Тема 4. ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВАЯ АКСИОЛОГИЯ
План 1. Концепция общего блага и его философско-правовое значение. Право как ценность. 2. Право как равенство. 3. Право как свобода. 4. Право как справедливость.
Концепция общего блага и его философско-правовое значение. Общее благо как высшая ценность, его основные характеристики. Функции общего блага, ценностно-правовая ориентация. Равенство и справедливость как формы выражения и утверждения общего блага. Согласование и компромисс интересов в концепции общего блага. Место и значение индивидуального блага в концепции общего блага. Право как ценность. Ценности права как элементы общего блага. Аксиологическое содержание «свободы», «вины» и других понятий философии права. Ценность права и ценности права в современном обществе. Право как свобода и ответственность. Право как равенство и справедливость Свобода как ценность. Право как всеобщая и необходимая форма и равная мера свободы. Гуманизм права: свобода как важнейшее определение человека, экзистенциал личности. Свобода как способность социального субъекта реализовать себя. Свобода как выбор. Свобода выбора как автономия личности. Степень и мера свободы. Политическая, экономическая, идеологическая, правовая свобода. Реализация свободы правом. Воля в праве: проблемы разумности и свободы воли. Свобода воли и произвол. Согласование свободы одного субъекта со свободой других субъектов по общей норме правовой свободы. Дозволения и запреты в праве. Ответственность - органическое свойство свободы. Ответственность правовая, политическая, нравственная, экологическая и др. Ответственность, вина и права. Вина как выражение ответственности в психологической и нравственной форме. Справедливость: природа и сущность. Проблема справедливости в истории философско-правовой мысли. Справедливость как аксиологическая, этическая, юридическая и философско-правовая проблема. Объектно-субъектная природа справедливости. Критерий, принципы и формы справедливости. Правовое равенство как выражение свободы и справедливости. Справедливость как правовое выражение свободы и равенства. Межличностная и надиндивидуальная социальная справедливость. Социальная справедливость как реальное положение человека в обществе, обеспеченность социально-экономическими, нравственными, правовыми и другими гарантиями человеческого и гражданского достоинства. Справедливость в праве как реализация неотъемлемых прав человека. Справедливость как начало права, его смысл и существо. Справедливость как равенство. Формальное равенство как принцип права. Формальное и фактическое равенство. Вопрос 2. Право как равенство При подготовке к данному вопросу необходимо уяснить, что правовое равенство – это равенство свободных и независимых друг от друга субъектов права по общему для всех масштабу, единой норме, равной мере. Правовое равенство – это равенство свободных и равенство в свободе, общий масштаб и равная мера свободы индивидов. Там же, где люди делятся на свободных и несвободных, последние относятся не к субъектам, а к объектам права, и на них принцип правового равенства не распространяется. Право говорит и действует языком и мерами равенства и благодаря этому выступает как всеобщая и необходимая форма бытия, выражения и осуществления свободы в совместной жизни людей. В этом смысле можно сказать, что право – математика свободы. Причем можно, видимо, допустить, что математическое равенство как логически более абстрактное образование является исторически более поздним и производным от идеи правового равенства. Последующее, более интенсивное (чем в праве) развитие и научная разработка начал равенства в математике породили неверное представление, будто идея равенства пришла в право из математики. В социальной сфере равенство – это всегда правовое равенство, формально–правовая мера равенства. Ведь правовое равенство, как и всякое равенство, абстрагировано (по собственному основанию и критерию) от фактических различий и потому с необходимостью и по определению носит формальный характер. По поводу равенства существует множество недоразумений, заблуждений, ошибочных и ложных представлений. В их основе, в конечном счете лежит непонимание того, что равенство имеет рациональный смысл, логически и практически возможно в социальном мире именно и только как одинаковая для всех мера правового (формально–правового, формального) равенства. Так, нередко (в прошлом и теперь) правовое равенство смешивается с разного рода эгалитаристскими (фактически уравнительными) требованиями, с уравниловкой и т.д. или, напротив, ему противопоставляют так называемое «фактическое равенство». Подобная путаница всегда, так или иначе, носит правоотрицающий, антиправовой характер. «Фактическое равенство»– это смешение понятий «фактическое» и «нефактическое» (формальное) и противоречие в самом понятии «равенство». Ведь «равенство», «равная мера» имеют смысл (как понятие, как средство регуляции и т.д.) лишь в контексте различения «фактического» и «формального» и лишь как нечто «формальное», отделенное (абстрагированное) от «фактического» – подобно тому, как слова отделены от обозначаемых вещей, цифры и счет – от считаемых предметов, весы – от взвешиваемой массы и т.д. Именно благодаря своей формальности (абстрагированности от «фактического») равенство может стать и реально становится всеобщей формой и равной мерой регуляции «фактического», своеобразным формальным и формализованным «языком», «счетом», «весами», измерителем всей «внеформальной» (т.е. «фактической») действительности. Так обстоит дело и с формально–правовой равной мерой. История права – это история прогрессирующей эволюции масштаба и меры формального (правового) равенства при сохранении самого этого принципа как принципа любой системы права, права вообще. Разным этапам исторического развития свободы и права в человеческих отношениях присущи свой масштаб и своя мера свободы, свой круг субъектов и отношений свободы и права, словом – свое содержание принципа формального (правового) равенства. Так что принцип формального равенства представляет собой постоянно присущий праву принцип с исторически изменяющейся сферой и мерой регуляции. В целом такая историческая эволюция сферы, масштаба и меры формального равенства не опровергает, а наоборот, подкрепляет значение данного принципа (и конкретизирующей его системы норм) в качестве отличительной особенности права в его соотношении и расхождении с иными видами социальной регуляции (моральной, религиозной и т.д.). Исходные фактические различия между людьми, рассмотренные (и урегулированные) с точки зрения абстрактно–всеобщей равной меры, предстают в итоге в виде неравенства в уже приобретенных правах(неравных по их структуре, содержанию и объему прав различных индивидов–субъектов права). Правовое равенство и правовое неравенство (равенство и неравенство в праве) – однопорядковые (предполагающие и дополняющие друг друга) правовые определения, характеристики и понятия, в одинаковой степени, противостоящие фактическим различиям и отличные от них. Равная мера регуляции отношений различных субъектов предполагает, что приобретаемые ими реальные субъективные права будут неравны. Благодаря праву хаос различий преобразуется в правовой порядок равенств и неравенств, согласованных по единому масштабу и равной мере. Вопрос 3. Право как свобода Свобода—характеристика сущности человека, которая состоит в возможности мыслить и поступать по собственной воле, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. Свободу условно можно разделить на следующие виды: юридическая и фактическая; внутренняя и внешняя; «свобода от» (негативная свобода) и «свобода для» (позитивная свобода). Правовая свобода — разрешение совершать определенные действия вне зависимости от реальной возможности действовать, т.е. юридическое определение остается формальным. Фактическая свобода сводится к возможности делать и выбирать то, что хочешь. Юридическая свобода имеет в своей основе свободу выбора. При этом свободой называется, во-первых, сам факт выбора и, во-вторых, непредсказуемость выбора. Внутренняя свобода — это освобождение человека внутри себя от оков собственных предубеждений, представлений и образов. Для права важно, чтобы человек отчетливо представлял ту меру свободы, которая не несет в себе заряд разрушения, зла и несправедливости. Гражданское общество и государство используют правовое воздействие как средство, обозначающее границы и пределы, за которые внешняя свобода социальных субъектов не должна распространяться. Такими ограничителями могут выступать как юридические законы запретительного характера (как часть культуры), так и сам факт сосуществования множества индивидов с их общественными правами и свободами. По мнению Гегеля, ни один человек не обладает идеей о собственной свободе, если он не обладает идеей о свободе других и о социальной связи между собой и другими. «Свобода от» (негативная свобода) действует в мире, где индивид имеет определенную возможность выбора своих действий, но сталкивается с определенными ограничениями. «Свобода от» — одно из условий самореализации. «Свобода для», или позитивная свобода, делает возможным действие в соответствии с собственной системой ценностей и собственными целями. Вторая свобода более жизненна и более полная. В определенных исторических условиях люди отказываются от «свободы от» в пользу авторитарной власти для того, чтобы увеличить возможность достижения собственных целей. Это разновидность замены теоретически возможного практически осуществимым. Для наиболее полного изучения данного вопроса необходимо уяснить как понималась свобода в различные исторические эпохи. В античной философии (у Сократа и Платона) речь идет о свободе и судьбе, затем — о свободе от политического деспотизма (у Аристотеля и Эпикура) и свободе как драме человеческого существования (у эпикурейцев, стоиков и в неоплатонизме). Античное право признавало противоположность свободного человека и раба, и свобода, будучи реальной, оставалась лишь привилегией. Античное право продемонстрировало ограниченное, но конкретное и реальное осознание свободы. В Средние века христианская теология связывает со свободой движение Духа. Дух есть движение, но как спонтанность и порыв. В рамках христианского учения со стороны Бога высшая природа человека показывается Иисусом Христом, Богом, принявшим человеческий облик; со стороны человека — его «творчеством из себя», созданием «нового, не бывшего еще». Христианское учение содержит в себе позитивную концепцию свободы. Если бы не было этого Божественного дара (свободы) у человека, не было бы тогда и грехопадения в истории человечества. В эпоху Возрождения и последующий период под свободой понимали беспрепятственное раскрытие способностей личности. В естественно–правовых концепциях Нового времени и эпоху Просвещения свобода трактовалась как абсолютная ценность, как основание познания и права, как исходная предпосылка всех естественных прав человека. Подчеркивался ее неотчуждаемый характер, ее свойство, изначально и безусловно принадлежащее личности. В классической европейской философии обращали внимание на два главных пункта такого рода определений: — понимание свободы как познанной необходимости, как основания мышления и познания, возможностей человека во что–то верить и быть; — определение свободы как живого дыхания (пульсации) саморазвития человека в истории, которое выступает как процесс модификации свободы. Философы (Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель) выводили понятие свободы на фоне различия внутреннего и внешнего. Явление, которое называется свободным, содержит основание самого себя (т.е. является самопричинным явлением). А нечто, что имеет основание вне себя, — не свободно, поскольку оно состоит в причинной цепи, т.е. имеет причинные обоснования и причины объяснения. Свобода имеет причиной самое себя и не имеет причины вне себя. Кант, Гегель и их последователи определяли право через свободу, изначально предполагая, что человеческая свобода в принципе не может быть безграничной и нуждается в правовых формах ее реализации. Право цивилизованного государства не посягает на первоначальное право, оно лишь очерчивает внешние границы пространства социальной свободы. Назначение права «по определению» и «сохранению» свободы не сводится только к установлению для нее ограничений — оно состоит в том, что должны быть надлежащие правовые формы и способы, правовое устройство (позитивное право), определяющие и обеспечивающие свободу. Право по своей исходной сути есть форма, созданная людьми, которая логически и исторически предназначена быть институтом, призванным упорядочивать свободу, придавать ей определенность и обеспеченность, а отсюда и человеческое содержание, истинно человеческую ценность. Вопрос 4. Право как справедливость Слово «справедливость» произошло от слова «право» (правый, правда), а в латинском языке означает justitia (справедливость) — от jus (право). Справедливостьможно определить как основную правовую ценность, заключающуюся в строгом уважении прав вообще. Ценность справедливости состоит в том, чтобы установить между людьми истинное и анонимное равенство, не зависящее ни от общественной ситуации, ни от личности индивидов. Начиная с Вед и Упанишад, Гесиода и Гомера справедливость трактовалась как «сущий миропорядок», духовная основа истории. Со времен Аристотеля выделяют два вида справедливости: распределительную и уравновешивающую. Распределительная справедливость как принцип означает деление общих благ по достоинству, соразмерно и пропорционально вкладу и взносу того или иного члена общества. Критерием уравновешивающей справедливости является арифметическое равенство. Сфера применения этого принципа — область гражданско-правовых сделок, возмещение ущерба, наказания и т.п. Сосуществование людей на почве взаимного признания прав и свобод представляет собой такой порядок их сосуществования, который может быть назван справедливым. Справедливость выступает основой идеи права, выражает его сущность, а также выступает особым механизмом, поддерживающим равновесие правовых ценностей. В содержание универсальной справедливости включаются: — требование равенства («действовать одинаково в одинаковых условиях»), которое формулируется как требование непредвзятости и запрет произвола; — идея взаимосвязи содеянного и расплаты за это; — требование равновесия между утратой и приобретением («справедливого обмена»). Два аспекта справедливости (содержательный и формальный) отражают две стороны проблемы справедливости в праве. На содержательной концепции базируется закон, отражается его содержание. Суть формальной справедливости заключается в последовательном (т.е. беспристрастном, объективном) применении правил. Общим моментом всех современных концепций справедливости является идея прав человека, т.е. признание одинакового обращения с людьми и отказ от привилегий и иммунитета, связанных с национальными и религиозными признаками. Существуют два понятия справедливости: 1.справедливость как характерная черта личности, относящаяся четырем главным добродетелям человека наряду с рассудительностью, мужеством и разумом (мудростью) (субъективная справедливость); 2.справедливость, касающаяся социальных институтов (семья, хозяйство, школа), а также политическая справедливость, которая касается права, государства и политики (объективная справедливость). О. Хеффе выделял три элемента значения понятия «справедливость»: 1. справедливость имеет природу моральной обязанности; 2. ближе всего она находится к обязанностям, которые признаются добровольно и стоят выше простого принуждения; 3. ее мера заключается в дистрибутивной пользе — справедливым является полезное каждому человеку. Не все теории разделяют идею справедливости. Современные теории справедливости относятся к типу договорных теорий. Они ориентируются на теорию И. Канта. Основными способами обоснования критерия справедливости являются представления о природе человека и об основной политической цели и идеале общества. Современные концепции справедливости содержат в себе образ человека как существа, одновременно способного к самосовершенствованию, т.е. достойного, так и существа автономного, т.е. разумного и способного к самоограничению. Поэтому наиболее подходящим будет такой принцип справедливости, который обеспечит наилучшие условия для самореализации и автономии личности, меру соотношения свободы и равенства. Институциональная защита человека как субъекта основывается на признании человеческого достоинства и запрещает унижение достоинства как неотъемлемого права человека. Контрольные вопросы 1. Какие два основных подхода существуют к пониманию естественного права и его соотношения с позитивным правом? 2. Какие концепции понимания естественного права существовали в России в конце XIX – начале XX вв.? 3. В чем заключается суть идеи естественного права? 4. Сравните понятия «правовое равенство» и «фактическое равенство». 5. Назовите виды свободы и проанализируйте каждый вид в отдельности. 6. Сравните понимание свободы в различные исторические эпохи. 7. Дайте определение справедливости. Назовите ее виды. Литература: [1, 2, 4, 5, 7, 13, 18, 20, 27, 31].
|