Глобальная сеть Интернет и интернет-технологии
Возможности сетевых технологий ярко проявляются в сети Интурнет. Люди связывают континенты информационными сетями уже почти 150 лет. В 1858 г. была завершена прокладка первого трансатлантического кабеля, и, хотя эта новинка проработала всего несколько дней, работы в данном направлении не были завершены. Созданный спустя восемь лет телефонный кабель Европа — Америка успешно функционировал почти 100 лет, став первой масштабной системой связи в истории человечества. После запуска в СССР первого спутника Интернет стал несимметричным ответом США на советскую космическую программу: в 1957 г. создана Advanced Research Project Agency (ARPA), которая в 1967 г. начала работу по созданию компьютерных сетей. Результатом стала связь двух компьютеров по телефонной линии в 1965 г. В 1973 г. сеть стала международной: к ней подключились университеты Великобритании и Норвегии. В Советском Союзе сеть появилась в 1990 г. В середине 90-х она стала достоянием масс. С 14 сентября 1995 г. сеть стала коммерческой. Это время также следует считать днем рождения онлайновой индустрии развлечений. В настоящее время нет сложностей в построении компьютерных сетей. Развитие технологий обусловило появление новых способов взаимодействия элементов информационной системы, где доступ к данным осуществляется через различные другие устройства, например мобильные телефоны. Это позволяет легче (с технической точки зрения) подключать к корпоративной системе новые офисы, производства, в чем состоит гарантия значительных управленческих и экономических выгод для предприятия. Следует выделить три основных направления разработки решений для корпоративных сетей. В первую очередь, это центры данных — интеллектуальные системы памяти данных и приложений, а также телекоммуникации — сети, обеспечивающие доступ к данным и приложениям, и всевозможные клиентские устройства. Соответствующий рынок прошел несколько этапов развития. В период с 1960 по 1975 г. преобладала разработка программ собственными силами. С конца 1975 г. появляются профессиональные разработчики программного обеспечения. Начиная с 1998 г. появляется возможность не только покупки программ, но и получения их в Интернете. И в настоящее время данные и программные приложения хранятся в глобальной сети. Согласно анализу прогнозов экспертов сеть становится основой вычислительных мощностей. Подключение к Интернету стало естественным и повсеместным независимо от местонахождения пользователя. Сеть представляет собой неисчерпаемый источник всевозможной информации, она предоставляет уникальную возможность связать в единую систему разные устройства, что делает их многофункциональными. Ежегодно увеличивается объем операций, осуществляющихся через Интернет. Сетевая экономика — это не только быстрый поиск необходимых товаров, цен и производителей, но и возможность оперативно заказать, купить или продать услугу. Важная проблема сети состоит в непредсказуемости нагрузки: количество пользователей растет, конкуренция становится более жесткой. Интернет изменяет структуру рынка услуг: увеличиваются темпы слияния сервис-провайдеров с разработчиками программного обеспечения. Ежедневно на Земле рождается 213 тыс. новых жителей. В Интернете ежедневно появляется 150 тыс. новых пользователей, а также 2 млн новых web-страниц. С каждым годом растет объем пересылаемой через Интернет корреспонденции. Так, в 1995 г. в день пересылалось 0,3 млрд электронных писем. В 2000 г. их численность выросла до 7 млрд в день. С исторической точки зрения виртуальная реальность может рассматриваться как некий итог развития интерактивности системы «человек — машина». Это стало возможным благодаря развитию технологий суперкомпьютеринга, систем трехмерной визуализации, сетевой обработки данных. На определенном этапе на смену диалогу с компьютером посредством текстово-графической информации пришел некий симбиоз компьютера и человека. Осуществляя навигацию в мире зрительных образов виртуальной среды, человек получает возможность направлять вычислительный процесс. Новые возможности оборудования позволили человеку как бы шагнуть внутрь компьютера, привнося с собой способность ориентироваться внутри виртуальных образов, эмоции, интуицию, т.е. то, что недоступно неодушевленному предмету. Таким образом проявились качественно новые возможности. Они весьма заманчивы и имеют широкие перспективы. Виртуальная реальность может моделировать как реально существующие объекты, так и любые воображаемые синтетические миры. Понятие виртуальной реальности неразрывно связано с понятием навигации в пространстве, это может быть система как индивидуального, так и коллективного пользования. Интернет открывает и развивает возможности сетевых технологий. Рассматривая историю глобальной сети, следует отметить, что она возникла на базе ARPAnet и в настоящее время «окутала» Землю «Всемирной паутиной», став Сетью сетей. Это некоммерческая сеть. Она не имеет владельца, не существует централизованной организации, которая регулировала бы интересы сообщества пользователей. Однако число пользователей растет с каждым днем, и многие коммерческие и общественные сети подключаются к Интернету, предоставляя все новые возможности. Пользователи Интернета образовали «виртуальное сообщество», живущее в «футуристическом городе». В городе есть различные учреждения, каждое из которых выполняет свои функции. Например, имеются почта, университет, исследовательский центр, библиотека, а также кафе, где посетители могут поболтать друг с другом. Если Интернет можно назвать городом, то каждое учреждение представляет собой локальную сеть. Чтобы войти в здание учреждения или отдельное его помещение, не нужно туда отправляться, как в настоящем городе, достаточно установить связь своего компьютера с другой системой. Это означает, что, имея компьютер, модем или систему быстрого доступа, вы имеете возможность соединиться с удаленным компьютером, чтобы использовать имеющиеся у него ресурсы. Все учреждения в городе, занимающиеся определенным видом деятельности, образуют более крупную структурную единицу. Города объединяются в регионы, что соответствует в Интернете региональным сетям. Региональные сети могут объединяться по географическим или тематическим признакам. Они объединяются посредством опорных сетей backbones, которые представляют собой высокоскоростные магистральные соединения между отдельными сетями. Линии высокоскоростной системы одной корпорации объединяются в Intranet — корпоративную сеть. Продолжая сравнение с городом, можно получить представление об Интернете. В любом городе одно кафе закрывается, другое открывается, в библиотеку поступили новые книги, университет предлагает послушать новые курсы лекций, ученые получили новые сведения о строении космоса, которые ставят под сомнение существующие теории и т.д. Таким образом, виртуальное объединение Интернет состоит из всех подключенных к нему систем или отдельных компьютеров, географическая отдаленность которых не имеет никаких ощутимых последствий для пользователя. Так как нет организации, ведущей централизованный учет всех подключенных к Интернету компьютеров, трудно описать ее протяженность и размеры. По оценкам фирмы IBM ее размер достигает 3,2 млн. хост-ЭВМ, соединяющих 25 тысяч сетей и 100 млн пользователей. Проблема соединения разнородных сетей в единую была решена посредством применения многоуровневой системы протоколов. Протокол IP осуществляет минимальные услуги по перемещению данных в сети (адресация, фрагментация, сборка). TCP, являясь протоколом следующего уровня, обеспечивает надежную доставку данных, а протокол TELNET отвечает за «взаимопонимание» приложений различных компьютеров. Протокол UDP также отвечает за «ненадежную» доставку данных, а протокол верхнего уровня SMTP обеспечивает работу электронной почты, SNPM — управление сетью, FTP передачу файлов, NFS — доступ к файловым системам удаленных компьютеров и т.д. Интернет можно определить как совокупность линий высокоскоростных систем, удовлетворяющих протоколу TCP/IP, которая имеет общее адресное пространство, где у каждого компьютера есть свой уникальный IP-адрес.
|