Герой и его «идея» в рассказах Чехова «Огни», «Студент», «Палата № 6», "Архиерей", "Невеста".
Рассказ «Студент» относится к позднему творчеству Чехова. Он был написан в 1894 году. Из воспоминаний родных и близких Чехова известно, что «Студент» был любимым произведением писателя. В нём Чехов передает момент душевного прозрения человека. Описанию этого события подчинена композиция «Студента». Вначале рассмотрим экспозицию произведения. События, описанные в «Студенте», происходят в страстную пятницу. Рассказ открывается картиной весенней природы. «Погода вначале была хорошая, тихая», – пишет автор. Однако затем картина меняется: некстати «подул с востока холодный, пронизывающий ветер», «запахло зимой». Дисгармония в природе усугубляет неустроенность душевного состояния героя рассказа – студента духовной академии, будущего священника Ивана Великопольского. Настроение у него мрачное. Сознание беспросветной бедности родителей, размышления о русской жизни и о русской истории приводят студента к неутешительному выводу. Герой думает, что на Руси всегда (и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре) дул холодный ветер и всегда были «лютая бедность, голод», «невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета». Иван уверен в том, что «все эти ужасы были, есть и будут», «оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше». Взгляд на русскую жизнь усиливает уныние в душе героя. Центральный эпизод рассказа – встреча студента с двумя вдовами, Василисой и ее дочерью Лукерьей. Чехов отмечает простонародность, бедность, забитость женщин. В нескольких словах писатель рассказывает об их трудной вдовьей жизни. Ключевое место в произведении Чехова занимает рассказ студента о евангельском событии,о том, как Пётр трижды отрекся от Иисус а, а потом горько плакал, раскаиваясь в своем малодушии. В рассказе даны точные цитаты из Евангелия от Луки. Они вкраплены в свободное изложение событий Священной истории. Студент сочетает в своем рассказе обороты разговорной речи и евангельского текста. Здесь сказались детские впечатления Чехова – знание текстов Священного писания, а также восприятие церковной лексики, фразеологии в живой обиходной речи отца и дяди писателя. Не случайно И.А.Бунин отмечал у Чехова «тонкое знание церковных служб и простых верующих душ». Слова студента находят живой отклик в добрых сердцах Василисы и Лукерьи. Чехов пишет: «Василиса вдруг всхлипнула, слезы, крупные, изобильные, потекли у нее по щекам... Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у нее стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль». Кульминационный момент повествования связан уже не с внешними событиями, а с описанием внутреннего состояния героя. Закончив говорить, студент попрощался с вдовами и пошел дальше. Казалось, в окружающем мире ничего не изменилось. Писатель вновь возвращается к теме непогоды, ненастья: «Дул жестокий ветер, в самом деле возвращалась зима, и не было похоже, что послезавтра Пасха». В то же время в душе студента происходит напряженная работа: герой пытается установить связь между евангельской историей и тем чувством, которое вызвала она в сердцах двух женщин. И вот Иван переживает душевное озарение. Он понимает, что «то, о чем он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему – к обеим женщинам... к нему самому, ко всем людям». Студент понял, что «старуха плакала не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Петр ей близок». Студент вновь убедился в том, что «правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле». Студент вновь уверовал, что Божественная любовь живет в сердцах людей, несмотря на всю беспросветность жизни в прошлом и в настоящем. Уныние в душе студента сменяется радостью. Он ощущает молодость, здоровье, силы; им овладевает «сладкое ожидание счастья», жизнь вновь кажется ему «восхитительной, чудесной и полной высокого смысла». Ответим некоторые детали в чеховском рассказе, сопутствующие мотиву света. Образ света, огня имеет в произведении символическое значение. Упоминаемый в начале рассказа отдаленный огонь на вдовьих огородах не в силах разогнать вечернюю мглу. Он подчеркивает пустынность и мрачность мест, где идет студент, оттеняет мрак в душе самого героя. Затем герой оказывается рядом с костром. Этот костер напоминает студенту другой костер, о котором говорится в Евангелии. Огонь евангельского костра в какое-то мгновенье озарил сознание героя, осветил его душу. Таким образом, огонь становится символом душевного просветления человека, возвращения его к вере в Бога, обретения им утраченного смысла жизни.
|