Тема 2. Палеолит.
Периодизация плейстоцена и древнекаменного века. Биологическая систематика о человеке и его ближайшем окружении. Изменение взглядов на проблему происхождения человека и Homo Sapiens. Вклад популяционной генетики в проблему антропогенеза. Новое в палеоантропологии. Гипотезы о локализации прародины человечества. Олдувайская эпоха. Австралопитек, хабилисы и эректусы. Древнейшие орудия. Памятники «европейского» олдувая. Огонь на службе «европейских» гоминид. Ашельская эпоха. Траектория, ареал и время расселения архантропов/эректусов в Евразии. Три линии развития в раннем палеолите в Европе. Особенности ашельской индустрии в Средней Азии и Юго-Восточной Азии. Долговременные стоянки архантропов в Европе (Терра Амата, Королево). Революция в технологии получения орудий: появление нуклеуса. Мустьерская эпоха. Проблема датирования и генезиса древнейших памятников мустье. Регионы с непрерывным развитием от позднего ашеля к мустье в Восточной Европе и от мустье к верхнему палеолиту (Королево). Наиболее документированный переход от мустье к верхнему палеолиту – на Алтае (Денисова пещера, Кара-Бом, Усть-Каракол). Специализация охоты в мустье и значение этого факта. Прогресс технологии и число орудий. Древнейшие формы религии; первые искусственные захоронения палеоантропов; древнейшие проявления культа животных. "Мальчик из Тешик-Таша" и его антропологические характеристики. Гипотезы о преемственности сапиенсов от неандертальцев (А.Хрдличка, Ф. Вейденрейх, М. Уолпофф, Г.П. Григорьев, А.П. Деревянко) и об отсутствии такой преемственности (независимая линия эволюции сапиенсов – М. Буль и современная теория происхождения сапиенсов в Африке и вытеснении ими неандертальцев Европе и Азии). Поздний палеолит. Периодизация и общая характеристика верхнего (позднего) палеолита. Связь общей и региональных периодизаций. Ареал верхнепалеолитических памятников Северной Евразии. Теория моноцентризма в возникновении человека современного вида, по данным антропологии и генетики, Время появления сапиенсов в Евразии, Америке и в Австралии. Стоянки и погребения. Тип нуклеуса у Homo Sapiens и технологическая революция в виде «индустрии на пластинах». Сосуществование мустьерской и верхнепалеолитической традиции (Костенки)-свидетельство в пользу гтпотезы моноцентризма происхождения человека современного вида. Доказательство осуществления далеких и относительно быстрых миграций в позднем палеолите -- каменная скульптура из Костенок и Виллендорфа). Позднепалеолитические жилища. Комплексно исследованные верхнепалеолитические памятники Европы (Костенки и Молодово). Homo Sapiens – носитель совершенной палеолитический индустрии, первой универсальной формы социальной организации (раннеродовая община), изначально единого языка (с продолжением его развития в форме лингвистической непрерывности). Единство представления о трехчастной структуре мира и древнейшей бинарной оппозиции богов Верхнего и Нижнего мира у всех народов мира. Первая модель мира -- миф о Мировом древе; древнейшее изображение Мирового древа в пещере Ласко 17 тыс. л.н. и его этнографические аналоги у народа Сибири, долган. Палеолитическое искусство. Зарождение жанров искусства. Репертуар изображаемых животных. Ареал и датировка памятников франко-кантабрийского искусства. Его восточноевропейские параллели. Культ женского божества в ареале от Центральной Европы до Сибири. Богиня-мать в мифах народов мира. Умирающий и воскресающий зверь и его антропоморфная трансформация в эпохе «неолитической революции». Значение верхнепалеолитического искусства как свидетельство уровня развития сапиенсов. Финальный палеолит. Последнее похолодание плейстоцена (дриас I-III). Лингби, Аренсбург и Свидер – археологические культуры «охотников на северного оленя»в приледниковой степи около Балтийского ледового щита в 12-9 тыс.. Лук и стрелы: время и место их появления. Приручение волка, появление собаки в конце позднего палеолита и значение этого события. Миграции двух групп «свидерцев» 9 тыс. до н.э., «охотников на северного оленя», на юг в Малую Азию и Крым. Данные лингвистики и мифологии. Языковые макросемьи в конце палеолитической эпохи (афразийская, евразийская, ностратическая). Степень соответствия данных лингвистики о макросемьях данным о появлении археологических культур в Евразии в финале палеолита и в Восточном Средиземноморье (афразийцы-натуфийцы: В.А.Шнирельман- А.Ю. Милитарев) племен. Малоазийские и крымские «свидерцы» как археологические эквиваленты соответственно ранним праиндоевропейцам и прауральцам+праалтайцам. Евразийцы-свидерцы в Малой Азии и начало индоевропейской истории около 9/8 тыс. до н.э. Сходство мифов о сотворении мира, о волке, о луке и стрелах у народов Северной Евразии как доказательство существования в Восточной Европе в 9 тыс. древнейшей культурно-лингвистической общности или ареального союза будущих праиндоевропейцев, прауральцев и праалтайцев.
|