Студопедия — Релевантность общего понимания тому факту, что модели человека в обществе изображают его одержимым здравым смыслом
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Релевантность общего понимания тому факту, что модели человека в обществе изображают его одержимым здравым смыслом






Результаты многих исследований свидетельствуют о том, что соци­альная стандартизация общих пониманий независимо от того, что стандартизируется, ориентирует действия человека на сценические события и вооружает людей критериями, с помощью которых обнару­живаются отклонения от хода событий, который воспринимается как нормальный, производится его восстановление и предпринимаются, усилия по его поддержанию.

Теоретики социальных наук — в первую очередь социальные пси­хиатры, социальные психологи, антропологи и социологи — исполь­зовали факт стандартизации д ля постижения характера и последствий действий, которые соответствуют стандартизированным ожиданиям. Как правило, но не всегда, они признавали тот факт, что благодаря этим же самым действиям люди обнаруживают, создают и поддержи­вают эту стандартизацию. Важным и превалирующим последствием пренебрежения этим фактом является заблуждение относительно природы и условий стабильных действий. Это происходит за счет пре­вращения члена общества в жертву здравого смысла культурного или психологического типа или в того и другого вместе, и в итоге неопуб­ликованные результаты любого завершенного исследования связи между действиями и стандартизированными ожиданиями будут не­пременно содержать такое количество несоответствующего материа­ла, что потребуется коренная ревизия.

Под «жертвой культуры» я понимаю человека-в-обхцестве-социо- лога, который производит стабильные отличительные признаки этого общества за счет того, что действует в соответствии с установленны­ми ранее и легитимными альтернативами действий, обеспечивающих общую культуру. «Жертвой психологии» является человек-в-обще- стве-психолога, который производит стабильные отличительные при­знаки этого общества, выбирая между альтернативными направлени­ями действий, к которым вынуждают психиатрическая биография, сдерживающая история и переменные ментального функционирова­ния. Общим признаком в использовании этих «моделей человека» служит тот факт, что с направлениями рациональностей [7] здравого смысла суждений, которые включают в себя использование человеком знания социальных структур временной последовательности ситуа­ций «здесь и сейчас», основанных на здравом смысле, обращаются как с относящимися к сопутствующим явлениям.

Обманчивый характер использования одержимого здравым смыс­лом для характеристики связи между стандартизированными ожида­ниями и течением действий приводит к проблеме адекватного объяс­нения как контролирующего соображения в решении исследователя рассматривать рациональности здравого смысла или пренебрегать ими, принимая решение о необходимых связях между течениями дей­ствий, при наличии таких проблематичных соображений, как перспек­тивный выбор, субъективность и внутреннее время. Предпочтитель­ное решение заключается в том, чтобы изображать то, к чему придут действия индивида, если он использует стабильные структуры, т. е. того, к чему они пришли, в качестве отправной точки теории, с кото­рой и изображать необходимый характер путей, движением по кото­рым создается конечный результат. Иерархии потребностей и общая культура как навязанные правила действий являются предпочтитель­ными механизмами для того, чтобы заставить проблему необходимо­го умозаключения принять условия, хотя и ценой превращения чело­века-в-обществе в одержимого здравым смыслом.

Как действует исследователь, когда превращает члена общества в одержимого здравым смыслом? Чтобы проиллюстрировать особенно­сти и последствия этого процесса, приведем несколько примеров.

Задание, которое я дал студентам, заключалось в том, чтобы торго­ваться с продавцами по поводу товаров, продаваемых по стандартным ценам. Релевантное стандартизированное ожидание заключается в «ин­ституционализированном правиле одной цены», составном элементе, согласно Парсонсу1, института контракта. Поскольку это правило хо­рошо усвоено, студенты-покупатели должны были бы стыдиться и бояться выполнять такое задание. Напротив, продавцы, как правило, сообщали о том, что они демонстрировали беспокойство и гнев.

Шестьдесят восемь студентов должны были предпринять одну попытку в отношении любого предмета, который стоил не более двух долларов, и должны были предложить значительно меньше запраши­ваемой цены. Второй группе студентов из шестидесяти семи человек нужно было предпринять шесть попыток: три в отношении предметов, стоивших два доллара и меньше, и три — в отношении предметов, сто­ивших пятьдесят долларов и больше.

Результаты

A. Продавцов можно уволить за то, что они «одурманены» здравым смыслом, но в ином смысле, чем утверждают современные теории стандартизированных ожиданий, или недостаточно «одурманены». Некоторые продемонстрировали определенную тревожность; один разозлился.

Б. Двадцать процентов из тех, кто должен был предпринять одну попытку, и три процента тех, кто должен был предпринять серию по­пыток, отказались пытаться или прекратили усилия.

B. Когда эпизоды торговли анализировались как серии последова­тельных шагов — ожидание попытки, приближение к продавцу, обра­щение к нему с конкретным предложением, общение с продавцом, за­вершение эпизода и его последствия — оказалось, что в обеих группах страх чаще всего проявлялся на стадиях ожидания попытки и первого приближения к продавцу. Среди тех, кто должен был осуществить только одну попытку, число людей, сообщавших о дискомфорте, с каж­дым успешным шагом в последовательности шагов уменьшалось. Большинство студентов, которые торговались два и больше раза, со­общили о том, что к третьему эпизоду они уже получали удовольствие от задания.

Г. Большинство студентов сообщали о том, что испытывали мень­ше неудобств, когда торговались по поводу дорогих товаров, чем ког­да торговались из-за дешевых.

Е. Многие студенты, предпринявшие шесть попыток, сообщали о том, что, к своему удивлению, они поняли, что с определенными

' Talcott Parsons. «Economy, Polity, Money and Power», 1959.

реальными шансами на успех можно торговаться и в условиях, когда цены стандартные, и планируют заниматься этим и в будущем, особен­но применительно к дорогим товарам.

Подобные результаты позволяют предположить, что из члена об­щества можно сделать жертву культуры: а) изображая члена общества человеком, который оперирует правилами, когда он на самом деле го­ворит об ожидаемой тревожности, которая мешает ему позволить раз­виваться, не говоря уж о том, чтобы противостоять ей, ситуации, в которой он имеет альтернативу — действовать или нет согласно пра­вилу; б) не замечая практической и теоретической важности владения страхами; в) если по пробуждении тревожных чувств люди избегают поверхностно заниматься этими «стандартизированными» ожидани­ями; стандартизация может заключаться в приписываемой стандарти­зации, которая поддерживается тем фактом, что люди избегают самих ситуаций, в которых могли бы получить знания о них.

Как непрофессиональное, так и профессиональное знание приро­ды действий, управляемых правилом, и последствий нарушений пра­вил преимущественно основано именно на такой процедуре. Воисти­ну, чем важнее правило, тем более вероятно, что знание основано на тестах, которых избегали. Безусловно, странные открытия должны ожидать любого, кто изучает ожидания, которые составляют рутин­ные фоны рутинных действий, поскольку они редко подвергались ис­следованию, в том числе и такой незначительной ревизии, какую мог­ла бы вызвать воображаемая репетиция их нарушений.

Другой способ, которым члена общества можно превратить в одер­жимого здравым смыслом, заключается в использовании любой из доступных теорий формальных свойств знаков и символов для изо­бражения того, как индивиды истолковывают проявления окружа­ющей обстановки как значительные. «Одержимого» делают несколь­кими способами. Я остановлюсь на двух.

1. Как правило, формальные исследования имели отношение либо к разработке нормативных теорий использования символов, либо в поисках описательных теорий довольствовались нормативными тео­риями. В любом случае необходимо проинструктировать истолковы­вающего индивида действовать в соответствии с инструкциями иссле­дователя, чтобы гарантировать, что исследователь будет в состоянии изучать их применения как примеры того использования, которое он имеет в виду. Но, согласно Виттгенштейну[8], реальные использования человека есть рациональные использования в некоей «языковой игре». Какова же их игра? До тех пор, пока этот программный вопрос предан забвению, использования человека неизбежно не оправдают ожида­ний. И это тем более будет так, чем более интересы испытуемых в при­менениях, диктуемые различными практическими соображениями, отличаются от интересов исследователей.

2. Доступные теории могут многое рассказать о таких знаковых функциях, как метки и указания, но они молчат по поводу таких зна­чительно более общих функций, как глоссы, документированная реп­резентация, эвфемизм, ирония и двусмысленные выражения. Ссылки на основанное на здравом смысле знание обыденных дел можно без­опасно опустить при обнаружении и анализе меток и указаний как знаковых функций, ибо пользователи тоже не принимают их во вни­мание. Однако анализ иронии, двусмысленных выражений, глосс и тому подобного предъявляет другие требования. Любая попытка рас­сматривать связанный характер манеры говорить, смысла, точек зре­ния и порядка неизбежно требует обращения к основанному на здра­вом смысле знанию повседневных дел.

Хотя исследователи пренебрегали этими «сложными» использова­ниями, они все-таки не отмахивались полностью от их проблемного характера. Вместо этого они приукрашивали их, изображая поведение члена языковой общины либо как связанное с культурой или нужда­ющееся в принуждении, либо воспринимая объединение в пары явле­ний и предполагаемых объектов — объединение в пары «знака» и «ре­ферента» — как ассоциацию. В каждом из этих случаев процедурное описание подобных символических использований предотвращается за счет пренебрежения поверхностной работой пользователя.

Именно эта поверхностная работа наряду с ее доверием к знанию социальных структур, основанному на здравом смысле, и с ее обраще­нием к этому знанию с силой воздействует на наше внимание каждый раз, когда навязываются несоответствия. Наше внимание было вы­нужденным, потому что наши испытуемые должны были сражаться именно со своей поверхностной работой и знаниями, основанными на здравом смысле, как с проблемами, которые несоответствия представ­ляли им в виде практических проблем. Каждая процедура, которая включала отклонение от ожидаемого течения рутинных дел, незави­симо от того, было ли это отклонение существенным или незначитель­ным, пробуждало в испытуемых осознание того, что экспериментатор прибегает к двусмысленному разговору, к иронии, к глоссам, к эвфе­мизму или ко лжи. Это происходило всегда при отклонениях от обыч­ного ведения игры.

Студенты были проинструктированы играть в «крестики-нолики» и привлекать в качестве испытуемых людей разного возраста, обоего пола, а также более знакомых и менее знакомых. Нарисовав матрицу для игры, они предлагали испытуемому первому сделать ход. После того как этот ход был сделан, экспериментатор стирал знак, поставлен­ный испытуемым, переносил его в другой квадрат и делал свой ход, не делая никаких указаний относительно того, что в игре есть что-то необычное. В половине из 247 случаев студенты сообщали о том, что испытуемые относились к ходу как к жесту со скрытым, но определен­ным значением. Испытуемые были убеждены в том, что «эксперимен­татор преследовал какую-то цель», о которой он ничего не говорил, и что бы он на «самом деле» ни делал, это не имело никакого отношения к игре в «крестики-нолики». Он заигрывал с испытуемым, комменти­ровал его глупость, делал оскорбительные или неприличные жесты. Аналогичные эффекты проявлялись и тогда, когда студенты торгова­лись по поводу товаров со стандартными ценами, просили собеседни­ков пояснить смысл их тривиальных высказываний, без приглашения присоединялись к группе беседующих незнакомых людей или во время ординарного разговора время от времени «случайно» бросали взгляд на разные предметы в помещении.

Другой способ превращения человека в культурного дурака заклю­чается в упрощении коммуникативной текстуры его поведенческой среды. Например, давая физическим событиям предпочтительный статус, можно теоретизировать исходя из того, как сцена индивида как текстура потенциальных и реальных событий содержит не только внеш­ности и атрибуции, но также и живые внутренние состояния самого человека. Мы добивались этого с помощью следующей процедуры.

Студентов проинструктировали выбрать кого-нибудь, но только не члена семьи, и в ходе тривиального разговора, никак не указывая на то, что происходит нечто необычное, настолько приблизить свое лицо к лицу испытуемого, чтобы их носы почти соприкасались. Согласно большинству из 79 отчетов, независимо от того, были ли пары однопо­лыми или разнополыми, были ли они просто знакомыми или близкими друзьями (приглашать незнакомых в качестве испытуемых было запре­щено), и независимо от разницы в возрасте (исключение составляли эпи­зоды, в которых участвовали дети), процедура мотивировала в обоих —

б в экспериментаторе и в испытуемом — атрибуции сексуального наме­рения со стороны другого, хотя подтверждения такого намерения бы­ли исключены из самой процедуры. Подобные атрибуции со стороны другого сопровождались импульсами самого человека, которые сами по себе становились частью сцены: он становился не только объектом желания, но и субъектом. Неподтвержденное приглашение сделать выбор имело свою сопровождающую конфликтную неуверенность от­носительно признания выбора и того, что тебя выбрали. Попытки из­бегания, замешательства, острого смущения, желание скрыть это и прежде всего неуверенность в этих чувствах так же, как и неуверен­ность в страхе, надежде и гневе — все было присуще этим ситуациям. Наиболее заметно эти эффекты проявились в мужских парах. Инте­ресно, что экспериментаторам не удавалось восстановить ситуацию. Испытуемые лишь частично принимали их объяснения, что это было сделано в рамках «эксперимента по курсу социологии». Нередко они жаловались: «Хорошо, пусть это будет эксперимент, но почему ты вы­брал меня?» Следует отметить, что и экспериментатор и испытуемый хотели кого-то дальнейшего разрешения проблемы, чем такое объяс­нение, но точно не знали, из чего оно может или должно состоять.

И последнее. Член общества может быть превращен в поверхност­ного дурака, если рутинные действия представить как действия, ру­ководимые предшествующими соглашениями, при условии, что ве­роятность того, распознает ли человек отклонение, зависит от су­ществования предшествующего соглашения. То, что это является исключительно делом теоретических предпочтений того, кто теорети­зирует важные феномены из существования, можно увидеть, если счи­тать общим местом тот факт, что люди будут связывать друг друга со­глашениями, условия которых они на самом деле никогда не согласо­вывали. Это преданное забвению достояние общих пониманий имеет далеко идущие последствия, когда оно открыто привносится в изо­бражение природы «соглашений».

Очевидно, что какими бы особыми ни были условия общих пони­маний — в качестве прототипа можно рассматривать любой кон­тракт, — они приобретают для людей статус соглашений только в той мере, в какой согласованные условия имеют при себе невысказанные, но понятые оговорки «и т. д.» [8]. Конкретные условия формулируют­ся в соответствии с правилом соглашения за счет того, что они подво­дятся под юрисдикцию оговорки «и т. д.». Это не происходит раз и навсегда, но по существу связано как с внутренним, так и с внешним временным течением действий, и за этот счет — с прогрессивным раз­витием обстоятельств и их вероятности. Следовательно, представле­ние о соглашении как о страхующем инструменте, с помощью которо­го люди всегда способны «здесь и сейчас» предсказать будущие дей­ствия друг друга, и вводит в заблуждение, и неверно. Более правильно другое: общие понимания, которые были сформулированы согласно правилу соглашения, используются людьми для нормализации того, чем оказываются их реальные действия. Случайности не только мо­гут возникнуть, но люди в любой момент времени знают, что здесь и сейчас случайности могут материализоваться или могут быть изобре­тены в любое время таким образом, что придется решать, удовлетво­ряет или нет условиям соглашения то, что стороны действительно делают. Оговорка «и т. д.» служит для создания уверенности в том, что неизвестные условия есть со всех сторон, и в этой связи соглашение в любой момент может быть ретроспективно перечитано, чтобы в свете настоящих практических обстоятельств выяснить, из чего «действи­тельно» оно состоит «прежде всего» и «всегда». Тому, что работа по подведению нынешних обстоятельств под действие правила ранее согласованных действий является порой спорной, не должно быть позволено замаскировать ее распространенное и рутинное использо­вание в качестве постоянного и непременного отличительного призна­ка «действий в соответствии с общим пониманиями».

Этот процесс, который я буду называть методом обнаружения со­глашений посредством извлечения или внушения уважения к прави­лу практических обстоятельств, есть версия практической этики. Хотя ученые, занимающиеся социальными науками, уделили ему мало вни­мания (если вообще уделили хоть какое-то внимание), это вопрос са­мой постоянной и банальной заботы в повседневных делах и теориях здравого смысла, посвященных этим делам. Умение преднамеренно манипулировать соображениями «и т. д.» ради продвижения конкрет­ных преимуществ есть профессиональный талант юристов, этому осо­бо обучают в юридических школах, Однако не следует думать, что этим занимаются лишь одни юристы или те, кто делает это преднаме­ренно. Это общепринятый метод для явлений общества как системы действий, управляемых правилами [9]. Он доступен как один из механизмов, посредством которых можно управлять теми потенци­альными и реальными успехами и неожиданными удачами, с одной стороны, и разочарованиями, фрустрацией и неудачами — с другой, с которыми люди неизбежно сталкиваются, потому что стараются не нарушать соглашений и одновременно сохранять воспринимаемую разумность реальных социально организованных действий.

Мелким по масштабу, но точным примером этого феномена явля­ется постоянно воспроизводимая процедура, в которой эксперимен­татор вовлекает других в беседу, спрятав под пальто диктофон. Во вре­мя разговора он распахивает пальто и говорит: «Видите, что у меня есть?» Наступает пауза, за которой практически неизбежно следует вопрос: «Что вы собираетесь с этим делать?» Испытуемые сталкива­ются с нарушением ожиданий, что разговор будет «между нами». То, что факт записи разговора обнародован, мотивирует новые возможно­сти, которые стороны затем попытаются ввести под юрисдикцию того соглашения, о котором они никогда специально не упоминали и кото­рого никогда раньше не существовало. Таким образом, разговор, за­пись которого теперь очевидна, приобретает новый и проблематичный смысл, если принять во внимание неизвестные цели, в которых он может быть использован. На этой основе к секретности, о которой договорились, отнеслись так, как будто она существовала всегда.







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 269. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия