кабинете долгие часы, разговаривая об особенностях и специфике театра кукол. В декабре 1988 года ему исполнилось 50 лет, «Молодой коммунар» напечатал мое интервью с ним, в котором мне хотелось устами мастера осветить многие основополагающие для театра кукол вопросы.
|