Студопедия — Темные века»: регресс, необходимый для прогресса
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Темные века»: регресс, необходимый для прогресса






 

Примерно с рубежа III и II тысячелетий до н.э. центром зарождения цивилизации в Греции стал остров Крит. Остров Крит удобно расположен к югу от Греции на пересечении торговых путей, ко­торые связывали Грецию с Египтом и Ближний Во­сток с Западным Средиземноморьем, а некоторая удаленность от материка способствовала безопас­ности его обитателей. Греки классического времени достаточно смутно представляли прошлое Крита. Существовала легенда о страшном человеко-быке Минотавре, который требовал человеческих жерт­воприношений. Афинскому герою Тесею удалось убить его и с помощью спасительной «нити Ариад­ны» выйти из лабиринта, где обитало чудовище. Местопребыванием Минотавра считался именно Крит. По преданию Критом в те далекие времена правил царь Минос, которому первому удалось установить «талассократию» – власть над морями. Вот что о нем писал историк V в. до н.э. Фукидид: «Как нам известно из предания, Минос первым из властителей построил флот и приобрел господство над большей частью нынешнего Эллинского моря. Он стал владыкой Кикладских островов и первым основателем колоний на большинстве из них и, из­гнав карийцев, поставил там правителями своих сыновей. Он же начал и истреблять морских раз­бойников, чтобы увеличить свои доходы, насколько это было в его силах».

Только после того как в первой трети XX в. ан­глийским археологом Л. Эвансом были проведены успешные раскопки на Крите, эти казавшиеся легендарными сведения получили подтверждение. В первой половине II тысячелетия до н.э. на острове были воздвигнуты огромные сооружения – дворцы, как их стали называть. Крупнейший из них – Кносский – насчитывал более трехсот помещений толь­ко на первом этаже (которых всего было, очевидно, три), причем стены залов украшали прекрасные фрески; дворцы были снабжены водопроводом и канализацией. Были обнаружены таблички с пись­менами («линейное письмо А») – таким образом, существовала письменность, хотя она и использо­валась в ограниченной сфере (для хозяйственных записей).

Очевидно, на Крите возникло государство, по­добное древневосточным деспотиям. Во главе его стоял царь, исполнявший и жреческие функции, существовала аристократия и дворцовые чиновни­ки, а низший слой населения обязан был платить налоги и выполнять повинности в пользу царя. Его центром был Кносс, в других частях Крита существовали вассальные царства, и там были воздвигнуты дворцы, подобные Кносскому, но значительно меньших размеров (в Фесте и Малии). Критяне не были греками, и обнаруженный археологами, но до сих пор не расшифрованный, знаменитый Фестский диск написан на языке до-индоепропейских обита­телей Средиземноморья. Искусство Крита этой эпохи удивительно спокойно и гармонично, в нем почти отсутствуют сцены войны и охоты – чисто мужских занятий, зато очень часты изображения женщин. Некоторые ученые считают, что женщины играли на Крите особую роль – им обязана крит­ская цивилизация своей стабильностью.

О жизни прилегающих к Криту островов можно судить по находкам на острове Фера (Санторин), где существовал значительный город, погибший около XV в. до н.э. Сохранились фрески, на кото­рых изображено возвращение в гавань большого флота, бытовые и религиозные сцены. Искусство Феры самобытно, хотя многие черты объединяют его с критским. Город погиб в результате изверже­ния вулкана, и раньше считалось, что это же из­вержение послужило главной причиной заката критской цивилизации (вследствие выпадения вул­канического пепла на Крит и уменьшения плодоро­дия земель). Однако результаты последних раско­пок не подтверждают это предположение.

Действительной причиной запустения критских дворцов было нашествие греков-ахейцев, вторгав­шихся на Крит с середины XV в. Кносский дворец был разрушен, и никогда больше не восстанавливал­ся. Крит превратился в окраину греческого мира. Од­нако значение критской («минойской» – так ее назва­ли по имени легендарного царя Миноса) цивилизации для Греции было велико. Критяне установили торго­вые связи с Египтом, с Восточным Средиземноморь­ем, впервые в Эгейском бассейне создали крупный морской флот. Даже в Египте «страна Кефтиу» (т.е. Критское царство) считалось могущественной держа­вой. Но с середины II тысячелетия до н.э. политиче­ским и экономическим лидером Эгейского бассейна становится Балканская Греция.

Крупнейшим центром становятся Микены – го­род в Арголиде, на севере Пелопоннеса, и поэтому созданную ахейцами цивилизацию называют ми­кенской. Менее значительные центры микенской цивилизации существовали в XV – XII вв. до н.э. в Тиринфе и Пилосе (Пелопоннес), Афинах, Фивах и Орхомене (Средняя Греция) и в некоторых других местах.

Сохранившиеся «шахтные гробницы» микен­ских царей свидетельствуют об их могуществе и богатстве. Микенское искусство, несомненно, испы­тало влияние критского, но в целом самостоятель­но. Очень часто встречаются сцены войны или охо­ты, что свидетельствует о воинственности микен­ской знати. Греки позднейшего времени называли стены микенского времени, воздвигнутые из огром­ных каменных квадров, циклопическими; по их мнению, только мифические одноглазые великаны-циклопы (киклопы) могли построить такие соору­жения. Облик микенских владык донесли до нас погребальные золотые маски из шахтных гробниц.

Ахейские греки переняли у критян слоговое письмо и, приспособив его к своему языку, создали «линейное письмо Б», знаки которого обозначали слоги. Письмо это было расшифровано в середине нашего столетия английским ученым М. Вентрисом, и стало возможным прочитать таблички «пилосского архива». Как и на Крите, в Микенах и других центрах микенской Греции письменность использовалась исключительно для хозяйственных нужд: для фиксирования повинностей, перечисления за­пасов и т.п. Во главе государства стоял царь – «ванакт». При дворцах существовал значительный штат чиновников и рабов, но основную массу насе­ления составляли крестьяне-общинники, которые должны были выплачивать натуральные подати и нести трудовую повинность.

Микенская цивилизация просуществовала до XII в. до н.э. Ко времени около 1220 г. до н.э. относится поход на Трою, предпринятый ахейцами во главе с микенским царем Агамемноном. Этот по­ход частично был описан много веков спустя в «Илиаде», и археологические раскопки подтверди­ли его реальность. Троя была крупным городом и важным торговым пунктом недалеко от Дарданелл (Геллеспонта). Ахейцам после долгой (по преда­нию – десятилетней) осады удалось взять и разру­шить Трою, но это было последнее совместное предприятие и последнее достижение ахейцев. В этот период в Восточном Средиземноморье – от Египта до Балкан – происходит переселение наро­дов. Ахейские государства около 1200 г. до н. э. подверглись нашествию дорийцев. Некоторым цен­трам удалось ненадолго оправиться, но после 1150 г. до н.э., когда произошло очередное втор­жение, жизнь в них окончательно замирает.

 

 

Пришельцы, вторгшиеся в Среднюю Грецию и Пелопоннес, находились на более низком уровне раз­вития, жили племенной организацией, но им удалось сокрушить ахейские царства. Определенную роль в этом сыграло то, что ахейцы использовали бронзовое оружие, а пришельцы знали железо. Ахейское насе­ление Греции не исчезло, а в некоторых областях (Аттика, Аркадия, Ахайя) оно осталось преобла­дающим, но дорийцам удалось уничтожить верхушку микенского общества, разрушить дворцы, и центра­лизованная социальная система, не имевшая глубокой основы в крестьянских общинах, рухнула. Письмен­ность была забыта, и только в эпосе сохранились вос­поминания о могущественных микенских владыках.

Греция вновь вернулась к племенному укладу, однако это нельзя считать только регрессом. Благодаря крушению критских и микенских царств соци­альное развитие в Греции не повторило путь Востока, путь преобладания абсолютных деспотий и зависимых крестьянских общин. Греция пошла своим собственным путем. Но микенцы предварили многие дальнейшие достижения греков, и неудивительно, что колонии, которые греки основывали позже, во время Великой греческой колонизации, часто осно­вывались на месте существовавших задолго до них торговых факторий критян и микенцев.

В результате вторжений дорийцев в конце XII – начале XI в. до н.э. греческое общество было от­брошено в социальном смысле назад, к первобыт­ности. Микенская цивилизация исчезла, исчезла письменность, наступили так называемые «темные века» (XI – IX вв. до н. э., некоторые исследователи продлевают их до середины VIII в. до н.э.). Рекон­струировать происходившие тогда в греческом об­ществе процессы можно по данным археологии, привлекая также сведения из поэм Гомера.

Дорийское вторжение было только частью пе­ремещений племен в этот период. Дорийцы про­шли через всю Грецию и осели на большей части Пелопоннеса. Автохтонное (местное) население осталось в горных областях Пелопоннеса – Арка­дии и Ахайе, а также в Аттике и на острове Эвбея. Параллельно шло заселение греками островов Эгейского архипелага и западного побережья Малой Азии. Дорийцы поселились на островах Крит и Родос и в южной части Малой Азии, ионийцы (потомки ахейцев) заселили острова Хиос, Самос и центральную часть западного побережья Малой Азии, а эолийцы, еще одно греческое племя, посе­лились на острове Лесбосе и в северной части ма­лоазиатского побережья Эгейского моря. Ионийцы, дорийцы и эолийцы говорили на разных диалектах греческого языка.

Контраст между археологическими находками, относящимися к микенскому времени и к «темным векам», поразителен. Исчезает расписная керамика, изделия из бронзы, исчезают дворцы с их укрепле­ниями, исчезают таблички с линейным письмом и многое, многое другое. На смену захоронениям в ка­менных гробницах приходят индивидуальные захо­ронения в ямах, а кое-где кремация в урнах. В связи с разрывом внешних связей иссяк приток олова для изготовления бронзы, и кое-где даже вновь появля­ются каменные обсидиановые наконечники. Но по­степенно появляется железо, сначала привозное с острова Кипр, а затем и местного производства. Это был главный (если не единственный) элемент техно­логического прогресса в «темные века». Бронзовый век на территории Греции сменяется железным.

Основой экономики этого времени было, конеч­но, сельское хозяйство, и характерными для него были уже средние и мелкие хозяйства крестьян. После уничтожения завоевателями-дорийцами ми­кенских дворцов и их хозяйств крестьяне, очевид­но, стали владельцами земли (возможно, кое-где по-прежнему осуществлялись ее периодические пере­делы). Исчезает микенский ванакт (царь). Басилеи, которых так часто упоминает Гомер, существовали уже в микенскую эпоху в качестве местных, зави­симых правителей. С исчезновением дворцов они стали независимы от какого-либо верховного пра­вителя, но традиционный перевод на русский язык термина «басилей» словом «царь» весьма условен. Басилеев было несколько: как на родном острове Одиссея Итаке, так и на сказочном острове феаков, где их было даже тринадцать. Басилеи были вер­хушкой «лучших людей», знати, обладавших влас­тью, могуществом и богатством в этом достаточно примитивном обществе. Повседневная жизнь гоме­ровской знати мало отличалась от жизни простона­родья: Гомер описывает басилеев, обедающих вместе со своими рабами, царская дочь Навсикая стирает одежду своего отца.

Политическая власть и военное руководство были полностью в руках знати, но народное собра­ние как институт существовало, и в принципе лю­бые важные решения требовали его одобрения. Однако инициатива человека из простонародья пресекалась. В «Илиаде» описан случай с Терситом, которого избил Одиссей за то, что тот посмел вы­сказать мнение, противоположное мнению басилеев и знати. Труд рабов использовался незначительно и нерегулярно, преобладали женщины-рабыни.

В эту эпоху складываются религиозные пред­ставления греков. В их основе лежал Олимпийский пантеон – боги, по мнению греков, обитали на вершине горы Олимп в Северной Греции. Верховным богом был Зевс. Каждый греческий полис имел бо­га (или богиню), главного покровителя: так, в Афи­нах это была Афина, в Аргосе – Гера и т.п. Впро­чем, везде признавалось главенство Зевса как вер­ховного божества. Некоторые святилища имели общегреческий характер: храмы Аполлона в Дельфах и на Делосе, Зевса в Олимпии и Додоне и др. Верования греков выражались в мифах, жерт­воприношения (животных, растений, плодов) со­вершались в специально построенных храмах.

В Греции в этот период (за исключением Кипра) не было письменности, но отсутствие письменности не означает отсутствия литературы, и приписы­ваемые слепому сказителю (аэду) Гомеру поэмы «Илиада» и «Одиссея» являются вершинами миро­вой эпической поэзии. Впоследствии «Илиада» и «Одиссея» были записаны (это произошло в VI в. до н.э. в Афинах при тиране Писистрате) и стали классикой древнегреческой литературы, а со вре­мени Возрождения многократно переиздавались и переводились в Европе (классическими русскими переводами считаются перевод «Илиады», выпол­ненный Н.И. Гнедичем, и перевод «Одиссеи», сде­ланный В.А. Жуковским).

В «Илиаде», содержащей в себе около 15 тысяч строк поэтического текста, описываются события шести недель из десятилетней осады Трои (Илиона) греками, начиная от ссоры греческих вождей Ахилла и Агамемнона и кончая погребением Пат-рокла, друга Ахилла, и возвращением тела троянского героя Гектора. «Одиссея», которая немногим короче, повествует о возвращении одного из пред­водителей греков Одиссея из Трои домой, на ост­ров Итаку.

Поэмы эти считались написанными на мифоло­гические сюжеты, пока немецкий исследователь и купец Генрих Шлиман не раскопал (грабительски, разрушив многие слои) в конце XIX в. Трою и не доказал реальность Троянской войны. Долгое вре­мя дебатировался вопрос о том, существовал ли на самом деле слепой сказитель Гомер или ему просто приписали плоды устного народного творчества. В настоящее время наиболее распространенным яв­ляется мнение о том, что «Илиада» появилась в окончательной форме в середине VIII в. до н.э., «Одиссея» – несколько позже. Компьютерный ана­лиз терминологии свидетельствует в пользу того, что у обеих поэм был один и тот же автор. Гоме­ровские поэмы «многослойны»: в них есть отрывки, характеризующие общество микенской эпохи, но гораздо чаще описываются реалии «темных веков». Как видно из данных эпоса, общество «темных ве­ков» представляло собой достаточно сложную си­стему с ярко выраженной иерархией.

Лучшей характеристикой конца «темных веков» являются рисунки на так называемых «дипилонских амфорах» – амфорах и кратерах из Дипилонского некрополя в Афинах. Эти монументальные сосуды (некоторые из них – в рост человека), относящиеся к первой половине VIII в. до н.э., были надгробными памятниками на могилах аристократов. Кроме погребальных сцен на них сохранились изображения и батальных сцен, процессий воинов и т.п. Знать стремилась прославить свою доблесть, продемон­стрировать превосходство над демосом (народом), т.е. основной частью граждан города). Острые социаль­ные противоречия между знатью и демосом станов­ятся стержнем социального развития Греции в ар­хаическую эпоху, которая приходит на смену «темным векам».

 

Лекции 3–4







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 502. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия