Тема 8. Эпоха палеометалла (раннебронзовый век Кавказа).
Индоевропеизация Предкавказья и Северного Кавказа (2 этап: протохетты, древнеевропейцы, индоарии 23-20 вв.). Время первогопоявления в степях Причерноморья из степей Потисья курганного обряда. Курганы как форма надмогильного сооружения в Старом Свете и время их строительства. Курганы в пространстве и во времени. Сходство и различия. Термин М. Гимбутас «курганная культура» и недостаточность признака «курган» для этнокультурной атрибуции. Кубано-днепровская культура с повозками и плоскодонной керамикой(КДК) и классическая древнеямная культура (ДЯК) с яйцевидными сосудами и костяными молоточковидными «булавками» от Побужья до Предкавказья. Их индоевропейские корни в памятниках III тыс. до н.э. Центральной Европы. по данным археологической типологии. Археологические признаки сходства и различия КДК и ДЯК. Данные лингвистики о пребывании индоариев в Северном Причерноморье: индоарийская этимология топонимов, древних и сохранившихся до наших дней, в Северном Причерноморье, Крыму, Прикубанье и Закубанье (по О.Н. Трубачеву) в ареале КДК и установление лингвистической атрибуции культуры с повозками. Данные ареальной лингвистики о контактах индоариев с финно-уграми в лесостепной днепро-донецкой зоне Восточной Европы как необходимое условие локализации арийских культур в Северном Причерноморье (В.И. Абаев). Дальнейшая судьба носителей КДК: миграция части индоариев в Северную Месопотамию; катакомбная, киммерийская и сарматская фазы развития оставшихся кубанских индоариев (меотов, синдов, дандариев). Гипотезы о генезисе древнеямной культуры: 1) на основе среднестоговской; 2) на основе хвалынской; 3) на основе репинской культуры; 4) на основе культуры курганных погребений Центральной Европы с повозками смешавшейся с автохтонами Лесостепи. Аргументы против концепции о зарождении древнейшей ямной культуры в Поволжье. Взаимодействие части населения кубано-днепровской культуры (с плоскодонной керамикой) с лесостепными неолитическими культурами и как результат выделение из КДК древнеямной культуры с яйцевидными сосудами («праиранцы»). Репинская культура как второй компонент древнеямной культуры. Тысячелетнее присутствие в степях Восточной Европы праиранцев(= ариев за минусом индоариев). Два очага металлургии и металлообработки на Кавказе в 23 в. до н.э. Куро-аракская культура и картвело-хурритская атрибуция ее. Майкопская культура, ее северомесопотамское происхождение и ее западносемитская атрибуция. Ареал, периодизация, хронология, происхождение и характеристика памятников этих культур.Проблема бесследного исчезновения майкопской культуры.Западные семиты и пракартвелы – соседи первых индоевропейцев (индоариев, праиранцев) и древнеевропейцев на Северном Кавказе, по данным лингвистики. Культура дольменов Новосвободной (древнеевропейцы + протохетты) Ареал, хронология, характеристика погребальных памятников. Ее центральноевропейские корни. Усатовская и кеми-обинская культуры, культура шаровидных амфор Прикарпатья как начальные звенья формирования новосвободненского комплекса на северо-западе Восточной Европы. Местная подоснова новосвободненской культуры в виде культуры с накольчато-жемчужной керамикой предшествующего. домайкопского горизонта. Связь новосвободненской культуры с кубано-днепровской культурой на Кавказе (повозки, амфоры, кубки). Ограниченные ареальные контакты новосвободненской и майкопской культур (формы бронзового оружия – топоры). Вытеснение (?) с Кавказа носителей майкопской культуры «новосвободненцами». Ареальные контакты новосвободненской и куро-аракской культур. Ближневосточные аналоги новосвободненским копьям с насадом из памятников Малой Азии и Месопотамии периода Раннединастического III-Аккадского (24-23 вв. до н.э.). Хеттская атрибуция части комплекса новосвободненской культуры, по совокупности данных археологии, письменных источников, ареальной лингвистики. Дольмен– каменный дом для погребения хеттских царей. Древнеевропейская атрибуция основной части новосвободненского комплекса. Пракартвело-индоевропейские и пракартвело-"древнеевропейские" связи по данным лингвистики. Курганный могильник Дзуариакау в Северной Осетии со смешанными элементами ранней кубано-терской и поздней куро-аракской культуры как доказательство локализации контактов картвел и индоевропейцев в Центральном Предкавказье.
|