Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Демократия с аристократами во главе





 

VI в. до н.э. был временем бурного развития экономики Афин, периодом важных и глубоких социальных сдвигов в афинском обществе. Больше всего сведений сохранилось о производстве кера­мики: афинская расписная керамика распространи­лась по всему Средиземноморью и Причерно­морью, значительно потеснив коринфскую. Во вто­рой половине VI в. до н.э. происходит переход от чернофигурной к краснофигурной расписной кера­мике в Афинах, что позволяло вазописцам лучше изображать человеческое тело.

Производство керамики было сосредоточено в небольших мастерских, где существовало разделе­ние труда. Наиболее тяжелые и грязные работы выполнялись рабами-иноземцами, о чем говорят их имена – Скиф, Лид («лидиец») и т.п. Мастерская обычно принадлежала хозяину мастерской – гон­чару, который нанимал вазописцев – художников по росписи керамики. Гончар был, как правило, гражданином или метеком, вазописцами были как метеки, так и рабы. Некоторые рабы смогли выку­питься на волю и, становясь вольноотпущенниками, переходили в сословие метеков. Выпускалась как массовая продукция, так и высокохудожественные вазы по специальному заказу.

К концу VI в. до н.э. благосостояние афинских ремесленников и торговцев возросло, о чем свиде­тельствуют их посвящения на афинском акрополе: в надписях часто указывалось, что посвятитель жертвовал богине Афине десятую часть своих го­довых доходов. О ярко выраженном стремлении к обогащению свидетельствуют и некоторые надписи на керамике: например, сцена продажи оливкового масла сопровождается надписью «Зевс-отец, вот бы мне разбогатеть!».

Отношение афинских ремесленников к труду, к своей профессии характеризует надпись на посвя­щении неизвестного ремесленника (около 500 г. до н.э.): «Благородно приобретать премудрость в ре­месле. Тот, кто владеет ремеслом, имеет и лучшие средства существования». Такая нацеленность афинских ремесленников (перекликавшаяся с зако­ном Солона), несомненно, способствовала прогрессу ремесленного производства. С середины VI в. до н.э. в Афинах получает широкое распространение практика подписывания своих изделий гончарами и вазописцами, которые стремились «идентифици­ровать» их, поставить свою «торговую марку». Ремесленники-вазописцы стали изображать на вазах не только мифологические сцены, но и ремеслен­ников, занятых различными видами труда и отды­хающих от него. Проявляется профессиональная гордость: на одной из ваз сохранилась заниматель­ная надпись: «Расписал Евтимид, сын Поллия, как Евфроний никогда бы не смог». Значительное раз­витие претерпели также кузнечное ремесло, дере­вообработка.

Экономическое процветание не могло не ска­заться на социальном самосознании. К концу VI в. до н.э. афинский демос уже не был аморфной мас­сой, мало интересующейся политической борьбой. Этому содействовало как материальное благосо­стояние, так и сравнительно высокий культурный уровень, почти повсеместное распространение гра­мотности. По экономическому положению верхуш­ка демоса сближалась с той частью аристократии, которая строила свое благосостояние на торговых операциях и в меньшей степени была связана с землевладением и эксплуатацией (до реформ Со­лона) зависимого сельского населения. И перипе­тии, и результат политической борьбы в Аттике в конце VI в. до н.э. невозможно объяснить без учета экономического роста и социальных перемен в афинском обществе.

В 528 г. до н.э. умер афинский тиран Писистрат. Ему наследовали сыновья – Гиппий, Гиппарх и Фессал, но реальная власть была в руках старшего, Гиппия. В начале правления наследники Писистрата чувствовали себя неуверенно – воз­можно, этим объясняется инспирированное ими убийство олимпионика (победителя на Олимпиаде) Кимона Коалема. Авторитет победителя Олимпиад в любом греческом полисе был очень высок. Суще­ствовал обычай, по которому при встрече олим­пионика сограждане разбирали часть городской стены – город, в котором живет столь доблестный муж, не нуждается в стенах. Афинский аристократ Кимон Коалем из рода Кимонидов трижды подряд (в 536, 532 и 528 гг. до н.э.) был чемпионом Олим­пиад в наиболее престижном виде – состязании ко­лесниц-четверок. Авторитет олимпионика был очень опасен для тирана. И хотя одну из своих по­бед Кимон «передал» Писистрату, заслужив этим возвращение из изгнания, для наследников Писистрата все равно он был слишком опасен.

На основании сообщений Геродота, Фукидида, Аристотеля и других древних авторов ученые делали вывод, что Гиппий сразу после прихода к власти вступил в борьбу с аристократией. Но в 1936 г. аме­риканские археологи во время раскопок на афин­ской агоре (рыночная площадь) обнаружили часть списка первых архонтов – высших должностных лиц Афин, по имени которых обозначался год, и вы­яснилось, что первыми архонтами в 20-е годы VI в. до н.э. были не только тиран Гиппий и его сын Писистрат Младший, но и Мильтиад Младший, сын Кимона Коалема, и Клисфен Алкмеонид, в буду­щем – инициатор демократических преобразований. Дело в том, что внешнеполитическое положение Писистратидов стало ухудшаться, и им было необходи­мо хотя бы на время примириться с аристократической оппозицией. Спартанцы изгнали наксосского тирана Лигдамида, союзника Писисгратидов; другой тиран, Поликрат Самосский, был убит персами. Персы также угрожали афинским владениям в Троаде, на северо-западе Малой Азии. Но больше всего Гиппий опасался спартанцев, которые были враж­дебны любой тирании. Для защиты от них было на­чато строительство крепости в Мунихии (в районе Пирея), куда в случае опасности могла эвакуиро­ваться семья и сторонники тиранов.

Писистратиды продолжали культурную полити­ку отца. При их дворе жил замечательный поэт Анакреонт, регулярно проводились Панафинейские игры, на агоре был воздвигнут алтарь 12 олимпий­ских богов.

В 514 г. до н.э. Гармодий и Аристогитон из рода Гефиреев составили заговор с целью убийства тира­нов. Заговор удался лишь частично: был убит Гиппарх, а старший из братьев, Гиппий, жестоко распра­вился с заговорщиками. Часть аристократов – про­тивников тиранов бежала из Афин и укрепилась в пограничной крепости Липсидрии, но в конце кон­цов была вынуждена покинуть и ее. Только благода­ря прямому военному вмешательству Спарты тира­ния была свергнута в 510 г. до н.э. и Гиппий удалил­ся в изгнание.

Сначала у власти оказались поддержанные Спартой аристократы во главе с Исагором. Но в 508 г. до н.э. в результате восстания демоса Исагор был свергнут, и спартанский гарнизон был вынужден покинуть Афины. Возглавил эту «демократическую революцию» Клисфен Алкмеонид. Алкмеониды выделялись из аттической знати источниками своего богатства (торговые операции, добыча по­лезных ископаемых), связями с демосом. Клисфен привлек на свою сторону демос обещанием ре­форм. И демос и «новая» аристократия были заин­тересованы в таком административном делении Аттики, которое исключало бы возможность как сохранения зависимости сельского населения от влиятельных аристократов, так и – в результате этого – существования на локальной основе «традиционных» политических группировок ари­стократов.

Клисфеновские преобразования продолжались с 508 по 500 г. до н.э. и затронули разные стороны государственного устройства Афин. В результате клисфеновских реформ самой мелкой администра­тивной единицей стал дем (селение либо городской квартал). Дем был территориальной единицей: его членами были все граждане, проживавшие на его территории, вне зависимости от принадлежности к тому или иному геносу (роду). Жители дема изби­рали демарха, в деме велись списки граждан и т.п.

Вместо старых фил были образованы 10 новых, каждая из которых включала в себя три части (триттии) – одну городскую, одну из приморских районов, одну из внутренних районов Аттики. Но­вый Совет пятисот формировался на основе новых фил (по 50 булевтов, членов Совета, от каждой) и имел право предварительного рассмотрения реше­ний, выносившихся затем на народное собрание. Клисфену удалось «перемешать» граждан; этим он буквально выбивал почву из-под ног своих против­ников из числа знати и уничтожал саму возмож­ность существования политических группировок на локально-родовой основе.

Считается, что при Клисфене был введен остра­кизм, который стал применяться двумя десятиле­тиями позже, в середине 80-х гг. V в. до н.э. Остра­кизм – это голосование черепками (острака) о том, необходимо ли изгнать из Афин кого-либо из поли­тических деятелей, заподозренных в стремлении к тиранической власти. Остракизм часто использовал­ся впоследствии в борьбе политических группировок в Афинах. В результате клиофеновских реформ ру­ководство армией было передано коллегии из десяти выборных стратегов, координирующую роль при этом должен был играть архонт-полемарх.

Итогом клисфеновских реформ стало введение в Афинах демократии, но это была еще ранняя стадия демократии. Активную роль в политической жизни могли играть только богатые граждане, по­скольку государственные должности неоплачи­вались. Было достигнуто единство между частью аристократии и демосом по вопросу о направлении политического развития Афин. Это не исключало в дальнейшем острой политической борьбы, но она уже перешла в другое русло, велась вокруг степени развития демократии, в то время как общее на­правление развития было заложено реформами Клисфена. К началу греко-персидских войн Афины стали по мощи вторым, после Спарты, государством Греции, и именно в Афинах наиболее ярко воплотились черты древнегреческой демократии, все ее достижения и вся ее ограниченность.

 

Лекция 8







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 365. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...


Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия