Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Демократии





 

В X в. до н.э. в отличие от других греческих го­родов Афины не находились в упадке. Афины су­мели отразить дорийское нашествие (впоследствии афиняне гордились своей автохтонностью, т.е. тем, что они являлись потомками коренных жителей – ахейцев) истали центром колонизации Малой Азии. Афинская керамика протогеометрического периода была лучшей в Греции. Предания о мифи­ческом герое Тесее отражают мощь и значение доархаических Афин. С именем Тесея традиционно связывают и синойкизм – слияние разрозненных общин Аттики (Элевсина, Рамнунта, Марафона и др.) в единый полис. Главной крепостью Аттики и резиденцией органов власти стал афинский акро­поль («верхний город»), удобно расположенный сравнительно недалеко от моря и от природы хо­рошо защищенный. После синойкизма Аттика ста­ла одним из крупнейших государственных образо­ваний по территории и населению в Греции. Харак­терно, что лежащая к северу от Аттики область Беотия, сопоставимая по размерам с Аттикой, так и не стала единым полисом, хотя Фивы, крупнейший город, играли первенствующую роль.

Однако конец периода «темных веков» и качало архаического периода были временем упадка и сравнительной слабости Афин. В это время на пер­вый план выходят соседи Афин на Истме – Ко­ринф и Мегара, а также эвбейские полисы Халкида и Эретрия. В конце VIII или в начале VII в. до н.э. между Халкидой и Эретрией вспыхнула Лелантинская война за обладание плодородной Лелантинской долиной, в которой приняли участие многие греческие полисы.

Поскольку Аттика не была завоевана дорийца­ми, в ней не было зависимого населения, в отличие от Лаконии или более близкой Мегариды. Геогра­фически Аттика делилась на три района: Педиэю (равнинные земли вокруг Афин и Элевсина), Паралию (прибрежную полосу от Афин до Суния) и Диакрию (гористую восточную Аттику). Подобно другим ионийским полисам, в Афинах существова­ли четыре филы («племени»), делившиеся в свою очередь на фратрии («братства»). Более мелкой единицей был генос («род»), хотя по поводу афин­ского рода нет уверенности в том, что в него всегда входили исключительно родственники, а не соседи. Основой же социальной жизни в Афинах, как и во всей Греции, был ойкос (домохозяйство, большая семья). Выделялись более знатные семьи, гордив­шиеся своим древним происхождением и обладав­шие богатством.

Царская власть в Аттике исчезла уже в «темные века», и во главе полиса стояли архонты («начальники»). К VII в. до н.э. религиозные обя­занности царя и некоторые ограниченные судебные функции исполнял архонт-басилей, войско возглав­лял полемарх («военный архонт»), гражданскими делами ведал архонт-эпоним, по имени которого с 683 г. до н.э. назывался год в Афинах. Экс-архонты становились членами Совета, который за­седал на Ареопаге (холме Ареса) рядом с акропо­лем. Совет Ареопага следил за выполнением долж­ностными лицами своих обязанностей, наблюдая за исполнением обычаев и законов. Народное собра­ние (экклесия) имело немного прав, но достаточно фундаментальных. На народном собрании избира­лись архонты, хотя соискатели обязательно долж­ны были быть знатного происхождения и обладать богатством, каждый гражданин имел право в осо­бых случаях обращаться к народному собранию.

К середине VII в. до н.э. коллегия из шести фесмофетов стала собирать и записывать законы, но не публиковала их. Большинство граждан было за­интересовано в публикации законов, чтобы ограни­чить субъективизм архонтов-аристократов в толко­вании обычного права. Напряженной обстановкой в городе воспользовался молодой аристократ Килон и в 636 г. до н.э. при поддержке мегарского тирана Феагена попытался захватить тираническую власть в Афинах. Попытка провалилась: против Килона выступили даже малосведущие в политике аттиче­ские крестьяне, осадившие заговорщиков на акрополе. Килону удалось бежать, но его сторонники, укрывшиеся у алтаря Афины, были вопреки обы­чаю перебиты. Осадой руководил архонт этого года Мегакл из знатного рода Алкмеонидов, и в конце VII в. этот род был изгнан из Аттики за преступле­ние против божества. Уже в это время, таким обра­зом, можно наблюдать противоборство двух груп­пировок аттической аристократии – представители одной из них, Алкмеониды, связанные с торговлей, были сторонниками постепенной демократизации государства.

Вскоре после заговора Килона, в 621 г. до н.э. фесмофетом Драконтом был обнародован первый афинский свод законов, известный своей суровостью («драконовы законы»): за большинство преступлений полагалась смертная казнь. По преданию, когда Драконта спросили, почему он назначил одно и то же на­казание и за мелкую кражу, и за убийство, он отве­тил: «Первое я счел достойным смертной казни, а за второе не нашел более сурового наказания». С одной стороны, издание законов было уступкой демосу, с другой стороны, сами законы отражали ситуацию в обществе, реальной властью в котором обладали ари­стократы. В итоге социальная борьба не ослабла, и результатов ее стало введение нового свода зако­нов – законов Солона.

Солон был избран архонтом в 594 г., причем не просто архонтом, а «примирителем». Его полномо­чия напоминали полномочия эсимнета, и в своих стихах Солон отмечал, что ему было очень просто захватить тираническую власть. Солон тем не менее использовал свой авторитет для законотвор­чества, и в афинской традиции именно Солон счи­тался основателем Афинского государства.

Солон был аристократом по происхождению (он принадлежал к древнему царскому роду Кодридов, обедневшему к рубежу VII–VI вв. до н.э.), но ис­точником его богатств была торговля. Солон был преуспевающим купцом (известно о его поездках в Египет), весьма образованным человеком, одним из известнейших раннегреческих поэтов: свои законы он «пропагандировал» в элегиях. Главной своей за­слугой он считал сисахфию («стряхивание бреме­ни») – ликвидацию долговой кабалы, ситуации, когда должник отвечал не только своим иму­ществом, но и свободой. Камни с записью долговых обязательств были сброшены с полей мелких атти­ческих земледельцев, были освобождены обращен­ные в рабство за долги афиняне. Были введены верхние пределы земельных владений, и после Со­лона Аттика развивалась как страна мелкого и среднего крестьянского землевладения. Однако Солон резко выступил против требований бедней­ших крестьян о переделе земель.

Солон поощрял ремесло и торговлю, стремился привлечь в Афины квалифицированных ремеслен­ников из всей Греции. Переселенцы не получали гражданства, но становились метеками («живущие рядом»), они были лично свободными, их имуще­ственные права защищало Афинское государство. Со времени Солона в Афинах начинается расцвет ремесла, и прежде всего производства керамики.

Через несколько десятилетий, к середине VI в. до н.э. афинская, чернофигурная керамика, судя по результатам археологических раскопок, господ­ствовала не только в Греции, но и в значительной части Средиземноморья, причем многие известные мастера-керамисты были неафинянами по проис­хождению.

Солон провел также реформу политического устройства, введя имущественный ценз. Афинские граждане отныне разделялись на четыре категории: 1) пентакосиомедимны (пятисотмерники) – гражда­не с доходом более 500 медимнов зерна или 500 метретов вина или оливкового масла – наиболее богатые афиняне; 2) всадники – граждане, которые могли содержать боевого коня (их доход был свы­ше 300 медимнов); 3) зевгиты (от «дзевгос» – упряжка) – средние крестьяне с доходом 200 ме­димнов и выше; 4) феты – малоимущие с доходом менее 200 медимнов. Некоторые должности могли занимать только пентакосиомедимны (архонты, казначеи), большинство – граждане трех высших категорий. Феты не могли быть избранными на го­сударственные должности, но имели право голосо­вать (выборы всех важнейших должностей отныне проводились народным собранием). Был учрежден также избиравшийся по филам Совет четырехсот, имевший право предварительного обсуждения за­конов и предложений, принимавшихся затем на­родным собранием.

Солону также приписывают некоторые менее важные законы: так, он запретил вывоз зерна из Аттики, что объяснялось ростом городского населения Афин, и поощрял оливководство; сын мог не содер­жать престарелого отца, если тот не позаботился об обучении его какому-нибудь ремеслу, и некоторые другие. Законы Солона были вырезаны на четырех сторонах специальных вращающихся деревянных таблиц (аксонах), доступных для обозрения всем гражданам. Этот факт свидетельствует, кроме всего прочего, о значительном распространении грамот­ности в архаических Афинах. Законы Солона не устраивали аристократов-землевладельцев, против них выступала и радикально настроенная часть демо­са. Солон проводил среднюю линию, ориентировался на нарождающийся «средний класс», призывал дей­ствовать постепенно. Аристотель в трактате о госу­дарственном устройстве Афин приводит следующие стихи Солона:

 

Да, я народу почет предоставил, какой ему нужен –

Не сократил его прав, не дал и лишних зато.

Также подумал о тех я, кто силу имел и богатством

Славился, – чтоб никаких им не чинилось обид.

Встал я, могучим щитом своим тех и других прикрывая,

И никому побеждать не дал неправо других.

 

Может быть, именно поэтому установлениям Солона была суждена парадоксальным образом одновременно долгая и недолгая жизнь. Долгая по­тому, что на солоновском законодательстве было основано все афинское право, и Солон справедливо считался основателем Афинского государства. Не­долгая же из-за того, что после реформ Солона со­циальная борьба в Афинах продолжалась с еще большим ожесточением, и сам законодатель добро­вольно ушел в изгнание. Причиной было то, что ни одна из социальных групп не считала себя полнос­тью удовлетворенной солоновскими законами: ари­стократы-землевладельцы негодовали из-за отмены долгов, беднейшие крестьяне не добились передела земель.

На пятый и на десятый год после архонтства Солона в Афинах из-за борьбы политических груп­пировок не были проведены выборы архонтов (возникла анархия). Термин этот стал впоследствии нарицательным для обозначения безвластия. На­пряженной ситуацией в Афинах воспользовался один из аристократов – Писистрат, который около 560 г. до н.э., использовав приданных ему по реше­нию народного собрания дубинщиков, захватил ти­раническую власть в городе.

Правление Писистрата длилось с 560 до 528 г. до н.э., когда он умер, но прерывалось два раза его из­гнанием из Афин. Писистрат то конфликтовал, то вступал в союз с представителями различных груп­пировок аттической знати, в том числе с Мегаклом Алкмеонидом, и в конце концов ему удалось одолеть своих противников. Писистрат не изменил законы Солона, он как бы поставил себя выше их. Тем не менее тиран стремился подчеркнуть свою привер­женность соблюдению законов: вызванный на суд Ареопага в качестве ответчика, он явился на заседание. Его нововведениями были взимание подушного налога (1/10 или 1/20 части всех доходов) и организа­ция «судей по демам» – разъездных судебных колле­гий, которые решали мелкие дела, не отрывая кре­стьян от их повседневных дел.

Подобно другим тиранам Писистрат проводил ак­тивную культурную политику: с его именем обычно связывают организацию празднования Великих Панафиней, на которых проводились мусические и гим­настические состязания. К этому празднеству часто возводят истоки афинского театра, а панафинейские амфоры, вручавшиеся победителям состязаний, яв­ляются одной из вершин греческой вазописи. При Писистрате в Афинах были записаны поэмы Гомера, причем была произведена их окончательная редак­ция. Ко двору его сыновей были приглашены Симонид и Анакреонт – крупнейшие греческие поэты ар­хаической эпохи.

Тирания не смогла прервать естественный про­цесс развития афинского полиса, развития в сторо­ну демократии. Законы Солона заложили прочный фундамент для будущего государственного уст­ройства Афин, государственный строй солоновского времени афиняне V–IV вв. до н.э. называли «отеческим». Тирания, возможно, ускорила поли­тическое размежевание в Афинах и установление демократического правления. В конце архаического периода Афины выходят на передовые позиции в социально-экономическом развитии в Греции и ста­новятся одним из ведущих полисов.

 

Лекция 7

Демократические преобразования Клисфена:







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 429. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия