Студопедия — Комментарии. 1 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Комментарии. 1 страница






Исследования

И

 

Раннее христианство О датировке "Евангелия от Фомы". Гностицизм и проповедь Иисуса.. А. Логинов. –стр.3. Свет крещения: Раннехристианские свидетельства. А. Логинов. –стр.15. Вечный свет Воскресения. Раннехристианские свидетельства о плащанице. А. Логинов. Эон "Барбело" в "Зостриане" и связанных с ним трактатах. Джон Зибер. –стр.27. Ветхозаветные апокрифы: Книга Еноха; Книга Юбилеев, или Малое Бытие; Заветы двенадцати патриархов; Псалмы Соломона. П.В. Берснев -стр.30. Гностицизм как религия и философия. А.В. Дьяков Три века гностицизма. В. Харламов Мария Магдалина - автор Четвёртого Евангелия?. Рамон К. Хусино -стр.59. Деяния Симона Волхва. Брат Нил Перевоплощения - путь души к Богу. Учение о спасении Климента Александрийского. А. Логинов В поисках "исторического Валентина". А.Д. Пантелеев Фрагменты Гераклиона гностика из трактата Оригена "Толкование на Евангелие от Иоанна". Пантелеев А.Д., Петров А.В., Цыб А.В. –стр.126. Историчность Тайного евангелия от Марка. Виктор Калашников -стр.147. Заметки о гностических книгах Иеу. А. Мома Как жили византийцы (Отрывок о дуалистических ересях). Г. Г. Литаврин -стр.154. Немного о Пистис Софии. А. Мома Из гностических текстов II века. Заметки о "Тексте без названия" из Кодекса Брюса. А. Мома "Три стелы Сифа" и гностики Плотина. Джеймс М. Робинсон [перевод А.Мома] -стр.167. Буддизм и Гнозис. Е. Коузе [перевод А.Мома] Гностицизм и новозаветные тексты. А.Мома Воскресение плоти согласно валентинианам и Иринею Лионскому. Изабель де Андия -178. Письмо Аристея как историческое свидетельство. Игорь Вегеря -стр.187. Кумран и Иисус, или прорыв к Абсолюту. В.Е. Крылов Идея Плеромы в Гностицизме. Виолет МакДермот ГНОСИС В ЗЕРКАЛЕ ЕГО КРИТИКОВ: Античный гностицизм в контексте платонической философии поздней античности. Е.В. Афонасин -стр.212. Послание Евгноста и валентинианство. Элистер Х.Б. Логан Демиург в апокрифе Иоанна. Жилль Киспель Апокалипсис Адама: Очевидность его гностико-христианского происхождения. Г.М. Шеллурд. О Евангелии Иуды. Клаус Шиллинг. Контуры евангелия Маркиона. Чарльз Б. Уайт. Евангелие Маркиона и Евангелие Луки в сравнении. Чарльз Б. Уайт. –стр.283. Маркионитское происхождение четвёртого евангелия.. Жозеф Турмель -стр.296. А. Логинов. Ошибка дона Хуана / Тайны вечной жизни: от Египетской книги мёртвых до учения Кастанеды - Пояснение - Глава 1. Жизнь и смерть новых видящих - Глава 2. Архаичные верования - Полное оглавление * * * Древняя Русь К вопросу о влиянии еретических воззрений на христианство Древней Руси. Буданов М.А. * * * XX век О.Воробьёв - Апология дуализма (по статье Н.В.Устрялова "Две веры", 1929) -стр.357. Джослин Годвин - Карлхайнц Штокхаузен и гностицизм (пер. с англ. - А. Мома) -стр.364. * * * XX век - Манифесты Carroll R. Bierbower - Обращение к христианам (против Иеговы) (перевод Д. Алексеева) Церковь Римская и Церковь Божья (перевод Д. Алексеева).
    АЛЕКСАНДР ЛОГИНОВ [другие произведения автора на http://www.metanoia.narod.ru] [email protected] О ДАТИРОВКЕ ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ФОМЫ. ГНОСТИЦИЗМ И ПРОПОВЕДЬ ИИСУСА О времени написания Евангелия от Фомы нет единого мнения. Одни исследователи считают его памятником раннего христианства, предшествующим каноническим евангелиям, другие - гностическим сочинением середины II века нашей эры.* Я придерживаюсь первой точки зрения, и эта работа посвящена критическому рассмотрению аргументов в пользу поздней датировки, а также проблеме: мог ли Иисус в принципе проповедовать гностические идеи? В начале необходимо сказать, что по своему жанру Евангелие от Фомы (в дальнейшем сокращённо Фм)** вовсе не является евангелием. Последнее - "благая весть", повествование о приходе в мир, гибели и воскресении Сына Божьего. В Фм присутствуют только речения (логии) "живого Иисуса" без описания контекста в котором они были произнесены и без раcсказа о евангельских событиях, прежде всего, о Страстях. В прологе Фм сказано: "Это тайные слова, которые сказал живой Иисус и которые записал Дидим Иуда Фома". Комментарий сторонников поздней датировки: "Живой Иисус Евангелия Фомы - это воскресший Господь, небесный Искупитель, открывающий ученикам судьбы мира и человека... Автору евангелия Фомы уже не нужен образ земного Иисуса (так же как Павлу он был ещё не нужен). Поэтому и в литературном отношении подобные сочинения не относятся к жанру "евангелие". (Лезов С. В. История и герменевтика в изучении Нового Завета. М., 1996, С.36).*** Такая аргументация малоубедительна. "Живой" - значит, воскресший. А Иисус до воскресения был мёртвым? И ортодоксальные христиане, и иудео-христианские и гностические общины все признавали полноценность его "земной" жизни, и не считали Его живым только после воскресения. Кроме того, далее в тексте "живым" назван и Бог Отец (3, 55). Неужели и Он был распят и воскресал? Нелепость первого аргумента поздней датировки очевидна. "Живой" означает источник вечной жизни, эпитет, говорящий о божественности. См., например, Мф: Ты Христос, Сын Бога живого. (16:16) Примечания: *А. Л. Хосроев: Вопрос о происхождении этого сборника изречений Иисуса: зависит ли он от синоптиков или,наоборот,это тот текст,которым как своим вторым источником пользовались Матфей и Лука следует оставить пока открытым. Александрийское христианство. М., 1991., С.27 **В дальнейшем для краткости также канонические евангелия будут обозначаться: от Матфея Мф, от Марка Мк, от Луки Лк, от Иоанна Ин. Ветхий Завет ВЗ, Новый Завет НЗ. *** Утверждение, что Павлу ещё не нужен реальный Иисус,основывается на вере,что Иисус был обычным человеком,которого после казни обожествили. Уверовавший в Назарея Павел стал проповедовать Его Божественность.Для такой проповеди детали земной биографии только помеха.И отсутствие в посланиях Павла повествования о жизни Иисуса только подтверждает. Но почему-то забывается,что адресаты посланий уже стали христианами и они уже знакомы с евангельскими событиями!(См. Гал. 3:1) Послания писались Павлом для пояснения аспектов новой религии и наставления в ней,о чём он прямо и говорит. (См. 2 Кор. 13:9-11) Никто же не будет в письме,посвящённом семейным проблемам,описывать генеалогию,приводить свидетельства о рождении и т. п. Словосочетание Отец живой, как указывает С. С. Аверинцев (без отношения к Фм) относится, по-видимому, к школе гностического учителя Бардайсана. Предполагаемого автора Фм тоже отнесли к его последователям. Но к какой гностической школе можно отнести, например, следующий фрагмент: И оправдана Ахамот всеми её порождениями? Ахамот в переводе с арамейского - София, Премудрость, последняя эманация божественной Плеромы. По мнению гностиков, она ошиблась и породила Демиурга. Кто автор: Валентин, Бардайсан? (В писаниях того же Бардайсана Ахамот восклицает: Бог мой, глава моя, зачем ты меня оставил?). Но цитата взята из Евангелия от Луки! (7:35, Мф 11:19. В синодальном переводе София, предпочли перевести как Премудрость.) Получается, что о падении Софии и её восстановлении учил ещё Иисус? Термины, считающиеся исконно гностическими, используются и в НЗ. (См., например, Плерома в Ин. и посланиях Павла). Почему невозможен такой простой вариант, как заимствование терминов Фм школой Бардайсана? (Тем более, что живым Бога называет ещё первосвященник Каиафа в Мф. 26:62). Из 118 логий Фм более 70 совпадают, близки по смыслу или имеют параллели с речениями, приведёнными в канонических евангелиях. И в НЗ все общие с Фм логии относятся к проповеди Иисуса до распятия. Также речения, отсутствующие в канонических текстах и совпадающие с апокрифическими раннехристианскими писаниями, относятся к земному пути Иисуса. И если Фм гностическая подделка по мотивам раннего христианства то это сразу бы обнаружилось. Параллели с авторитетными синоптическими евангелиями не позволяют выдать проповеди Иисуса до распятия за Его речи после воскресения. Если "земной Иисус уже не нужен" автору Фм, то он, очевидно, должен был "гностически" отредактировать какой-то уже существующий источник, удалив из него всё повествовательное содержание. А зачем? Во-первых, жанр евангелий (синоптических и близких к ним - Евангелий евреев и евионитов)* уже стал к 150 гг. каноном, и такое урезание лишило бы полученный текст авторитета в глазах верующих. Во-вторых, чтобы убедить читателя, что Иисус учил гнозису, из авторитетного текста не нужно делать краткий и сомнительный сборник речений. Достаточно дополнить уже имеющийся своими вставками или использовать его фрагменты, не меняя сам жанр повествования. Так и сделал, например, автор поддельного Евангелия от Никодима. Урезание некоего повествования до архаичных логий вместо добавления собственной нарративной части совершенно нереальный способ фальсификации. Необходимо помнить, что все изменения, которые были внесены в канонические евангелия после их создания, делались рукой не легкомысленного фантазёра, а глубоко верующего человека. Редакторы- соавторы евангелистов были убеждены, что известная им устная традиция истинна и сохранилась в нетронутом виде "от начала", а текст уже исказили еретики. Ради такого восстановления исходной истины удалять большую часть предполагаемого текста? (В самом кратком из канонических - Евангелии от Марка 678 стихов, а в Фм только 118). Объяснения причин для столь масштабных искажений нет. Наконец, лингвистическим анализом установлено, что логии Фм не зависят от новозаветных вариантов "Благой вести". Сторонникам поздней датировки приходится говорить о гностическом сокращении (уже не нужен) какого-то текста, но какого они сообщить не могут, это только их произвольное допущение. Текст Фм удивительно соответствует Q - "источнику" (по-немецки Quelle), сборнику логий, который, как предполагают исследователи НЗ, существовал раньше евангелий и содержал краткие записи проповедей Иисуса. О существовании такого сборника речений свидетельствует историк Церкви IV века Евсевий: "Матвей записал беседы Иисуса по-еврейски..." (то есть по-арамейски А. Л.) (Цит. по: Иисус Христос в документах истории. С-Пб., 1998, С.293) В этом сборнике логий, считали учёные ещё задолго до того, как в 1945 году было найдено Евангелие от Фомы, должно было отсутствовать повествование о Страстях и рассказы о явлении воскресшего Иисуса. (С. В. Лезов. История и герменевтика: С.88) И именно они отсутствуют у Фм. Примечания: *Тексты этих евангелий,судя по сохранившимся фрагментам и отзывам деятелей ранней Церкви,принципиально не отличались от канонических.Во II веке на них ссылались,как на авторитетный источник.Историк Церкви Евсевий,приводит отзыв о Евангелии евреев епископа Серапиона:" Мы смогли достать это евангелие... и нашли,что в нём много согласного с правым учением Спасителя,а кое-что и добавлено..." (Иисус Христос в документах истории... С.295) Могут возразить, что повествовательной части нет и в гностических текстах, посвящённых беседам воскресшего Спасителя со своими учениками.* К ним относятся Евангелие Марии, Диалог Спасителя, Пистис София, Апокалипсис Иакова (первый), Книга Фомы Атлета. К этому жанру, очевидно, принадлежит и не дошедшее до нас Евангелие от Филиппа (отличное от трактата с таким же названием, обнаруженным в гностической библиотеке из Наг-Хаммади); о нём сообщает Епифаний в своём Панарионе (XXVI.13). Но, как уже сказано, логии Фм относятся к проповеди Иисуса до, а не после воскресения. И если какой-то гностик решил из этих речений скомпилировать "беседы Воскресшего", то такая подделка была бы сразу разоблачена - христиане II века уже знали из синоптических евангелий, в каком контексте были произнесены логии. Кроме того, сам текст не укладывается в рамки жанра бесед после воскресения: нет вопросов об инобытии, создающих диалог, логии составлены без чёткой смысловой последовательности. Вообще, в тексте нет никаких указаний, что речения были произнесены именно после воскресения. Как высказывание воскресшего Иисуса можно было бы расценить 96 логию: "Ищите и найдёте, но те (вещи), о которых вы спросили Меня в те дни, Я не сказал вам тогда. Теперь Я хочу сказать их, но вы не ищите их". Но в каком контексте это было сказано, в Фм не указывается. У синоптиков "ищите и найдёте" относится ко времени до распятия (Мф. 7:7, Лк. 11:9), поэтому относить логию к периоду после воскресения нет никаких оснований. "Тогда" вполне могут быть основным периодом проповеди, а "теперь" - последними днями перед арестом. Также примечательно, что в Мк, втором, после Q, источнике Мф и Лк, заповеди искать нет. Она взята из неизвестного сборника речений, что опять-таки показывает раннюю дату возникновения Фм! Одним из основных аргументов, что Фм гностического, а значит, позднего происхождения, является ссылка на упомянутые в прологе "тайные слова" - мол, указание на тайное учение. Но, во-первых, логии близки к каноническим евангелиям, и глупо объявлять их тайной во II веке, когда с ними знакомы все христиане. Во-вторых, как признают сами сторонники поздней датировки, "Евангелие от Фомы скорее наводит на мысль о беседе Иисуса с толпой, а не только с отдельными учениками". (М. К. Трофимова в кн. Апокрифы древних христиан: С. 232) Примечания: *Если Церковь признаёт воскресение Иисуса и то, что Он 40 дней до вознесения был с учениками (Деян. 1:3),то почему почти ничего неизвестно о том,что говорил Господь в это время? Ведь Он вернулся с того света и очевидно,ученики спрашивали Его - "а как там?" И услышали ответ. Иисус,показавший свою Божественность,вероятно,уже явно,без притч,говорил о Царстве Божием,душе, жизни и смерти.Эта информация должна была бы стать главным достоянием всех христиан,но её нет (Повествования о сошествии в ад созданы через 2-3 века после распятия и являются мифологическим продолжением 1Птр. 3:19-20).Тогда Церковь должна признать,что:или Иисус не воскрес;или апостол Лука не достоверен - Христос молчал 40 дней или вознёсся сразу;или утеряна важнейшая часть откровений Спасителя. Если согласимся с последним предположением,то почему это произошло? Откровения передавались устно и были утеряны...(Климент Александрийский в Строматах как раз пишет о тайной устной традиции,идущей от апостолов,и что часть её уже утеряна - "забылась").Но что мешало записать и хранить,как сохранены канонические евангелия? Не были записаны,чтобы исключить попадание сокровенного учения в руки неподготовленных.Тогда новый вопрос:что же нужно было скрыть? То,что повествования об учении воскресшего Иисуса хранили в тайне,показывают сами евангелия НЗ.Их ранние рукописи завершаются или сценой обнаружения пустой гробницы(Мк. 16:8),или краткими фрагментами встреч апостолов со Спасителем (описание вознесения в Лк 24:50-54 является поздней вставкой).Авторы сообщают, что Иисус воскрес и дальше повествование обрывается,хотя ясно,что такая недоговорённость может быть расценена как свидетельство недостоверности.(Хотя,с другой стороны,если евангелия фальсификация,почему не доведены до хэппи энда вознесения?). Мало того,Лука,автор Деяний апостолов,пишет своему адресату Феофилу,что первую книгу написал я тебе... о всём,что Иисус делал и чему учил от начала до того дня,в который Он вознёсся...(1:1-2)Значит Лука описал и учение воскресшего Иисуса,изложенное в течение 40 дней?(Очевидно,чтобы разрешить противоречие между этим утверждением и отсутствием текста об учении Воскресшего,в Лк было сделано дополнение,согласно которому Иисус вознёсся в тот же день,когда воскрес!)Если существовал запрет на письменное фиксирование проповедей,то записывать их стали ученики апостолов,хотя и со слов,но по своей инициативе. Допуская существование тайной устной или письменной традиции,можно также предположить,что она постепенно,через десятилетия передачи,подверглась мифологическому искажению,и оказалась в непримиримом противоречии с каноном.И Церковь,сама весьма серьёзно изменившаяся за столетие,отказалась признать искажённые слова воскресшего Иисуса. Для науки,которая принципиально не допускает возможности воскресения, "проблемы 40 дней" просто нет.Но для Церкви она должна была бы стать главной загадкой её истории. По моему мнению, "тайные слова" пролога означают тайные записи - особый жанр религиозных текстов, существовавший в иудаизме до восстания 67-73 гг. Религиозные учителя не позволяли записывать свои проповеди, так как уже есть священное Писание, к которому ничего прибавлять не нужно и нельзя. Но ученики хотели сохранить, пусть в краткой конспективной форме, бесценные для них слова учителя и делали записи втайне от него. (А. Мень. История религии. Т.II) При переписывании таких тайных записей, сделанных Фомой, его ученики и/или переписчики написали пролог. При переводе с арамейского на греческий, а потом на коптский, слово "записи" было заменено на близкое по смыслу "слова" (так и в современном переводе дословное "слова Господа" могут заменить на "беседы Иисуса"). Если это предположение верно, то логии Фм были записаны ещё во время земной проповеди Иисуса! То, что свои записи Фома, возможно, делал без разрешения своего учителя, косвенно доказывает пролог Евангелия от Луки: "Поскольку многие уже предприняли составление повествований о событиях, которые произошли у нас и стали известными от людей, что с самого начала были их очевидцами и служителями Слова, то и я, досточтимый Феофил, решил, в свою очередь, написать для тебя, чтобы ты убедился в достоверности того, в чём был наставлен". (Пер. Кузнецовой в кн. Канонические евангелия. М., 1993, С. 207) Автор евангелия написал свой труд, поскольку другие уже составили повествования. Такое оправдание показывает, что существовал запрет на письменную фиксацию учения.* Очень возможно, он исходил от самого Иисуса. Тогда это может объяснить, почему тексты канонических евангелий начинают создаваться только во второй половине I века, ведь записать всё можно было "по горячим следам". Также из пролога следует, что создаваемые во времена Луки евангелия - "повествования о событиях" т. е. уже содержат нарративную часть. А поскольку в Фм её нет, то слова апостола служат подтверждением, что оно написано раньше Лк и других повествований.** Примечания: *Нельзя сказать,что Лука написал евангелие для опровержения или уточнения уже появившихся текстов - их авторы,"многие",написали со слов апостолов,"людей, что с самого начала".Лука пишет для укрепления Феофила в вере. ** Из слов Луки следует,что даже в его времена(70-80е гг.)было написано много евангелий.Но если согласиться с церковной традицией,считающей Евангелие от Иоанна самым поздним из канонических,то получается,что слово "многие" Лука применяет к авторам Евангелий от Марка и Матфея(Причём какой текст возник раньше: Мф или Лк - остаётся спорным вопросом,так что возможно,и к одному Мк).Тогда возникает вопрос:если было много подлинных - со слов апостолов повествований,то почему Церковь их не сохранила? А если они были ложными,то почему об этом не знал апостол и евангелист Лука? Очевидно,что многочисленные тексты евангелий отражали разные традиции понимания проповеди Иисуса.Традиции соперничали между собой,и когда победила одна - назвавшая себя "правильной",православной,другие варианты Благой вести были уничтожены. Возможно,что какая-то часть писаний изначально предназначалась для узкого круга совершенных.Эти апокрифические тексты уже во II веке оказались не соответствующими "явной" доктрине и были объявлены ложными. Сторонники поздней датировки считают, что выражение пролога "истолкование слов" есть явное указание на гностическое, и потому позднее, происхождение текста. Да, в Фм условием спасения ставится постижение духовного смысла слов Господа. Однако гнозис - познание тайн Божиих и переход из состояния "внешнего" неофита в разряд "совершенного" - был основной задачей христиан ещё в середине I века. Мк: "И сказал им: вам дано знать тайны Царства Божия, а тем внешним всё бывает в притчах". (4:11) Ин: И познаете истину, и истина сделает вас свободными. (8:32) Павел: Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего (этого эона - А. Л.) преходящих, но проповедуем мудрость Божию, тайную (по-гречески - "апокрифическую" - А. Л.), сокровенную... (1Кор. 2:6-7). Интересно, что один из ранних христианских текстов (создан в начале II века, до нас дошёл только в отрывках), написанный епископом Папием, назывался "Истолкование слов Господа". Цитата Фм? Относя дату возникновения Фм ко II веку, сторонники поздней датировки воспроизводят давно уже признанную несостоятельной "догму о каноне": первыми, были написаны евангелия НЗ. Все остальные тексты этого жанра есть производные от них (в церковной трактовке - "еретические искажения"). Анализ же текста Фм доказывает как раз обратное: логии являются исходными для многих синоптических перикоп (перикопа по-гречески обрубание, повествовательный эпизод в евангелии). Например, Фм 36 содержит ответ Иисуса на укор, который, по Его словам, должны были сказать Ему иудеи. (См. Лк. 4: 23-24. Конечно, вы скажете Мне присловие: Врач! Исцели самого себя...). В Фм речение даётся без контекста: Не лечит врач тех, кто знает его. Этот ответ у Лк был удалён - очевидно, чтобы сгладить кажущееся противоречие с фактом постоянных исцелений, описанных в евангелиях. Реплика Иисуса как бы "повисла" без контр-довода. В итоге, врачу исцелися сам, цитируют как прямое утверждение Христа. Фм 37 в урезанном виде встречается в Мф.: "Не может укрыться город, стоящий на верху горы". (5:37) Утверждение логии о невозможности падения "укреплённого города" не включено в евангелие, написанное уже после взятия Иерусалима. Даже сторонники поздней датировки признают, что "в целом текст у Фомы отражает, вероятно, более ранний вариант" речений Иисуса. (И. С. Свенцицкая. Тайные писания древних христиан. М., 1980, С.165) Но отказаться от "догмата" о невозможности проповеди Христом гностических идей они не могут. Позднюю датировку пытаются обосновать также тем, что Фм размещено в гностической библиотеке среди текстов, относящихся ко II, и даже III веку н. э. Но в кодексах из Наг-Хаммади размещён и отрывок из "Государства" Платона. И если бы этот философ не был известен науке, то в его взглядах нашли бы явные влияния гностицизма и неоплатонизма, и отнесли бы сочинение к первым векам нашей эры (при этом сделав бессмысленную оговорку, что какая-то часть текста "восходит" к более раннему времени). Итак, исследуя текст Евангелия от Фомы, мы установили, что, действительно, пролог Фм содержит в себе гностический призыв постичь учение Христа и, тем самым, избежать духовной смерти. Но нет никаких оснований считать его (как и весь текст) созданным во II веке н. э. все использованные в нём характерно гностические выражения вполне могут относиться к I веку н. э. В тексте неоднократно встречаются гностические идеи и терминология, но это не противоречит ранней датировке Фм: в ранних христианских текстах они также широко представлены (См. ниже). Сам жанр текста сборник логий показывает его раннее происхождение. Наконец, весьма вероятно, что основа Фм была записана ещё во время самой проповеди Иисуса. Видеть же в лаконичности Фм признаки его позднего создания это переворачивать всё с ног на голову. Сравнивая тексты евангелий НЗ между собой, а также их самые ранние списки, можно сказать, что они сокращались простым удалением неугодных речений. Повествовательная же часть с каждым более поздним текстом нарастала, становилась всё более литературной, насыщенной третьестепенными деталями и встроенными мифологическими сюжетами. Можно сказать, что протокол превратился в роман. И если форма повествований об Иисусе с течением времени всё более усложнялась, то религиозное содержание, наоборот, теряло свой мистический смысл. Усиливаются попытки найти компромисс с уже имеющимися религиозными взглядами (в данном случае, с иудаизмом), сглаживается революционность проповеди Иисуса.* И самый неприглаженный, не прошедший многоступенчатую обработку текст об Иисусе, который есть в нашем распоряжении (кроме фрагментарно сохранившихся логий из Оксиринха) это Евангелие от Фомы. Не выдерживают критики и объяснения современного православного апологета А. Кураева, почему Фм надо считать еретическим текстом. По его словам, Евангелие от Фомы было отвергнуто Церковью "не столько за то, что в нём говорилось, а за то, что в нём умалчивалось (среди многих изречений, приписываемых Христу этим "евангелием", всего однажды нашлось место сказать о любви не только к Истине, но и к людям)". (Сатанизм для интеллигенции. Т. II. Христианство без оккультизма. М., 1997, С. 77-78) Если количество заповедей любви к ближнему - главный критерий каноничности, то Церковью должно быть отвергнуто и Евангелие от Марка: такая заповедь там даётся тоже всего один раз, притом что Мк больше Фм по объёму в пять раз! Кстати, заповедь любви к ближнему в этих тестах звучит почти одинаково. Фм: "Иисус сказал: Люби брата твоего, как душу твою. Охраняй его как зеницу ока твоего". (30) Мк: Возлюби ближнего как самого себя. (12:31) Причём, согласно Марку, Иисус сказал эту заповедь только в ответ на вопрос "книжника" - иудея, проверявшего Его на религиозную благонадёжность. Признак догматической неполноценности, указанный Кураевым, присутствует и в Евангелии от Иоанна: одиннадцать раз в нём говорится о познании и истине, и всего три раза о любви, причём не к людям вообще, а между учениками. Заповеди повторяются почти дословно - такое впечатление, что это одно речение, записанное в трёх вариантах (13:34-35; 15:12, 17). Второй упрёк, сделанный дьяконом в сторону Фм, звучит так: " Христос апокрифов даже при прямом цитировании ветхозаветных текстов не упоминает источник. И далее в примечании: "Например, в апокрифическом "Евангелии от Фомы" 70-е изречение приводит притчу о злых виноградарях весьма близко к тому, как она изложена в канонических евангелиях. Отсутствует лишь комментарий Иисуса, в котором он ссылается на Ветхий Завет. (Мф. 21:42)".** (Данный тезис хорош и для сторонников поздней датировки: мол, нет цитат на ВЗ - отрицательное отношение к нему автор является дуалистическим гностиком - текст создан не раньше II века). Но в Фм вообще отсутствуют какие-либо пояснения и ссылки, это сборник лишь некоторых высказываний, а не стенографическая запись многолетней проповеди. Автору текста важно, что сказал Спаситель, а не есть ли сказанному параллели в ВЗ (даже если эти параллели подчеркнул сам Иисус). Сравнение Фм и любого из канонических евангелий, показывает, что записавший логии человек вообще оставил огромное количество ценной информации за пределами текста. Но если автор Фм не описал крестных страданий Христа, то это не значит, что он их отрицал! Такая лаконичность текста лишь доказывает, что Фм - "полуфабрикат", начальная форма письменной традиции об Иисусе. Притчу о злых виноградарях, о которой с упрёком в сторону Фм пишет Кураев, анализировал немецкий экзегет И. Иеремиас. По его мнению, основа притчи принадлежит Иисусу, который в ситуации полемики с идеологами еврейской общины сознательно использовал знакомый его слушателям образ из книги Исайи. (Цит. по: С. В. Лезов. История и герменевтика... С.125) Соответственно, для самого Фм и возможных читателей из иудейской среды не нужно было вносить в текст ещё и пояснение-ссылку. Примечания: * Из этой тенденции выбивается Евангелие от Иоанна,которое,вслед за церковным преданием,принято считать самым поздним в каноне.Но исследование текста показывает,что Ин создано,по крайней мере,раньше Мф и Лк,и не зависит от Мк. (См. ниже) **Часто в канонических евангелиях ссылки Иисуса на ВЗ выглядят,как пояснения авторов и вставки переписчиков.Например,в прямой речи Христос зачем-то даёт пояснение:...как сказал пророк Даниил...(13:14),но далее цитирует Исайю,и уже не делает никаких ссылок.(13:24).И в этой же устной речи Иисуса читающий да разумеет! Там,где уже нельзя сослаться на Писание от имени Иисуса,авторы делают это сами.(Например,Мк 1:2;15:28.Мф 1:22-23;2:15,17;4:4;8:17;12:17-18;13:35;21:4-5; 26:56;27:9.). Многие данные свидетельствуют, что Фм имеет параллели с первыми христианскими текстами (например, Евангелием евреев), и, возможно, использовался как исходный материал при их создании. Логии 1, 35, 81 присутствуют в речениях Иисуса, найденных в Египте (Оксиринх) в конце XIX века. В Строматах Климента Александрийского также приводится Фм1, но со ссылкой на Евангелие евреев (Климент уточняет, что схожая мысль есть и в Преданиях апостола Матфия). В Строматах же приведён полный вариант Фм 37. Речение 57 из этого апокрифического, запрещённого источника известно в VI веке Августину Блаженному!* Параллельные места с Фм встречаются у апостола Павла (Эфес. 2:4, Гал.3:28), у апостола Варнавы (IX=Фм 58; XII=Фм 81), в посланиях Климента Римского Коринфянам (подлинном и псевдо-). Причём во Втором послании псевдо-Климента (первая половина II века) Фм 27 цитируется как "Сам Господь сказал..." (близко у Павла - Гал. 3:28). Цитирует логии Фомы и Ориген. Использование Фм заметно и в Евангелии детства (раньше, до находок в Наг-Хаммади его было принято называть Евангелием Фомы). Автор, представляющийся Фомой израильтянином, в своём фантастическом повествовании использует Мк (2 раза), Лк (не менее 4 раз) и Деяния апостолов (2 раза). И в этом же тексте не менее 4 раз присутствует Фм, конечно, в переработанном виде. Значит, для жившего во II веке автора Евангелия детства, этот источник был не менее авторитетен, чем каноническое Лк. Сравнительный анализ новозаветных евангелий также свидетельствует в пользу ранней датировки Фм. Например, самые ранние Мк и Ин не содержат заповедей блаженств. У Фм они разбросаны по тексту в виде отдельных речений, а у Лк и Мф уже собраны в одну проповедь (6:20-22 и 5:3-11 соответственно). И Фм прекрасно позволяет объяснить, почему же Нагорная проповедь (у Лк на равнине) отсутствует в Мк и Ин. Заповеди действительно были сказаны (Фм), но в рассеянном виде, и авторы Мк и Ин опустили их, так как значимого материала слов Господа - у них было столько, что "не вместить". (Ин. 21:25) В Фм заповеди приведены как они были произнесены - отдельными речениями, а создатели Мф и Лк, используя свою благочестивую фантазию (или это произошло ещё до них - в устной традиции), превратили отдельные логии в единое повествование. При этом получилось два противоположных друг другу текста. Мф: "Увидев народ, Он взошёл на гору, и когда сел, приступили к нему ученики Его. И Он, отверзши уста свои, учил их..." (5:1-2) (Автор считает нужным сообщить, что, прежде чем сказать, Иисус открыл рот. Простой пример литературной обработки исходного: "Иисус сказал..."). Лк: "И сошед с ними, стал Он на ровном месте. И Он, возвед очи свои на учеников своих, говорил..." (6:17, 20) ("Возвед, сошед..." выдуманные, не имеющие религиозной ценности детали, которых нет в Фм). В Фм совершенно отсутствует материал, в чём-либо совпадающий с 1 и 2 главами Лк и Мф. И как уже доказано, эти насыщенные придуманными чудесами и противоречащие друг другу фрагменты являются поздней вставкой.** Примечания: *М. К. Трофимова,исходя из анализа этого речения,утверждает,что Фм несёт отпечаток негативного отношения к ветхозаветной традиции.Автор был в этом не одинок.Как известно,Маркион отбрасывал пророков.(Апокрифы древних христиан:С. 238)Но рассматриваемая логия парафраз пророка Исайи:Спрашивают ли мёртвых о живых?(8:19)Смысл речения лежит на поверхности:не стоит руководствоваться шаблоном религиозного опыта других,давно умерших людей,при встрече с необыкновенным религиозным феноменом сейчас. ** Содержание второй главы Лк имеет параллели даже с древнеегипетской мифологией.И когда Он был двенадцати лет,пришли они в Иерусалим.Через три дня нашли его в храме,сидящего среди учителей [религиозного закона А. Л.].Все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его.(Лк. 2:42-47)Ср.:Когда же Осирису исполнилось 12 лет,во всём Мемфисе уже никто не может сравниться с ним в культовых знаниях.(Шохин В. Мнимые влияния.// Альфа и Омега, 1997,3, С.304). Отрицание ранней датировки Фм строится на концепции, свойственной изрядному количеству исследователей НЗ: изначально учение Иисуса Назорея было простым, достаточно традиционным для иудаизма II века до н. э. - I века н. э. ("мессианские ожидания" и т. п.). Затем первичное учение подверглось воздействию со стороны античных религиозно-философских учений, и заимствования усложнили её концепцию, превратив в особую религию. Гностицизм учение сложное, соответственно - появилось в христианстве не сразу. Такой взгляд основывается на постулате, что все религиозные, философские и научные концепции развиваются от простого к сложному. Однако история показывает как раз противоположные примеры. Так, великий астроном Птолемей, живший в конце I начале II века в Египте, описывал Землю как круглое тело, находящееся в пустоте.Через 400 лет его соотечественник Козьма Индикоплов представил Землю как плоский диск и обосновал своё заблуждение цитатами из Ветхого Завета. И если бы мы ничего не знали о системе Птолемея, то считали бы взгляды Козьмы вершиной античной астрономии.** Примечания: * Весьма возможно,что Климент здесь специально умалчивает о существовании тайных текстов.В найденом в 1956 году письме он цитирует Тайное евангелие от Марка и утверждает,что оно тщательно охраняется в Александрийской Церкви. ** Ещё более яркий пример - история марксизма.Само его развитие демонстрирует процесс,аналогичный мировоззренческим схемам гностиков.После своего возникновения марксизм всё более и более упрощается,теряя сложность и неоднозначность исходной концепции.Его нисходящие "эоны" - Плеханов,Ленин,Троцкий,Сталин,Мао Дзедун и,наконец,Пол Пот.Если бы марксизм возник 2000 лет назад,и сохранились бы только работы Плеханова и Мао,то вывод был бы сделан однозначный: Плеханов писал позже Мао,поскольку его идеи более сложны и насыщены либерально-буржуазными вставками. Идея заимствования христианством гностицизма из религий эллинистического Востока была и остаётся весьма популярной. Её обосновывали ещё первые ересиологи, яростно отстаивавшие своё понимание учения Христа как единственно правильное. Для них гностики это "перекрашенные" язычники. И многие учёные до сих пор без особых раздумий соглашаются с этим тезисом. Однако возникает неувязочка. Первым гностиком обличители ересей объявили Симона Мага (середина I века). Но почему тогда гностическими идеями, идеями злейшего врага христианства активно пользуется апостол Павел? Скорее сам Симон заимствовал идеи христианского гностицизма.* Примечания: *Вообще,его деятельность очень похожа на попытку,повторяя за Иисусом, объявить себя Мессией.Это отметил и Ириней,назвав его первым антихристом. Косвенным подтверждением претензии Симона на роль Христа,совершающего второе пришествие,является невнятное сообщение о нём в Деяниях апостолов:"...Выдавал себя за кого-то великого".(8:9)Из других источников мы знаем,что за Бога. Очевидно,автор Деяний решил не конкретизировать соблазнительную параллель между Христом и первым антихристом. Интересно, что в Псевдо-Климентинах, тексте II века иудео-христианской направленности (иудео-христиане отвергали Богочеловечество Иисуса, считали Его только Мессией и придерживались ветхозаветных обрядов), Симон Волхв изображён сторонником апостола Павла. (А. Д. Мещерская. Апокрифические деяния апостолов. М., 1997, С.41) Гностицизм Павла и Симона Мага в глазах их противников был равнозначным. А ведь именно гностическое паулианство, порвав с духом иудейства, вывело раннюю Церковь на территорию всей Римской империи. Идея заимствования христианством гностических идей неубедительна и потому, что они присутствуют в мистических системах всех религий вообще. Мистики разных конфессий примерно одинаково описывают многоуровневое устройство инобытия, тождественность микрокосма души и макрокосма Божественного, левый и "правый" посмертные пути души на мытарствах, достижение мистического единства с Абсолютом и т. п. Есть и более детальные "совпадения". Например, удивительные параллели с гностическими текстами присутствуют в "Пополь Вух" - эпосе индейцев древней Мексики. Это можно объяснить или заимствованиями (гностики в I веке доплыли до Америки?), или независимым свидетельством мистиков разных религий об одной инобытийной реальности и одном пути к Единому.* Примечания: *Третий вариант:переводчик Пополь-Вух совершил подлог.Тогда нужно объяснить, зачем иезуиту Хименесу в XVIII веке пропагандировать идеи еретиков. Итак, мы разобрали известные и возможные аргументы в пользу поздней датировки Фм, и они не оказались убедительными. Почему же тогда многие учёные и церковные деятели упорно относят его ко II веку? Причина одна - явное присутствие гностических идей в записанных Фомой речениях Иисуса. А "этого не может быть, потому что не может быть никогда". Многим учёным гораздо удобнее считать Иисуса и апостолов обычной иудейской сектой, которой почему-то так повезло, что она стала мировой религией. Для богословов же гностицизм враждебная Церкви ересь. При этом совершенно оставляется без внимания, что самые ранние христианские тексты Нового Завета* - послания апостола Павла - есть самые гностические. (См. Рим. 8:2, 29-30, 38-39; 12:2. 1Кор. 1:5, 21, 24-27; 2:6-15; 6:3; 8:1-3; 15:19, 24, 34-55. 2 Кор. 3:6-10,17-18; 4:2-12; 5:1-9, 17, 20-21; 10:5;11:2, 6;13:9-11. Гал. 1:4; 2:21; 3:13; 4:3-4,9; 5:1-4; 6:8. Фил. 1:9-10; 3:8-21. Также послания, признаваемые Церковью за Павловы: Эфес. 1:4-11,17-23; 2:2, 10-19; 3:3-20; 4:1-16. Кол. 1:6-9,15-16, 19-20,28; 2:1-3, 9-15, 20-23; 3:3-10.) Сам Павел не слышал "земного" Иисуса, но материал для своих проповедей он почерпнул из самой ранней традиции и согласовывал его с другими апостолами. (Деян. 15:1-26, 21:19-25) У меня ни в чём нет недостатка против высших апостолов; хотя я и невежа в слове, но не в познании. (гнозисе! А. Л.) (2 Кор.11:5-6) О христианском гнозисе - познании истины, говорится и в Евангелии от Иоанна. Очень возможно, что оно, в противоположность церковному преданию, является одним из самых ранних текстов канона. Например, в нём, как и в первом из синоптиков - Мк, нет заповедей блаженств и молитвы "Отче наш"; повествование не зависит от Мк, Мф и Лк. В нём встречаются лексические и фразеологические совпадения с кумранскими рукописями - текстами общины эссеев (II век до н. э. 73 год н. э. исчезновение общины после подавления антиримского восстания). Некоторые учёные считают его самым ранним евангелием: так, К. Тресмонтан датирует еврейский оригинал Ин 30-ми годами I века. (А. Мень. Евангелия. // Мир Библии. 1997, 1, С.23) И у Павла, и у Иоанна неоднократно встречается классический образ гностицизма: архонт этого эона или космоса ("князь мира сего", Ин. 12:31; 14:30; 16:11), "дух мира сего" или даже "бог" (!) (1 Кор. 2:12; 2 Кор. 4:4; Гал. 1:4). Есть упоминание об этом эоне и в Мк. 4:19, Лк, 16:8. Об эоне-веке Сатаны говорится и в рукописном эпилоге Мк. Хотя этот эпилог не вошёл в канон, по мнению Свенцицкой, можно "предполагать относительно раннюю дату исключённого из канонического текста описания... и не считать это описание поздней вставкой; словоупотребление в этом отрывке не противоречит остальному тексту евангелия". (Апокрифы древних христиан... С. 35-36) В этом эпилоге, очевидно, написанном самим автором Мк, также сказано, что Сатана мешает "постижению" т. е. гнозису истинной Силы Божией. Подобная мысль неоднократно встречается в писаниях апостола Павла. Поздняя датировка Фм основывается на тех же ошибочных выводах, что и сделанная в XIX веке поздняя датировка Ин. Поскольку в Евангелии от Иоанна содержатся явные гностические термины (Плерома, архонт, гнозис) значит, время его написания вторая половина II века. Однако археологические открытия показали, что Ин было распространено в Египте уже к 125 году. Соответственно, срок её создания отодвинулся по крайней мере к концу I века. Примечания: *Игнорируется также тот факт,что мандеи секта почитателей Иоанна Крестителя,предшественника Иисуса Христа также являются носителями гностического учения. Интересно, что в Фм идея воскресения понимается также, как и в самых ранних канонических текстах - посланиях Павла и Ин, и отлично от синоптиков. "Верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, а перешёл из смерти в жизнь... Наступает время и настало уже, когда мёртвые услышат голос Сына Божия, и, услышавши, оживут". (Ин. 5:24-25, а также 5:28; 8:51; 12:44-45 и след.) Павел: "Но ныне, когда вы освободились от греха стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная". (Рим. 6:22; 5:9, 8:2 и след.) Евангелие от Фомы: "Ученики сказали Ему: В какой день царствие приходит? (Иисус сказал): Оно не приходит, когда ожидают. Не скажут: Вот, здесь! - или: Вот, там! - Но Царствие Отца распространяется по земле, и люди не видят его". (117) Обычно позднюю (по сравнению с синоптиками) дату создания Ин обосновывают тем, что в синоптических евангелиях отражено ожидание скорого наступления Царства Божия в славе. В тексте же Ин неоднократно говорится, что пришествие совершается уже сейчас. Мол, разница во времени в разных евангелиях вызвана разочарованием: ждали (синоптики - 70-80-е гг.) и не дождались (Ин - 90е гг.). (С. В. Лезов. История и герменевтика... С.108) Но тут же признают, что послания Павла, где говорится, что правда Божия явилась уже сейчас, являются самыми ранними 50-е гг. У Павла, чья проповедь насыщена оптимизмом, никакого разочарования нет. Чем это объяснить? Противоречие разрешается, если допустить, что существовали два уровня понимания учения Христа: духовный (немногие апостолы и их ученики - совершенные христиане) и народно-иудейский. Сторонники последнего опирались на ветхозаветную традицию и ожидали сверхъестественного лидера Израиля, который покорит весь мир и устроит тысячелетное царство изобилия. По другому они чаять не могли. Понимание избранных: Царство Божие не пища и питие, День Господень это выход из этого эона, спасение - освобождение от архонтов и встреча открытым лицом с Богом-Светом, основывалось на принципиально новом учении Христа: Царство Моё не от мира сего. (Ин.18:36) В христианстве уже в первые годы образовались две традиции: остающихся в рамках иудейства (Иаков Праведный и многие уверовавшие из иудеев); и высших апостолов и их учеников, порвавших с иеговизмом. И в синодальных евангелиях делается попытка найти компромисс между ними, влить новое вино в старые мехи.* (Если верить Клименту Александрийскому, Марк не стал объединять традиции, а в добавление к Мк написал ещё одно евангелие тайное). Отсюда и наличие у синоптиков ожидания скорого пришествия Мессии, как коренного изменения в физической Вселенной (небо свернётся),** с одновременным присутствием некоторых гностических идей (например, Лк.17:20). И воплощением компромисса стало православие. Если совершенные просили хлеб истинный дай нам, то сейчас в действии земной вариант: хлеб насущный... О тайной гностической традиции, сохранявшейся в рядах Церкви параллельно христианству для масс, свидетельствует Климент Александрийский - теолог II века, живший примерно тогда же, когда и первые ересиологи (Иустин, Ириней), и также выступавший против ересей.* Истинный христианский гностицизм Климент оценивает чрезвычайно высоко: "Души истинных гностиков... предопределены жить в блаженных обителях богов". (так!) (Строматы.7, III, 13, 1) От изложения тайной доктрины он, однако, отказывается: "А некоторые вещи, даже приходившие мне на память, я намеренно опускал, боясь... заслужить упрёка, что я... даю младенцу меч". (Строматы. М., 1996, С.37) Александрийский богослов свидетельствует, что скрытое учение передал сам Христос: "Это наивысшее познание, передаваясь из рода в род без посредства каких-либо особых писаний и ранее всех сообщенное немногим из апостолов, дошло, по преемству и до нас". (Строматы. М., 1996, С.251) Получается, что Христос сообщил некую премудрость только немногим из 11 апостолов, и она передавалась устно* и тайно (апокрифически - А. Л.). Но ко времени Климента уже 100 лет как были написаны основные тексты Нового Завета! Отсюда следует, что "наивысшее познание" христианства осталось за рамками канона... Примечания: * Например,Иисус родился в городке Назарет,а не в Вифлееме,где,согласно пророку Михею,должен был родиться вождь Израиля.(Мф.2:6)Мессию же иудеи ждали только из Вифлеема:Из Назарета может ли быть что доброе?(Ин.1:46)Чтобы сгладить противоречие с ВЗ,неизвестные авторы 1 и 2 глав Мф и Лк выдвинули свои,опровергающие друг друг версии,объясняющие,что Иисус родился всё-таки в Вифлееме,а в Назарете только проживал с детских лет.(Мф.2:1,13-23 против Лк. 2:1-6) ** То,что Иисус,описывая день Своего явления,подразумевал не какую-то глобальную катастрофу,ясно из Его слов: Двое будут на поле:один возмётся,а другой оставится.(Лк. 17:35)При крушении физической вселенной такая избирательность невозможна;речь здесь идёт только о чьей-то личной смерти. Совет:кто будет в поле,также не обращайся назад, - бессмыслен,если понимать здесь последний день мира.Но если днём Господа считать смерть человека,то тогда это - предостережение от привязанности к своим мирским делам,что может повредить на мытарствах. Малые апокалипсисы синоптиков о втором пришествии Мессии(Мк. 13:2-30, Мф.24:2-42,Лк. 21:6-33)являются такой же компиляцией,что и Нагорная проповедь. Они составлены из пророчеств Иисуса(сбывшихся!)о кровавом подавлении восстаний в Иудее,и разрушении храма и Иерусалима,о лже-мессиях и преследованиях первых христиан.Но концепция второго пришествия как глобального преображения,Суда на земле и награждения верных,по-новому повторяет ветхозаветные ожидания Помазанника покорителя народов.(См.Ис.68:4-14,Мих.5:4-15,Соф.2:2-15,Зах.14:1-21 и т.п.)Ведь Иисус не принёс земного процветания детям Авраама,и уверовавшие в Него иудеи перенесли свои чаяния в будущее до второго,окончательного пришествия Мессии.(Поэтому и сбывшемуся через 40 лет после распятия обещанию Иисуса:Я разрушу этот дом(храм А.Л.)и нет никого,кто сможет построить его ещё раз(Фм 75),- не нашлось места в каноне). Но всемирная катастрофа,которую так ждали первые христиане,ссылаясь на слова Господа,не произошла и не произойдёт.И одновременно каждый раз происходит,когда для души уничтожается мир и она встречает Свет и проходит суд собственной совести.То,что во временном измерении было или будет,перед лицом Вечности всегда есть.Перед Абсолютом,где нет пространственной разделённости,смерть каждого отдельного человека есть частица единого конца света прекращения восприятия этого эона. Образы легендарных бедствий из ВЗ,использованные Иисусом для притч о Своём дне,закрыли для внешних мистический смысл Его слов.Если Царствие Божие не придёт приметным образом,то и пришествие Логоса не имеет пространственной локализации:не ходите и не гоняйтесь.Всё,что оставил Спаситель внешним это загадочное:Где труп,там соберутся орлы. Очевидно, оно хранилось с максимальной тщательностью ведь о ней не знают или умалчивают ересиологи. Климент о Тайном евангелии от Марка пишет:...Оно всё ещё охраняется самым строжайшим образом.... Это свидетельство соответствует и словам апостола Павла о том, что тайную премудрость Божию сообщают только совершенным. Также очевидно, что были серьёзные причины держать это учение в тайне, раз оно не вошло в официальные догматы Церкви. О том, что гностицизм с самого начала присутствовал в христианстве, свидетельствует Иустин Философ, первый христианский ересиолог (середина II века). В работе направленной против гностического учения о духовном, без восстановления тела, воскресении, он пишет: Но начальник зла, не будучи в состоянии иначе исказить это учение (о телесном воскресении А. Л.), выслал своих апостолов, вводящих злые и пагубные учения; избрав их из тех, которые распяли нашего Спасителя: они носили имя Спасителя, но творили дела пославшего их, и чрез них самое имя Его подверглось хулению. (Св. Иустин. Творения. М., 1995, С.483) Отсюда следует, что гностики, противники телесного воскресения, были именно христианами: чрез них самое имя Его подверглось хулению, и существовали с самого начала новой религии: избрав их из тех, которые распяли нашего Спасителя (намёк на апостола Павла, когда-то яростного гонителя первых христиан?) Примечания: Иустин Философ,по мнению современных исследователей гностицизма,был первым апологетом,для которого индивидуальные доктринальные разногласия... приобрели статус преступления,а ересь стала служением дьяволу.(Е.В.Афонасин)Причём Иустин не считал,что эпитет еретик вполне применим и к нему,ведь Христос учил именно о нетелесном воскресении: Ибо когда из мёртвых воскреснут...будут,как ангелы на небесах.(Мк. 12:25)О духовном воскресении учил и Павел:...восстанет тело духовное.(1 Кор. 15:44)Телесное воскресение противоречит самому посмертному инобытийному существованию,ведь любая биологическая система развивается от зачатия к распаду,и физическое тело неотделимо от смерти.(См. Фм 91)Непонятно,зачем при вечной жизни органы пищеварения и размножения и т. п. Идея телесного воскресения идёт опять-таки от мессианских чаяний иудаизма (заимствованных,в свою очередь,из зороастризма):все умершие до прихода Мессии спят, а после Его прихода многие из спящих в прахе земли пробудятся,одни для жизни вечной,другие на вечное поругание...(Дан. 12:2)Ортодоксия совместила учение Иисуса с иудаизмом,и получился компромисс:души не засыпают,а попадают в рай или ад,но телесное воскресение тоже будет после Страшного Суда.(В чём смысл двойного Суда:сначала предварительного после мытарств,а в конце времён Страшного,и где говорится об этом в канонических евангелиях остаётся без объяснений). Идея телесного восстановления противоречит мистическому учению Спасителя, согласно которому воскресение происходит с человеком от веры-познания истинного Бога ещё при жизни:слушающий слово Моё... на суд не приходит,(суд идёт уже сейчас! А. Л.)но перешёл от смерти в жизнь.(Ин.5:24)Духовную деградацию христианства,произошедшую во II веке от скрещивания учения Иисуса с иудаизмом,признают даже сами представители ортодоксии:Вообще же надо признать, что у писателей после-апостольского века их общие настроения значительно удалились от мистических прозрений ап. Павла и еван. Иоанна.(Киприан(Керн). Антропология Св.Григория Паламы.М.,1996,С.87)А что такое мистические озарения,как не гнозис? Итак, опровергнув доводы поздней датировки, мы нашли свидетельства того, что Фм - сборник речений без повествовательной части, был создан не позднее середины I века (раньше Мк и Ин). Также нами показано, что содержащиеся в нём гностические идеи присутствуют именно в первых текстах новой религии. Тем самым, ранняя датировка Фм доказывает гностичность исходного учения Иисуса, ещё не подвергнувшегося редактированию ради сближения с ветхозаветной традицией. И наоборот, гностицизм раннехристианских текстов НЗ ещё один довод в неподдельности Фм. Почти дословное совпадение Фм с логиями и аграфами других раннехристианских текстов, его частое цитирование, показывают, что текст пользовался большим религиозным авторитетом в I II вв. Но архаичная форма Фм поставила его уже в конце II века вне канона, поскольку тогда установился единый стандарт повествований о Спасителе - жанр евангелий. Стала обязательной нарративная часть, прежде всего, о Страстях. Также Фм противоречило евангелиям (особенно синоптическим) и по духу, поскольку создано как беглая запись, а не изложение азов новой религии для внешних. Текст-изгой, вероятно, ещё долгое время сохранялся в замкнутых христианских сообществах: монастырях и гностических группах.** И христианские отшельники, надёжно спрятавшие гностические тексты при какой-то зачистке от еретических писаний, невольно сохранили для нас текст с неотредактированными речениями Иисуса. Такие рукописи не исчезают? Примечания: * В своём трактате Строматы Климент полемизирует с еретическими отклонениями от христианского гностицизма.Понимали буквальное аллегорически,аллегорическое же слишком буквально.Но сам Климент признаёт и относит к истинному гнозису, например,учение об Огдоаде - восьми эонах Бога и переселении душ(реинкарнацию описывает ещё апостол Павел,в 2 Кор.5:6-10). **Эти книги были спрятаны не теми,кто желал бы от них избавиться как от еретических сочинений,но теми,для которых они безусловно обладали сакральным авторитетом.Они были собраны только тогда,когда возникла необходимость изъять эти книги из употребления.(А.Л Хосроев.Из истории раннего христианства.М. 1997,С.102-103).Гностическая библиотека,в которой содержалось Фм,была спрятана в пещере,находящейся всего в 5-8 километрах от первых православных монастырей, основанных св.Пахомием.Обложки кодексов изготовлялись из писем монахов,что доказывает принадлежность гностической библиотеки первым монастырским подвижникам.Время захоронения текстов соответствует кампании по уничтожению еретических писаний.Послание патриарха Александрийского Афанасия 367 года, направленное против апокрифических книг,было специально переведено для монахов пахомиевых монастырей на коптский язык.(А.Л.Хосроев.Александрийское христианство.М.,1991,С.5-6)
  Александр Логинов [email protected] Свет Крещения: Раннехристианские свидетельства. В течение многих столетий богословы и светские историки однозначно негативно относились к в текстам, оказавшихся за рамками христианского канона. Считалось, что они возникли позже канонических писаний, создавались еретиками и могут только искажать истину. По отношению к значительной части внеканонических текстов, например, фантастическому Евангелию детства, это суждение истинно. Однако исследование некоторых раннехристианских писаний даёт весьма интересную информацию, позволяющую дополнить события евангельской истории ценными подробностями. Одним из самых главных событий земного пути Иисуса является крещение. О нём сообщают все канонические евангелия: от Марка (1:4-11), Матфея (3:13-17), Луки (3:21-22), Иоанна (1:29-34). Именно с крещения Спаситель начал Своё служение, и во время него произошло чудо явления Бога в Своих ипостасях. Крестивший Иисуса Иоанн услышал голос Отца, увидел Святого Духа и засвидетельствовал, что перед ним - Сын Божий. Крещение - не единственное евангельское событие, где Бог показывает Себя людям, "напрямую" действуя в мире. Господь показал избранным ученикам Свою Божественность при преображении. Всевышний нарушил законы физического мира, воскресив мёртвое тело Иисуса. На пятидесятый день после воскресения Святой Дух преобразил первых христиан, дав им дар проповедования и знания языков. Спаситель лично обращался к Савлу - фанатичному гонителю первых христиан (Деян. 9:4-6). И каждый раз действие Бога в мире сопровождалось особым сверхъестественным светом. Необыкновенное сияние увидели апостолы, когда их Учитель преобразился, показав Свою "славу" - сияние духовного совершенства: "...И просияло лицо Его как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет" (Мф. 17:2).. Видимое проявление Духа во время пятидесятницы описывается как "как бы огненные языки" (Деян. 2:3). Савл - Павел ослеп, увидев нестерпимое для физического зрения сияние. ("Когда же он шёл и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба... Савл встал с земли и с открытыми глазами никого не увидел..." Деян. 9:3, 8) Результаты научных исследований Туринской плащаницы свидетельствуют, что воскресение Иисуса сопровождалось вспышкой энергии необыкновенной силы. Можно предположить, что явление Бога во время крещения также должно было сопровождаться сверхъестественным светом. Однако о свете при крещении официальная христианская доктрина ничего не сообщает. Неужели в этом случае прямое действие Бога в мире не сопровождалось светом "славы" - видимым проявлением Его духовной силы и совершенства? Нет, свидетельства о свете крещения есть, и они сохранены как в самой церковной традиции, так и в текстах, считающихся еретическими. Об этом свете сообщало известное неканоническое евангелие - Евангелие эбионитов. По свидетельству церковного историка Епифания, оно описывало крещение Иисуса так: "И когда Он выходил из воды, небеса раскрылись, и увидел Духа Святого, сходившего как голубь, и Он спустился на него. И раздался голос с неба: Ты Сын Мой возлюбленный, в Тебе Моё благоволение. И снова: в сей день Я породил Тебя. И тотчас свет великий осветил всё вокруг". (Эпифаний. Hereses. 30.3. Цит. по: Апокрифы древних христиан. М., 1989, С. 66. Перевод И. С. Свенцицкой). Церковь не включила Евангелие эвионитов в свой канон, так как его почитатели - эвиониты, придерживались еретического иудео-христианства (признавали Иисуса Мессией, но остались верны многим положениям иудаизма)*. Однако современные исследователи этого текста приходят к выводу, что он мог возникнуть "одновременно или даже несколько раньше канонических евангелий..." и оказать "...влияние на произведения Нового Завета". (Свенцицкая И. С. Апокрифы древних христиан. М., 1989, С. 63) Таким образом, авторитет этого текста как источника по событиям евангельской истории, может оказаться достаточно высоким. О свете крещения сообщает один из первых христианских писателей - святой Иустин Философ. В своём полемическом трактате Разговор с Трифоном иудеем (середина II века нашей эры) он пишет: "И когда Иисус пришёл к реке Иордан, где Иоанн крестил, и сошёл в воду, то огонь возгорелся в Иордане; а когда Он вышел из воды, то Дух Святой, как голубь, слетел на Него, - как написали апостолы** этого самого Христа нашего". (Разговор с Трифоном иудеем, 88. Цит. по: Св. Иустин, философ и мученик. Творения. М., 1995) Свидетельство Иустина оказывается не единственным сообщением о свете крещения, сохранившимся в церковной традиции. В некоторых кодексах Нового Завета, обнаруженных на территории Северной Африки и датируемых V веком, о крещении Спасителя (Мф. 3:16) сказано: "И егда крестися, свет неизмерный возсия от воды, яко убояшася вси иже приидоша к воде". (Цит. по: Василик В. В. Новые материалы по истории канона и палестинской гимнографии. // Традиции и наследие Христианского Востока. М., 1996, С. 189) О сверхъестественном сиянии, увиденном при крещении Иисуса, сообщают некоторые сирийские крещальные чины V века: "Возсияй на водах сих Спасе, яко возсиял еси на Иордане". (Там же... С. 189) Наконец, канон, посвящённый празднику Богоявления, приблизительно датируемый VII веком содержит следующие строки: "Тайну преславную, яко струями имяше невещественный огнь восприяти Иордан". (Там же... С. 189) Здесь мы видим, что память о божественном свете сохранялась в Церкви в течение многих столетий. Церковный историк В. В. Василик отмечает, что все эти свидетельства, "в конечном счёте, восходят к Диатессарону Татиана" ("объединённому" евангелию, написанному апологетом Церкви Татианом в середине II века). Действительно, в своём комментарии на Диатессарон святой Ефрем Сирин также упоминает о свете крещения: "Когда же по причине света, явившегося над водою, и гласа, низпавшего с неба, узнал, что Он (Иисус Христос - А. Л.) низшёл в воду, как исполняющий нужды, а не как нуждающийся явился к крещению...". Диатессарон является самой ранней письменной фиксацией текста Нового Завета. Соответственно, текст Татиана свидетельствует об одном из первичных вариантов евангельского предания. О сиянии на Иордане упоминают тексты, считающиеся Церковью еретическими. В примечании к Разговору с Трифоном иудеем, церковный переводчик Иустина XIX века, священник П. Преображенский сообщает: "Писатель сочинения De baptismo haereticorum, помещённого в творениях Киприана, говорит, что в апокрифической книге "Проповедь Павла" находится: "Когда крестился Христос, то был видим огонь над водою". (Примеч. к Разговор с Трифоном... С. 279) О свете крещения знали гностики. В одном из текстов этого направления христианства - Диалоге Спасителя, воскресший Иисус говорит Своим ученикам: "Его свет сошёл на Меня!". (перевод Русской апокрифической студии. http://tower.vlink.ru/nag_hammadi/dialog.htm) Текст Диалога сильно повреждён, но, зная выше приведённые фрагменты раннехристианского предания, мы можем сделать вывод, что речь идёт именно о крещении. Диалог Спасителя исследователи относят к самым ранним текстам гностического христианства. Так, профессор Гарвардского университета Г. Кестер считает, что этот трактат был записан раньше, чем каноническое Евангелие от Иоанна. (Кестер Г. Гностические писания как свидетельства традиции изречений. Перевод Д. Алексеева. http://nahash.pochtamt.ru) О видимом проявлении божественной энергии при крещении Иисуса упоминает другой гностический текст, предположительно датируемый концом II века - Свидетельство истины. "Ибо он (Иоанн Креститель - А. Л.), он один увидел силу, которая сошла на реку Иордан, ведь он понял, что закончилось царство плотского рождения". (Цит. по: Хосроев А. Л. Александрийское христианство. М., 1991, С. 223) "Силой" в раннехристианских текстах принято называть божественную энергию (см. Мк. 9:1), и когда она проявилась при крещении, то была увидена пророком. А из евангелий и опыта мистиков христианства известно, что божественная энергия в мире проявляется как сверхъестественный свет-сияние. Конечно, главным источником о событиях и чудесах, происходивших во время земного служения Христа, являются канонические евангелия. И они тоже свидетельствуют, что свет при крещении был! Евангелие от Иоанна сообщает: Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришёл для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали через него?. (1:6-7) Иоанн Креститель в буквальном смысле увидел, что Иисус есть Сын Божий. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нём? и я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий?. (1:32, 34) Мы понимаем, что Иоанн видел не птицу, а какое-то сияние, чем-то напоминающее взмахи крыльев птицы.*** Скорее всего, свет нисходящего Духа был белого цвета (сияние при преображении евангелисты сравнивают со снегом). Белоснежный свет дал повод уподобить Дух голубю. Конечно, людям невозможно адекватно описать проявление-энергию Святого Духа. Поэтому сравнения Его со светом или колебаниями языков пламени (См. Деяния апостолов 2:3, где Святой Дух сходит как огненные языки), встречающиеся в раннехристианских текстах, также условны, как и уподобление голубю. То, что при крещении Иоанн увидел свет, доказывает также эпитет пребывающий. Пребывание Духа на исполнившегося Им Иисусе (Лк. 4:1) оказалось возможным как-то заметить. Допущение, что пророк продолжал видеть голубя, уже сидящего на плечах Спасителя, будет полной нелепостью. Единственным изменением, произошедшим в Иисусе, которое мог заметить Креститель, было сияние. Именно оно позволило Иоанну убедиться, что перед ним Сын Божий. * * * Примечания * Обличавший эвионитов Тертуллиан утверждал, что эта ересь основана неким Эвионом. Однако учёными давно установлено, что название этой раннехристианской ереси происходит от еврейского эвионим - "нищие". Так изначально называли себя первые христиане на территории Палестины, практиковавшие общность имущества. ** Очень интересно утверждение Иустина: "как написали апостолы". Но у авторов канонических евангелий нигде не говорится об огне в Иордане. Тогда на какой созданный ("написали") апостолами текст ссылается святой? Можно предположить, что на одно из апокрифических евангелий. Интересно, что Евангелие эбионитов написано от имени апостолов: "Явился человек по имени Иисус... который избрал нас". (Эпифаний. Hereses. 30. Цит. по: Апокрифы древних христиан. М., 1989, С. 66. Перевод И. С. Свенцицкой) Может быть, под "записями апостолов" Иустин подразумевал именно это евангелие? *** То, что Креститель не мог видеть настоящей птицы, указывает и время крещения. "Сирийские тесты подтверждают, что у христиан-сирийцев долгое время сохранялась традиция ночного крещения, восходящая к первоначальному христианству. Это связано с тем, что предание, зафиксированное в "Апостольских постановлениях", называет временем крещения Иисуса Христа десять часов вечера, т. е. Четы





Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 328. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия