Тема 3. ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВАЯ ОНТОЛОГИЯ
План 1. Бытие права (что есть право?). 2. Правовая реальность и ее структура. 3. Сущность и механизм формирования социального закона. 4. Право и власть. Правовая культура.
Вопрос первый « Бытие права (что есть право?). Философское понятие бытия. Право в контексте философской онтологии. Правовая реальность, ее сущностные характеристики и ее структура. Правовая реальность как система функционирования права. Соотношение реального и формального в праве. Правовая реальность, ее материальная и духовная, объективная и субъективная природа. Правовая реальность как диалектическое единство повседневной реальности и системного мира человека. Правовые отношения и правовое сознание как формы правовой реальности. Виды правоотношений, специфика правовых отношений. Вопрос о естественных правах человека. В классической античности источником действительного права считалась природа вообще, в христианском Средневековье — божественная мудрость Творца, в период Нового времени — совершенство человеческого разума как самого значительного из созданий природы. Анализ истории философско-правовой мысли позволяет различать два основных подхода к пониманию естественного права и его соотношения с позитивным. Первый подход — естественное право понималось как совокупность априорных нравственных требований, предъявляемых к положительному праву, как критическая инстанция, дающая нравственную оценку позитивного права с точки зрения его справедливости или несправедливости (Платон, Кант). С позиции же второго подхода естественное право понимается как необходимая и неизменная основа действующего законодательства, не существующая вне его, т.е. естественные принципы искались внутри действующего права, которое мыслилось как реализующаяся в истории надприродная идея права (Аристотель, Гегель). Такая же двойственность подхода к пониманию естественного права наблюдалась в конце XIX — начале XX века в России в ситуации возрождения естественного права. Здесь различались этико-нормативные концепции (П. Новгородцев, С. Булгаков) и эйдологические концепции (М. Михайловский, В. Гессен, Н. Алексеев и др.). Все эти концепции были направлены на критику позитивистской методологии, отождествляющей право с силой государственного принуждения. Философское видение правовых явлений — это и есть их рассмотрение под углом зрения естественного права. Основная ценность данного подхода с позиций естественного права заключается в том, что он позволяет выявить базисные основы права. Суть идеи естественного права заключается в том, что наряду с правом, созданным людьми и выраженным в законах (позитивным правом), существует естественное право — сумма требований, в своей исходной основе рожденных непосредственно, без какого–либо человеческого участия самой жизнью общества, объективными условиями жизнедеятельности человека, т.е. естественным ходом вещей. Это — право на жизнь, продолжение рода, общение, самоутверждение, собственность, личное достоинство, свободное волеизъявление, свободу совести, мысли, слова и др. Естественно–правовые доктрины предполагают, что все эти права являются безусловным достоянием человека и даны ему уже самим фактом его рождения и существования в качестве человека. Под естественным правом можно понимать совокупность объективных социальных ценностей и потребностей человеческого бытия (свободу, равенство, справедливость и т.д.), а также универсальных норм и принципов, находящихся в основании всех правовых систем мировой цивилизации. В то же время, для того чтобы стать регулирующим фактором, нормы и принципы естественного права должны получить воплощение в нормах позитивного права. Правосознание: сущность и структура. Уровни и элементы правосознания. Происхождение права. Онтологическая концепция в исторической школе права: право как историческое развитие условий человеческого существования. Вопрос второй «Правовая реальность и ее структура». Взаимосвязь функциональных характеристик права и различных сторон общественной жизни. Право и закон. Право и власть. Право и культура Отождествление права и закона - легистский тип правопонимания. Естественно-правовой тип правопонимания - представление о двух одновременно действующих системах права (права естественного и права официального). Легистская онтология: сведение права к нормативно-правовому акту (И. Бентам, Д. Остин, В.Д. Катков). Естественно-правовая онтология о подлинном (естественном) бытии права и о неподлинном (позитивном) бытии права. Вопрос третий «Сущность и механизм формирования социального закона». Диалектика объективного и субъективного в законе. Закономерность, законосообразность, целесообразность. Правопорядок и развитость правотворчества. Повседневная реальность и правопорядок. Право и закон. Вопрос четвертый « Право и власть. Правовая культура». Правопорядок и сила власти. Властное насилие и государственное принуждение. Типы насилия в правовой сфере. Насилие и справедливость. Преступление и наказание. Правовая культура: сущность и взаимообусловленность культуры и права. Правовая культура как способ организации жизнедеятельности человека. Взаимосвязь политической, нравственной и правовой культуры. Личностный и институциональный аспекты правовой культуры. Используемая литература: [1, 2, 6, 10, 16, 18, 23, 26, 30].
|