Студопедия — Проблема ценностных ориентаций личности, Понятие смысла жизни.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Проблема ценностных ориентаций личности, Понятие смысла жизни.






Одной из центральных проблем философии человека является проблема смысла жизни, которая напрямую связана с выбором человеком ценностных ориентаций своего существования. Ценность – это понятие, выражающий положительную значимость каких-либо явлений в системе общественно-исторической деятельности людей. Значимость эта обусловливается, во-первых, объективными свойствами самих явлений, во-вторых, объективными потребностями людей как субъектов деятельности, в-третьих, культурно-историческим развитием общества. Таким образом, природа ценности в своей основе объективна, в связи с чем они могут выступать важнейшим критерием для выбора человеком целей, форм и средств своей деятельности, а также для отбора и систематизации фактов истории.

Объективная природа ценностей делает не только возможным, но и необходимым существование так называемых общечеловечес­ких ценностей. К ним, прежде всего, относятся: сама человечес­кая жизнь, здоровье, знания, свобода и другие. Хотя не все они, не во все времена и не каждым человеком осознавались как выс­шие ценности человеческого существования.

Следует при этом отметить, что все ценности в той или иной мере имеют относительный характер: ценное для кого-то в дан­ное время и в данном отношении может оказаться менее ценным или же вообще не имеющим ценности для другого в другое время или другом отношении. При этом в конкретно-исторических ус­ловиях и для конкретных субъектов деятельности складывается определенная «иерархия ценностей». Ценности отража­ются в сознании людей в виде оценок, которые могут быть как истинными, так и ложными, что делает их еще более относитель­ными, чем сами ценности.

Общество всегда стремилось и стремится удержать главные, существенные для себя оценки в определенных рамках. Для это­го в качестве критериев оценки оно выдвигает образцы, стереоти­пы в виде норм, правил, идеалов и т.п., выступающих формаль­ными и неформальными регуляторами общественной жизни.

Поиск смысла жизни относятся к высшим социально-духов­ным потребностям человека, а его достижение – к важнейшим целям его деятельности. Люди преследуют свои собственные цели, видя в них смысл жизни. Но это совсем не значит, что смысл жизни чисто субъек­тивен. Человек - общественное существо, а вся общественная жизнь - деятельность самих людей. Личные и общественные задачи входят в деятельность человека, осознаются им как цели его жизни. Вот эта осознанность целей и ценностей и состав­ляет субъективную сторону смысла жизни, т. е. то, в чем видит его сам человек. Объективная же сторона смысла жизни - это то, в чем видит его общество. Оно заинтересовано, чтобы человек видел смысл своей жизни в максимальном содействии его стратегическим целям, но человек при этом не должен использоваться лишь как средство, даже для достижения гуманных целей.

Когда говорят о смысле жизни, обычно подразумевают не все «дерево целей», а лишь что-то главное в жизни, основную, наи­более важную цель. Выделение главного, основного в смысле жизни человека позволяет не погрязнуть в мелочах быта, мобилизовать свои силы на решение важнейшей цели. Если брать эту цель в ее предельном обобщении, то можно отметить, что во всей истории человечества и, соответственно, в истории философской мысли, начиная с античной, прослеживаются две диаметрально противо­положные концепции смысла жизни. Эта противоположность мо­жет быть лаконично сформулирована таким образом: «иметь» или «быть»?

Как показывает исторический опыт, распростра­ненность в обществе той или иной ценностной установки зависит от многих факторов, но, прежде всего от утвердившегося в нем типа общественных отношений.

Концепция «иметь» могла получить распространение и стать превалирующей только в обществе, где господствовали отноше­ния частной собственности, поскольку сама природа «имения», т. е. обладания, вытекает из характера именно таких обществен­ных отношений. Однако обладание имеет двойственную природу. С одной стороны, как я сам себя, так и общество меня оцениваем часто с позиции того, чем и в каком количестве я обладаю. И если эта оценка и самооценка являются для меня важнейшими, я готов приложить любые усилия для возвышения своего статуса обладателя. Но, с другой стороны, вещи, которые я страстно желаю и имею, сами, в определенном смысле, облада­ют мной, поскольку их отсутствие, утрата или поломка тяжело переживаются и сказываются на моем здоровье, прежде всего пси­хическом.

Теперь обратимся к противоположной позиции - «быть». Эта жизненная установка означает постановку и реализацию челове­ком такой программы своей жизнедеятельности, которая бы от­вечала его подлинной сути, реализовывала бы, прежде всего его потребности во всестороннем раскрытии своих творческих спо­собностей, в общении с другими людьми, в социальной активнос­ти во имя общественных интересов.

Необходимо при этом отметить, что между отмеченными кон­цепциями нет неразрешимого противоречия. Ведь для того, что­бы «быть», т. е. реализовывать лучшие человеческие качества, необходимо иметь определенное количество материальных и ду­ховных благ, причем в достаточно широком наборе. Речь, следо­вательно, должна идти не о полном отказе от материального бла­гополучия, а о таком оптимальном сочетании двух смысложизненных установок, при котором приоритет все же остается за ориентацией на воплощение лучших человеческих качеств.

Нужно подчеркнуть также, что при рассмотрении понятия смысла жизни нельзя ограничиться лишь главной его составляющей, несмотря на всю ее исключительную важность. Сведение смысла жизни к одной, даже самой важ­ной цели, к одному из компонентов - метафизично, т.к. стра­дает односторонностью. Диалектический же подход к той про­блеме, требующий целостного, системного ее рассмотрения, при учете иерархии целей и ценностей в жизни и деятельности чело­века, позволяет ликвидировать эту односторонность. При этом важно иметь в виду, что каждый из компонентов смысла жизни не только взаимосвязан друг с другом и может действовать од­новременно, но их соотношение (иерархия) меняются в ходе исторического развития общества и обогащения жизненного опы­та личности.

 







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 475. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия