Тема 1. ФИЛОСОФИЯ ПРАВА В СИСТЕМЕ ФИЛОСОФИИ
И ЮРИСПРУДЕНЦИИ. ТИПОЛОГИЯ ФИЛОСОФСКИХ КОНЦЕПЦИЙ ПРАВА План 1. Понятие, предмет и необходимость философии права. 2. Обоснование необходимости философии права. 3. Сущность и особенности философского подхода к праву. 4. Сущность методологии права и ее уровни. Первый вопрос «Понятие, предмет и необходимость философии права»является вводным для всего курса философии права, поэтому основной задачей при его изучении должно быть знакомство с самим понятием философии права как самостоятельной сферы человеческого знания. Это предполагает выяснение предмета философии права и его специфики. Философия права — это философское учение о праве, отвечающее на вопросы, возникающие в правовой сфере, методом философии. Ее предметом является, прежде всего, выявление смысла права, а также обоснование понимания этого смысла. Существуют различные подходы к определению предмета философии права, широкий и узкий. Широкий подход определяет, что философия права занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества. В узком смысле считается, что единственной проблемой философии права, которая и составляет, собственно, ее предмет, является справедливость. Предмет философии права можно определить посредством постановки следующих вопросов: 1) что я могу знать о праве? 2) что я должен делать в соответствии с требованиями права и почему? 3) на что я могу надеяться в случае соблюдения или нарушения этих требований? В свою очередь, все они могут быть сведены к одному обобщающему вопросу: что такое правовой человек или что представляет собой право как способ человеческого бытия? Предмет философии права — неюридические (предельные) основания права. Философия права в первую очередь занимается выявлением смысла права, а также обоснованием понимания этого смысла. Второй вопрос «Обоснование необходимости философии права»объясняет, что существуют различные подходы, отрицающие философский подход к праву. Основывается данный подход на неприменимости философского подхода для решения вопросов практической юриспруденции. Такая позиция основана на узкопрофессиональном подходе к праву и отграничении его от других метафизических наук (т.е. наук о духе). Данный подход характерен для юридической догматики, представленной в настоящее время юридическим позитивизмом и легизмом. Существует два обоснования необходимости существования философии права: исторический и актуальный. Историческое обоснование основывается на неопровержимом факте, что эти проблемы всегда волновали человечество на всем протяжении его существования. Актуальное обоснование основывается на выявлении такого аспекта, такой стороны права, познание которой возможно только при помощи философского подхода. Это обусловлено скрытой сущностью самого феномена права. Право является одним из самых труднодоступных объектов. Скрытая сущность права — эта характерная черта права вытекает из его непосредственной связи с бытием человека, его сущностью, деятельностью и несет в себе особенности любого культурного феномена. Во всех культурных феноменах имеются предметная форма и духовно–идеальная сущность. В праве мы также находим предметную и духовную стороны, за которыми исторически закрепились названия «позитивное право» и «естественное право». Под позитивным правом подразумевается действующая система правовых норм, отношений и судебных решений. Под естественным же правом, как правило, подразумеваются идеальные первоосновы права. Естественное право определяет исходные принципы, на основе которых принимаются действующие правовые нормы и на основе которых происходит их оценка. Право как сфера человеческой деятельности тесно связано с философией. Фундаментальные проблемы права, такие, как справедливость, свобода и равенство, вина и ответственность и др., являются одновременно и важнейшими философскими проблемами, а их решение уходит своими корнями в решение основных философских вопросов о сущности человека и смысле его жизни. Третий вопрос «Сущность и особенности философского подхода к праву». Любая наука, имея свой предмет, сосредотачивается на его изучении и не занимается вопросами о месте предмета этой науки в общей картине мира и его отношении к сущности человека. Сфера интересов философии права начинается там, где заканчивается сфера интересов частных наук. Философия обосновывает базовые положения частных наук, подводя их под свои «предельные основания», выявляя их смысл. Например, аксиомой, исходным пунктом юриспруденции как частной науки является предположение о том, что право является порождением воли субъекта государственной власти, из него вытекает требование исполнения норм права. Это положение представляет собой выражение сущности позитивного права. Но постичь действительный смысл правовых явлений можно, лишь заглянув за пределы этой аксиомы. Поэтому предметом философии права являются внеюридические (предельные) основания права,которые раскрываются как познавательные, ценностные, социальные и антропологические основания права. Теория же права представляет собой учение о действующем праве.В сфере теории права происходит развитие «всеобщих правовых понятий», таких, как «закон», «правоотношение», «субъект права», «правовая обязанность», «субъективное право», «обязательство», «ответственность» и др. Философия права, используя понятия позитивного права, имеет и свои собственные категории, такие, как «идея права», «смысл права», «цель права», «справедливость», «свобода», «равенство», «признание», «автономия личности», «права человека» и др. Позитивное право не является предметом философии права. Позитивное право интересует философию права лишь в соотнесении с естественным правом, с позиции которого оценивается действующее право. Философия права изучает «мир права» («правовую реальность» как философский аналог понятия «правовая система») в его всеобщности и целостности, его смысловое содержание. Здесь под правовой реальностью понимается вся совокупность правовых феноменов: правовых норм, институтов, существующих правоотношений, правовых концепций явлений правового менталитета и т.д. Существуют различия между философским осмыслением права и его научным познанием. Любая частная наука, в том числе и юриспруденция, рассматривает свой предмет как объект, находящийся вне познающего субъекта и относительно противостоящий ему. Познающийся объект признается как факт, как то, что существует в реальности.Философия стремится к пониманию, осмыслению должных ценностей и смыслов, раскрывает мир таким, каким он должен быть.Этот мир совершенных ценностей и смыслов дает человеку стимул для изменения бытия, поскольку то, что должно быть, воспринимается им как идеальное по отношению к тому, что существует в реальности. Поэтому юриспруденция, изучая закономерности функционирования действующего права, описывает право таким, какое оно есть, а философия права таким, каким оно должно быть. На основе этой идеальной правовой нормы и происходит оценка философией права существующей правовой реальности. Четвертый вопрос. Сущность методологии права и ее уровни. Под методологией подразумевают систему методов, применяемых для исследования той или иной реальности, а также науку об этих методах. Метод –путь, способ достижения определенной цели, в данном случае способ получения нового знания об этой реальности. Существует несколько подходов к определению методологии права. Научный подход(В. Кизимирчук) – под методологией понимается система общенаучных и специально–научных методов, применяемых к праву, – социологический, кибернетический, системный и другие, а также учение об этих методах. Данный подход не дает представления о методологии права как о синтетическом знании, так как частные науки, с одной стороны, и правоведение – с другой, существуют как бы сами по себе. Философский подход,когда под методологией права имеют в виду Философско-правовой подход –предполагает наличие особой дисциплины, выполняющей методологическую роль по отношению к правоведению в целом. Задачей этой дисциплины является гносеологический анализ различных типов правопознания, или правопонимания. При таком понимании методология представляет собой руководящую идею, систему мировоззренческих принципов, которые проявляют себя на всем пути постижения того или иного объекта (в данном случае права), а также обоснование такой идеи. В системе правоведения каждая теория более общего (абстрактного) уровня выполняет методологическую роль по отношению к более конкретной теории, а также к практике (как непосредственно, так и опосредованно через теорию промежуточного уровня). Можно говорить о методологии права в широком смысле как комплексе методологических проблем права и включать в нее: методологию познания права, методологию юридической практики, выделяя: методологию правотворчества и методологию правоприменения. В рамках методологии познания права, или методологии правоведения, следует выделить уровни: философский,представляющий собой систему мировоззренческо–методологических идей и принципов, воплощенных в том или ином способе осмысления права (типе правопонимания), а также их сравнение, критику и обоснование; научный,представляющий систему принципов и методов научного познания в целом или отдельной науки, применяемых для более глубокого познания права, в рамках которого выделяются: общенаучные методыи приемы познания, такие, как анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование, абстрагирование и классификация, а также методы: системный, синергетический и др.; частнонаучные методы: социологический, психологический, математический, кибернетический, исторический, логический и другие, т.е. знание в области отдельных наук, применяемое для познания правовых явлений; специально–юридический,представляющий систему характерных для правоведения методов познания права: нормативно–аналитический, догматический, сравнительно–правовой и др. Методологией права в собственном смысле следует считать наиболее общий философский уровень правоведения – методологию философии права. Она представляет собой систематизированную совокупность познавательных средств, позволяющих исследовать многогранную правовую реальность в ее многообразных связях с иными сферами общественной жизни, а также теоретический анализ (рефлексию) этих средств. Контрольные вопросы 1. Что изучает философия права? 2. Какие существуют точки зрения на предмет философии права и какая из них кажется вам наиболее обоснованной? 3. Чем отличается предмет философии права от предмета общей теории 4. Что составляет особенности метода философии права? 5. Какое место занимает философия права в системе философских наук? 6. Какое место занимает философия права в системе юридических наук? 7. Как бы вы сформулировали основной вопрос философии права? 8. Какие функции выполняет философия права? 9. Почему необходимо изучать философию права будущему юристу? 10. Что представляет собой методология права? Какие уровни на включает и какие методы характерны для каждого из них? 11. Какое место занимает философия права в системе методологии права? Какие методы применяются в философско-правовых исследованиях? 12. По каким критериям различаются основные способы осмысления 13. В чем состоят мировоззренческо-методологические истоки, основные формы, достоинства и недостатки правового позитивизма? 14. В чем состоят мировоззренческо-методологические истоки, основные формы, достоинства и недостатки правового объективизма? 15. В чем состоит гуманистический смысл естественно–правового мышления? Каковы основные типы концепций естественного права? 16. В чем состоят мировоззренческо-методологические истоки, основные формы, достоинства и недостатки правового субъективизма? В чем состоит позиция интерсубъективности в осмыслении права, и Используемая литература: [1, 2, 8, 12, 14, 15, 26, 29, 31].
|