Тема 7. Эпоха палеометалла (раннебронзовый век евразийских степей).
Экологический кризис IV/III тыс. Зарождение ранних государств в долине Нила, в Месопотамии. Переходный период от энеолита к бронзовому веку в Европе, распад поздней праиндоевропейской общности в начале III тыс. до н.э. и начало восточных миграций индоевропейцев. Смена хозяйственно-культурного типа у части носителей «древнеевропейских» языков и переход к пастушеской экономике. Смещение культуры воронковидных кубков к югу, в междуречье Дуная и Тисы, в область культуры Лендьел. Образование смешанных памятников на основе КВК и Лендьела IV (иначе говоря, горизонт Болераз-Баден в Потисье). Сосуществование раннего Бадена и находок конеголовых скипетров в одном хронологическом периоде. Сосуществование классического Бадена, культуры Бодрогкерестур и культуры курганов с повозками и древнеямным обрядом, плоскодонной керамикой. Идентификация этих процессов с образованием греко-арийско-тохарской области (28-25 вв.). Членение греко-арийско-тохарской области и продвижение в Прикарпатье первых курганов с «древнеямным обрядом», датируемых керамикой Кукутень АВ-Триполье В1/В2. Проблема культурной (ямная или доямная?) и лингвистической (пратохары или праарии?) атрибуции этих курганов Доместикация лошади и выдвижение к югу первых конных пастухов, отмеченное находками скипетров в верхнем слое земледельческих поселений. Последующее опустошение земледельческих поселений Юго-Восточной Европы с образованием «степного горизонта»=Болераз-Сэлкуца IV-Чернавода на этих поселениях с параллельным исчезновением Гумельницы и трансформацией Кукутень А-Триполья В. Локализация анатолийской лингвистической общности в Нижнем Подунавье. Понятие «индо-хеттский праязык» как параллель существованию первых производных культур винчанского круга и вторых производных Винчи, культур, сложившихся под сильным влиянием Винчи. (IV тыс.). Распад анатолийской языковой общности 4 тыс. в форме расхождения генетически родственных культур Гумельницы (протолувийцев) и Кукутень-Триполья (протохеттов). Проблема исчезновения Гумельницы и связь этого события с началом Раннебронзового века Анатолии. Индоевропеизация степей Евразии (1 этап индоирано-тохарский до 23 в. до н.э.). Появление конных пастухов в Северном Причерноморье. Трансформация культуры Кукутень-Триполье под воздействием баденской экспансии в Центральной Европе. Усиление контактов трипольцев с автохтонами Лесостепи – племенами от Днепра до Волги (среднестоговско-хвалынские памятники).Параллельное существование и контакты лесостепной автохтонной среднестоговско-хвалынской КИО с пришлой группой пастухов, характеризуемой конеголовыми «скипетрами» (новоданиловская группа центральноевропейского происхождения). Балканский металл в новоданиловских памятниках и в погребениях хвалынской культуры как свидетельство направления движения пастухов с запада на восток, из Подунавья в степную азово-каспийско-черноморскую зону. Финно-угро-тохарские изоглоссы как отражение этих контактов и доказательство формирования культуры «пратохар» в Северном Причерноморье. Продвижение пастухов на восток, от Днепра до Волги и Кавказа. Хронология их перемещения и отражение участников этого процесса в составе нижнего слоя многослойного поселения Михайловка (ранняя КШК+ триполье С + Средний Стог II). Бескурганные погребения со скипетрами и единство доямного (Михайловка I-II) в Азово-Черноморье, Нижнем Подонье (Константиновка), в Поволжье и домайкопского горизонтов на Северном Кавказе (Мешоко. Ясенова поляна и др.), в Предкавказье (Джангар, Архара). Керамика с «накольчато-жумчужной» орнаментацией и находки скипетров в поселениях домайкопского горизонта Северного Кавказа (Ясенова поляна). Репинскаякультура Среднего Подонья (Михайловка, второй слой) и участие ее в формировании культуры домайкопского горизонта на Кавказе. Первые восточные миграции ариев (индоиранцы) и грунтовые погребения Северного Причерноморья доямного горизонта с «ямным обрядом», с остродонными и круглодонными сосудами. «Скипетры» в Заволжье как индикатор дальнейшего продвижения пратохар на восток. История обнаружения и дешифровки древнейшего индоевропейского (тохарского) языка. Афанасьевская культура, ареал, хронология, происхождение погребального обряда (бескурганные погребения) и культурного комплекса (остродонные, орнаментированные по всей поверхности и шарообразные сосуды) как свидетельство появления индоевропейцев-пратохар в Южной Сибири. Афанасьевские курильницы и их связь с КШК Европы. Синхронизация афанасьевской, новосвободненской культур и Нижней Михайловки по курильницам. Отражение самой дальней индоевропейской миграции («тохарской») в археологических материалах (новоданиловских/среднестоговских и афанасьевских). Энеолит юга Средней Азии: культура Намазга I–III и ее генетическая связь с энеолитом Северного и Центрального Ирана.
|