Студопедия — Тема 2. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема 2. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ






(6 часов)

Занятие 1. ФИЛОСОФИЯ ПРАВА АНТИЧНОСТИ,

СРЕДНИХ ВЕКОВ И ВОЗРОЖДЕНИЯ

План

1. Философия права античности.

2. Особенности философско–правовой мысли в эпоху Средневековья.

3. Философско-правовая мысль эпохи Возрождения и Реформации.

Вопрос первый «Философия права античности».

В рамках изучения данной темы основной задачей является осмысление материала, касающегося возникновения, развития и специфики философско-правовых идей в период античности, средних веков и эпохи Возрождения. Античная философия вырастает на почве предшествовавшей современной ей культуры Эллады. Древней Элладе в IV—V веках до н.э. было присуще разнообразие форм социальной и политической жизни. Множест­во сильных и процветающих греческих городов–полисов объединяло духов­ное единство, основанное на мифологии с единым пантеоном олимпийских богов, а также гомеровском эпосе.

Личности древнего эллина было, как отмечают исследователи, свойственно два противоположных начала — аполлоническое(от имени бога Аполлона — устроителя цивилизованной жизни людей, заставлявшего их подчиняться социально–культурным нормам) и дионисийское(от имени бога Диониса, покровительствовавшего виноделию, веселью). Аполлоническое начало заставляло грека стремиться к гармоническим отношениям с окружающим миром, с космическим целым.

Дионисийское же начало увлекало древнего грека в противоположном направлении, заставляло нарушать меру, отвергать традиции и за­преты.

Аполлоническое и дионисийское начала предстают в античном культурном сознании как мифологические первообразы (архетипы) номоса (за­кона) и дисномии (беззакония). Они не могут существовать друг без друга, взаимно предполагая и отрицая друг друга. Подвижная антитеза этих двух начал и составила основной сюжет развития греческой правовой цивили­зации и философской мысли.

В развитии античной философии выделяется три основных периода. Первый натурфилософский, или ранней классики, — охватывает эпоху от возникновения философского мышления в VII веке до н.э. до времен Сократа(конец V в. до н.э.). Второй период носит название классического, или высокой классики, он отражает выдающиеся достижения эллинской куль­туры. Его основоположниками стали Сократ и современные ему софисты (Протагор, Горгий). Вершиной данного периода, да и всей античной фило­софии, стало творчество выдающихся философов Платона и Аристотеля. Последний, третийпериод истории античной философии связан с эпохой эллинизма и Римской империи. Его называют поздней классикой. Он начинается с конца IV века до н. э. и длится до конца античного мира (VI в. н. э.). Это время эллинистически-римских философских взглядов. Их представителями являются эпикурейцы (Эпикур), скептики (Пиррон), Стоики (Зенон, Цицерон, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий).

Вопрос второй «Особенности философско–правовой мысли в эпоху Средневековья».

Система естественного права Средневековья образовалась из сочета­ния римского права и положений Священного Писания. Идея естественно­го права носила теократический характер. Но в данный период осуществля­ются строгие права в духе существующей сословно–феодальной иерархии и форм собственности. Исходной базой идеологического контроля были руководящие напутствия так называемых «отцов церкви» наиболее авторитетных церковных авторов, с чьими именами связан период формирова­ния христианской догматики.

Христианская интерпретация идеи естественного права отразилась на представлении о сущности этой идеи. На место всеобщего морального закона, проповедуемого философией стоиков, христианство источником нравственного закона ставит премудрость и волю Божию. В соответствии с этим и естественное право рассматривается теперь как отражение божественной справедливости согласно предначертаниям Творца.

В Средневековье праву, зависящему от человеческой воли (волеустановленному), противопоставляются неизменные установления божествен­ного и естественного права.

Главная особенность философских учений христианского Средневековья состоит в их теоцентрическом характере. Принцип теоцентризма, по­следовательно проводимый и Августином, и Фомой Аквинским, утверждал Бога как центр мироздания и главного хранителя мирового и социального порядка. Бог выступал как законодательное первоначало, из которого ис­ходят все религиозные, моральные и правовые нормы. Благодаря божест­венному покровительству социальная жизнь людей не превращалась в ха­ос, а сам человек успешно боролся с дьявольскими искушениями, толкав­шими его к порокам и преступлениям.

Вопрос третий «Философско-правовая мысль эпохи Возрождения и Реформации».

В XIV — XV веках, сначала в Италии, а позже в других странах Европы наступает эпоха Возрождения. Оживление философской и научной мысли сказалось и на правоведении. Признание человека как индивидуальности обусловило новые поиски обоснований сущности общества и государства. В эту эпоху возникает так называемое гуманистическое направление в юриспруденции, представители которого сосредоточивают внимание на изучении источников действующего (особенно римского) права. Начинают развиваться зачатки исторического понимания и толкования права. Для мыслителей гуманистического направления право — это, прежде всего за­конодательство.

Звучат идеи, направленные против феодальной раздробленности, за централизацию государственной власти, единое законодательство, равен­ство всех перед законом.

Для более полного представления о философско-юридической парадигме эпохи Возрождения и Реформации следует подчеркнуть, что на по­литической карте Европы в XVI веке целиком сформировались такие мощ­ные государства с сильными центральными властями, как Франция, Анг­лия, Испания. Укрепляется вера в возможность отказа от авторитета Като­лической церкви, а это предусматривает безусловное подчинение светским государственным властям.

Одним из первых выдающихся гуманистов эпохи Возрождения, внесших существенный вклад в теорию права, можно считать Лоренцо Балла(1405 или 1407 — 1457), который, опираясь на всесторонний анализ антично­го римского права, создал фундамент для дальнейших научных разработок в области юриспруденции.

Положив в основу правовой этики личностный интерес и сделав его моральным критерием, Балла призывает руководствоваться в оценках человеческих поступков не абстрактными моральными или правовыми принципами, а конкретными жизненными условиями, определяющими выбор между хорошим и плохим, между полезным и вредным.

 

Контрольные вопросы

 

1. В чем заключаются особенности античной правовой цивилизации?

2. В чем сущность правовых взглядов натурфилософов?

3. В чем отличие правовых взглядов софистов от позиций предшественников?

4. В чем сущность взглядов на проблемы права у Сократа?

5. В чем сущность учения о справедливости и праве Платона?

6. Как рассматривается проблема человека у Аристотеля?

7. В чем сущность обоснования права у Аристотеля?

8. В чем заключаются особенности правовых взглядов эпохи поздней
классики?

9. Раскройте сущность и особенности правовых концепций Августина и Фомы Аквинского.

10. В чем заключаются особенности философско-правовой мысли Возрождения?

11. Как проявляет себя принцип субъективности в понимании и обосновании права Нового времени?

12. В чем состоит смысл понятий «юридическое мировоззрение», «естественное право», «общественный договор»?

13. К какому типу правопонимания следует отнести учение Т. Гоббса?
В чем суть его концепции общественного договора?

14. В чем особенность концепции общественного договора Дж. Локка и
ее принципиальное отличие от концепции Т. Гоббса?

15. В чем состоит сущность Просвещения? Роль идей Просвещения в
становлении современной цивилизации.

16. В чем заключаются основные идеи работы Ж.–Ж. Руссо «Об общественном договоре»?

17. В чем суть и особенность философско-правовых взглядов К. А. Гельвеция?

Литература: [1, 2, 9, 11, 20, 21, 22, 23, 29, 31].







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 1278. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия