Эксперимент. Участие в эксперименте принимали десять студентов последнего курса, которым сказали, что факультет психиатрии проводит исследование: изучение альтернативных
Участие в эксперименте принимали десять студентов последнего курса, которым сказали, что факультет психиатрии проводит исследование: изучение альтернативных средств психотерапии «как способа давать людям советы относительно их личных проблем». Экспериментатор, которого ложно представили как студенческого консультанта по обучению, индивидуально познакомился со всеми испытуемыми. Сначала испытуемого просили обсудить подоплеку какой-либо серьезной проблемы, по которой он хотел бы получить совет, а затем задать консультанту несколько вопросов, на каждый из которых можно было бы ответить односложно — «да» или «нет». Испытуемому было обещано, что консультант постарается ответить наилучшим образом. Сидя в соседней комнате, экспериментатор-консультант выслушивал вопросы и давал свои ответы через переговорное устройство. Описав свою проблему и ситуацию, в которой она возникла, испытуемый задавал свой первый вопрос. После стандартной паузы экспериментатор отвечал «да» или «нет». Затем испытуемый поступал согласно инструкции: он вынимал вилку из розетки, в результате чего консультант лишался возможности слышать его комментарии, и записывал их на пленку. После того как это было сделано, испытуемый снова включал микрофон и задавал свой следующий вопрос. Получив ответ, он вновь записывал на пленку свой комментарий, и так повторялось до тех пор, пока не были заданы, как минимум, десять вопросов и не были получены десять ответов. Испытуемому было сказано: «Большинство людей хотят задать по меньшей мере десять вопросов». Последовательность ответов, среди которых было равное количество «да» и «нет», была предопределена таблицей случайных чисел. Все испытуемые, задавшие одинаковое количество вопросов, получили в ответ одинаковые серии «да» и «нет». После того как обмен вопросами и ответами был завершен, испытуемого просили обобщить свои впечатления об этом «обмене». Следовало интервью. Ниже в качестве иллюстраций приводятся неотредактированные стенограммы. Пример 1. Испытуемый-. Итак, вот моя ситуация. Я исповедую иудаизм и в течение примерно двух месяцев встречаюсь с девушкой, принадлежащей к другой религии. Мой отец напрямую не высказывается против этого, но в то же время я чувствую, что ему это не нравится. Мама считает, что, поскольку отец напрямую не возражает, я должен продолжать встречаться с ней до тех пор, пока он не сделает какие-либо прямые замечания по этому поводу. Почему я чувствую, что ему это не очень нравится, хотя он ни разу не сказал мне: «Не встречайся с ней»? Потому что время от времени он делает такие замечания и так высказывается, что мне становится не по себе от того, что я с ней встречаюсь. Мой вопрос: как вы считаете, должен ли я при нынешних обстоятельствах продолжать встречаться с ней или прервать отношения? Позвольте мне сформулировать вопрос позитивно: считаете ли вы, что я должен продолжать встречаться с этой девушкой? Экспериментатор: Мой ответ — «нет». Испытуемый: Нет. Это интересно. Я вроде как чувствую, что между мной и отцом нет большой неприязни, но, возможно, он чувствует, что ситуация может привести к ней. Мне кажется, возможно, постороннему легче увидеть то, чего я в данный момент не вижу. Сейчас я хотел бы задать свой второй вопрос. Экспериментатор: Пожалуйста. Испытуемый: Как вы считаете, мне нужно обсудить с отцом эту ситуацию или нет? Должен ли я обсудить с отцом вопрос о том, что я встречаюсь с девушкой, принадлежащей к другой религии? Экспериментатор: Мой ответ — «да». Испытуемый: Мне это кажется логичным, но я не знаю, что сказать ему. Честно. Он не кажется мне по-настоящему понимающим. Иными словами, мне кажется, что он боится обсуждать эту ситуацию. Во всяком случае пока мне так кажется. Но мне кажется, что если для меня это важно, если я действительно хочу продолжать встречаться с ней, я должен решиться и поговорить об этом с папой. Я, правда, не знаю, что сказать ему, потому что я же встречаюсь с ней. Я не влюблен в нее, нет, но я не знаю, что будет дальше. Мне кажется, наша дискуссия должна коснуться того, что может быть в будущем и как он будет к этому относиться. Возможно, сейчас он и не очень против, потому что мы только встречаемся, но, возможно, он видит будущие сложности, которые он уже сейчас хотел бы устранить. Я готов задать третий вопрос. Если я поговорю с отцом и если он скажет, чтобы я продолжал встречаться с ней, но если в то же самое время у меня сложится впечатление, что на самом деле он против и говорит так только потому, что хочет быть хорошим отцом, должен ли я и при этих условиях продолжать встречаться со своей девушкой? Экспериментатор: Мой ответ — «да». Испытуемый: Я очень удивлен таким ответом. Я ожидал отрицательного ответа на этот вопрос. Возможно, это связано с тем, что вы не очень хорошо представляете себе моего отца и его реакции, а он производит впечатление чувствительного человека и поэтому действует очень осторожно. Даже если он и может сказать: «Действуй. Продолжай встречаться с ней», я, возможно, буду чувствовать себя виноватым, зная, что на самом деле он совсем этого не хочет. Так что я не знаю, насколько это мне поможет. Ладно, возможно, мы поговорим об этом позже, а пока займемся другим вопросом. У меня готов четвертый вопрос. Если после разговора с отцом и после его положительного ответа я все- таки буду чувствовать, что этот ответ не отражает его истинного мнения, как вы думаете, правильно ли я поступлю, если попрошу маму серьезно поговорить с ним и выяснить его истинное отношение к ситуации? Экспериментатор: Мой ответ — «да». Испытуемый: Что ж, такой ответ кажется мне справедливым. У меня такое чувство, что с мамой он будет откровеннее. Разумеется, это может создать проблему. Будет ли мама после разговора абсолютно честна со мной? Она производит впечатление более либерального человека, чем папа, не говоря о том, что она может и сказать неправду, но, возможно, в ходе разговора с отцом она попытается довести до его сведения мою точку зрения, и тогда у меня снова будут два ответа. Если посмотреть на ситуацию с этих позиций, не думаю, что я добьюсь хотя бы небольшого успеха, но, по крайней мере, мне кажется, что мы продвигаемся вперед. Я готов задать пятый вопрос. Как вы считаете, должен ли я рассказать девушке, с которой встречаюсь, о тех проблемах, которые у меня возникли дома, или мне следует подождать... Впрочем, это уже другой вопрос. Считаете ли вы, что я должен рассказать своей девушке о тех проблемах, которые возникли у меня с родителями в связи с ее религиозной принадлежностью? Экспериментатор: Мой ответ — «нет». Испытуемый: Я снова удивлен. Конечно, это может зависеть от моего отношения к девушке и от того, как долго я собираюсь встречаться с ней. Но лично я считаю, что сказать ей — это правильно, потому что если — такое возможно — она воспринимает наши отношения серьезнее, чем я, а такое не исключено, нам лучше понимать всю ситуацию, и если она чувствует, что это может быть препятствием, может быть, это положит конец ситуации прямо сейчас. Я думаю, что, возможно, сделаю это не лучшим образом, и она, возможно, не поймет, в чем заключается реальная ситуация, и отреагирует на это так, что наши отношения испортятся. Произойдет что-нибудь в этом духе. Я готов задать шестой вопрос. Если я влюблюсь в эту девушку и начну строить планы на женитьбу, как вы считаете, порядочно ли я поступлю, если попрошу ее принять иудаизм? Экспериментатор: Мой ответ — «нет». Испытуемый: Нет. Такой ответ загоняет меня в угол. Нет. Я воспитан в определенной вере и убежден в том, что и она тоже. И я строго придерживаюсь своей религии. Нельзя сказать, что я ортодокс и все такое прочее, но, конечно, всегда есть давление семьи и прочих обстоятельств. Я абсолютно уверен в ее чувствах. К несчастью, я никогда не видел семьи, в которой переход из одной веры в другую был бы успешным. Так что я не знаю. Я думаю, что, возможно, меня склонят к тому, чтобы я обратился к ней с такой просьбой. Но не думаю, что буду способен это сделать. Я готов задать седьмой вопрос. Считаете ли вы, что было бы лучше, чтобы, поженившись, мы либо вообще не обсуждали религиозные вопросы или оба стали исповедовать одну из двух религий и чтобы мы воспитывали своих детей в духе какой-то третьей, нейтральной религии, отличной как от ее религии, так и от моей? Экспериментатор-. Мой ответ — «да». Испытуемый-. Возможно, решение проблемы было бы именно в этом. Если бы мы смогли найти религию, которая в определенной мере включает постулаты наших обеих религий... Насколько я понимаю, это практически невозможно. Возможно, в некотором роде, эта нейтральная религия должна быть чем-то, созданным нами самими, потому что если честно, то я считаю, что религиозное воспитание, неважно, о какой религии идет речь, если оно не доведено до абсурда, — хорошая вещь. Каждый должен получить определенную долю религиозного воспитания наряду с прочим. Возможно, решение проблемы могло бы быть именно таким. Мне кажется, что я должен пройти по этому пути чуть дальше и посмотреть, что будет. Я готов задать восьмой вопрос. Если мы поженимся, не лучше ли нам жить в каком-нибудь новом месте, где мы не будем общаться со своими родителями и избежим давления с их стороны в связи с нашими религиозными различиями? Экспериментатор: Мой ответ — «нет». Испытуемый: Кажется, я готов согласиться с таким ответом. Я чувствую, что, убегая от проблемы, многого не добьешься, и, возможно, это — одна из тех ситуаций в жизни, которую в конце концов наши родители примут, и мы будем жить в согласии с ними. Как минимум, я надеюсь, что если такая ситуация сложится, это сработает. По-моему, для обеих семей будет лучше, если мы не убежим от проблемы, а постараемся решить ее. Так что нам лучше остаться здесь и постараться решить ее. Я готов задать девятый вопрос. Если мы поженимся и нам предстоит растить детей, считаете ли вы, что мы должны сказать им, что в свое время у нас были религиозные различия, или мы должны воспитывать их в новой религии, которая является их религией и о которой мы говорили, и пусть они верят, что мы изначально придерживались именно ее? Экспериментатор: Мой ответ — «нет». Испытуемый: Кажется, я снова согласен с вами. По-моему, им нужно сказать, потому что, без сомнения, это станет известно им. И если они действительно узнают о том, что когда-то у нас были религиозные различия, они будут считать, что мы увиливаем или пытаемся что-то скрыть от них, а в этом тоже нет ничего хорошего. Так что лучше всего сказать. Я готов задать десятый вопрос. Считаете ли вы, что если у нас будут дети, что из-за нас, своих родителей и наших трудностей, они будут иметь какие-то религиозные проблемы? Экспериментатор-. Мой ответ — «нет». Испытуемый: Даже не знаю, согласен я с таким ответом или нет. Возможно, у них и будут проблемы, если они растеряются и почувствуют, что не знают, что хорошо, а что плохо, и чью религию — отца или матери — выбрать, если не захотят предпочесть свою собственную. Но мне почему-то кажется, что если их религия будет благотворной и удовлетворит их потребность в религии, у них не будет никаких проблем. Но я полагаю, что только время сможет ответить на этот вопрос. Я закончил свои комментарии. Экспериментатор: Хорошо. Я сейчас приду. Экспериментатор приходит в комнату к испытуемому и, вручив ему перечень позиций, которые он может прокомментировать, уходит. Ниже приводится комментарий испытуемого. Испытуемый: Разговор показался мне односторонним, потому что все время говорил только я. Но мне кажется, что, не зная деталей ни о личностях разных людей, вовлеченных в эту ситуацию, ни того, насколько сложна сама ситуация, мистеру Макхью было очень трудно давать полные ответы на мои вопросы. Что касается полученных мною ответов, то я должен сказать, что большинство из них совпали с теми ответами, которые я дал бы сам, зная, чем отличаются друг от друга люди. Один или два ответа явились для меня сюрпризом, и мне показалось, что он потому так ответил, что не осведомлен о личностных качествах людей, вовлеченных в эту ситуацию, и о том, как они реагируют или могут прореагировать в том или ином случае. Полученные мною ответы оптимальны; по мере того как мы продвигались вперед, я чувствовал, что в основном он отдает себе отчет в ситуации, которую я описывал, и они имеют для меня большое значение. Я чувствовал, что в целом его ответы были полезны для меня и что он преимущественно старался действовать с пользой для дела, а не стремился упростить ситуацию или прервать разговор. В большинстве случаев я услышал то, что хотел услышать. Возможно, я не услышал того, что мне действительно хотелось услышать, но, может быть, с объективной точки зрения это были лучшие ответы из возможных, потому что человек, вовлеченный в ситуацию, становится в известной мере слепым и не может встать на объективную точку зрения. И поэтому эти ответы человека, не вовлеченного в ситуацию и имеющего объективную точку зрения, могут отличаться от ответов человека, который вовлечен в нее. Я искренне верю в то, что ответы, которые он дал мне, — результат его полного осознания моей ситуации. Возможно, он вполне справился со своими обязанностями. Например, когда я спросил, поговорить ли мне с отцом, он был настроен отрицательно по отношению к тому, о чем я собирался говорить. Полностью. Он знал общую ситуацию, но ему неизвестно ни насколько мы с отцом близки, ни насколько сложным может получиться этот разговор. И если бы он сказал: «Поговори», — зная, что отец не станет слушать, возможно, это был бы не лучший ответ. Или если отец готов меня выслушать, он говорит, что это не поможет мне. Или не говорит. Это снова заставляет говорить о личностных качествах, о которых он понятия не имеет. И сам разговор, и полученные ответы, я убежден, имеют для меня очень большое значение. Я имею в виду, что это, возможно, именно то, чего я ждал от человека, полностью понимающего мою ситуацию. Я чувствую, что это имело большой смысл для меня, и было очень полезным. Я чувствую, что вопросы, которые я задал, были чрезвычайно уместными и действительно помогли обоим понять ситуацию и мне и тому, кому я их задавал,"и, как я уже говорил ранее, я преимущественно согласился с ответами. Иногда я удивлялся, но понимал, что это связано с тем, что он не имеет полной информации ни о ситуации, ни о вовлеченных в нее личностях. Пример 2. Испытуемый: Я хотел бы узнать, стоит ли мне сейчас поменять предмет, в котором я специализируюсь, или нет. Сейчас это физика, но у меня неважные отметки, и я вряд ли получу в качестве среднего балла «С» [12] . Я бы хотел переключиться на математику. С математикой у меня тоже есть небольшие трудности, но мне кажется, я смогу с ними справиться. Я завалил несколько курсов но математике здесь, в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса, но я все пересдал, и у меня «посредственно». Я вплотную подошел к тому, чтобы получить «хорошо» по одному курсу, потому что занимался им больше, чем другими, но мой вопрос остается прежним: стоит ли мне менять специализацию? Экспериментатор: Мой ответ — «нет». Испытуемый: Итак, он говорит «нет». Если я останусь на физике, мне придется подтянуть отметки, что будет чрезвычайно трудно, потому что в этом семестре я работаю не очень хорошо. Если в течение этого семестра я получу семь отметок «отлично», тогда я смогу рассчитывать на то, что, возможно, в феврале получу диплом физика. Но что в таком случае делать с ядерной физикой, с этим позорным клеймом? Я ненавижу этот предмет. А без ядерной физики диплома не получить. Как вы считаете, могу я получить диплом физика при минимальных знаниях по ядерной физике? Экспериментатор: Мой ответ — «да». Испытуемый: Он говорит «да». Но я не понимаю, как это возможно. Я неважный теоретик. Я совершенно не умею заниматься. Я медленно читаю и трачу на занятия мало времени. Вы считаете, что я могу улучшить эти показатели? Экспериментатор: Мой ответ — «да». Испытуемый: Он считает, что я могу значительно улучшить эти показатели. Мне все время вдалбливали, как нужно заниматься, но я никогда не занимался так, как положено. Я занимаюсь плохо. У меня нет серьезного стимула для того, чтобы справиться с физикой. Или есть? Как вы думаете, есть у меня веские основания для того, чтобы получить диплом физика? Экспериментатор: Мой ответ — «да». Испытуемый: Он считает, что да, имею. Я думаю, что, возможно, так и было бы, если бы меня не преследовали мои скверные прошлые отметки. Получить диплом будет ужасно трудно. Вы считаете, что я могу успешно учиться и одновременно поддерживать хорошие отношения с женой и выполнять свою работу? Я плохо занимаюсь в университете, и у меня нет серьезного стимула учиться, когда я прихожу домой. Правда, когда жена дома, мне нравится заниматься. Но это мешает нам делать домашние дела, а когда она не занимается домашней работой, это действует мне на нервы, потому что дела все время накапливаются. Как вы считаете, я смогу успешно заниматься дома? Экспериментатор: Мой ответ — «нет». Испытуемый: Он говорит «нет». Я с ним согласен. Нужно ли мне каждый вечер после ужина ходить в университет и заниматься там? Экспериментатор: Мой ответ — «нет». Испытуемый. Он говорит, что мне не нужно ходить заниматься в университет. Куда же мне ходить? Должен ли я ходить в университетскую библиотеку и заниматься там? Экспериментатор: Мой ответ — «да». Испытуемый: Он считает, что я должен ходить заниматься в библиотеку. В какую? Там может не оказаться всей литературы, которая мне нужна, но это не обязательно. У меня есть еще, как минимум, три вопроса. Считаете ли вы, что для начала я могу приобрести достаточно SS хорошие учебные навыки и стимулы и настолько развить их, что мне не придется напрасно сидеть ночами. Экспериментатор; Мой ответ — «нет». Испытуемый: Он говорит «нет». Я не могу приобрести такие учебные навыки, чтобы с их помощью достичь своей цели. Исходя из этого, вы все еще считаете, что я могу получить диплом физика? Экспериментатор: Мой ответ - «нет». Испытуемый: Итак, диплома я не получу. Что же мне делать? Вы еще здесь? Экспериментатор: Да. Я здесь. Испытуемый: Если вы не думаете, что я приобрету... навыки, необходимые для того, чтобы улучшить свою успеваемость и получить диплом физика, советуете ли вы мне бросить университет? Экспериментатор: Мой ответ — «да». Испытуемый: Он считает, что мне нужно бросить университет. Вы еще здесь? Экспериментатор: Да. Испытуемый: У меня есть еще один вопрос. Я хотел бы поступить на службу в воздушный флот. Я прошел подготовку в службе офицеров резерва воздушного флота. Но чтобы получить офицерское звание, мне нужен диплом. Если у меня не будет диплома, весьма вероятно, что я не смогу его получить, хотя есть некоторые основания считать, что, может быть, это и удастся, хоть это и нежелательно. Вопрос заключается в следующем: получать ли мне офицерское звание и идти ли на службу в воздушный флот? Экспериментатор: Мой ответ — «нет». Испытуемый: Не могу сказать, чтобы меня это сильно радовало, хотя на самом деле для той работы, которой я мечтаю заниматься, мне диплом не нужен. Вы еще здесь? Вернитесь. Ниже приводятся комментарии испытуемого. «Насколько я понял из разговора, с моей стороны весьма глупо стремиться к получению какого бы то ни было диплома. На самом деле я всегда чувствовал, что для работы, которая меня интересует, а именно для изобретательства, диплом вовсе не обязателен. Чтобы заниматься изобретательством, нужны определенные знания по математике и по физике, но степень для этого не нужна. Из разговора я понял, что мне нужно бросить университет и получить офицерское звание, но как — я не знаю. Но, с другой стороны, было бы очень здорово получить диплом. С дипломом я мог бы поступить в другой университет. Иначе у меня не будет высшего образования. У меня также сложилось впечатление, что мои учебные навыки никогда не усовершенствуются, во всяком случае настолько, насколько бы мне хотелось. Я не получу диплома. Я получу офицерское звание, и мне бесполезно заниматься как в университете, так и дома. Особенно по вечерам. Интересно, нужно ли мне вообще заниматься где бы то ни было или я должен научиться делать все, что нужно, в университете? Что делать? У меня такое чувство, что мои родители и родители моей жены очень расстроятся, если я вообще не получу диплома или не получу его прямо сейчас. Мне кажется, что этот последний разговор основан на том, что человек уже давно должен был бы научиться делать. Задавать самому себе вопросы и давать на них разные ответы, «да» или «нет», обдумывать причины, почему правильно «да» или «нет»; спрашивать себя, насколько валиден ответ или его ожидание, что да, человек должен достичь поставленной цели, или просто существовать. Лично я считаю, что могу лучше успевать по математике, чем по физике. Но все выяснится только в конце лета».
|