Общественный прогресс и его критерии.
Одним из центральных в социальной философии является вопрос об общественном прогрессе. В своих взглядах на историю философы разделились на две основные группы: 1) те, кто рассматривают историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный закономерности и какой-либо направленности; 2) те, кто видит в истории определенную логику, считая ее направленным, закономерным движением по пути прогресса. Приступая к рассмотрению этого вопроса, необходимо уяснить, прежде всего, само понятие «прогресс», отличив его от понятий «движение» и «развитие». Как известно, понятие «движение» означает в философии всякое изменение, включая обратимые и хаотические. Развитие же понимается как процесс необратимых изменений, имеющий определенную направленность. Направлением таких изменений в разных философских концепциях могут выступать восходящая или нисходящая линия, движение «по кругу» или же «по спирали». Прогресс в диалектической концепции развития – это поступательное движение по восходящей линии спирали, от простого к сложному. Противоположным по содержанию и форме является понятие «регресс», означающее движение по нисходящей линии от высшего к низшему, т.е. упадок, деградацию. Идея исторического прогресса появилась во второй половине XVIII в. в связи с объективными процессами становления и развития капитализма. Творцами его первоначальных концепций были французские мыслители Тюрго и Кондорсэ. Впоследствии свою, более глубокую трактовку понятия прогресса дал Г. Гегель. Он пытался показать историю общества как единый закономерный процесс развития от низшего к высшему, в котором каждая историческая эпоха выступает как обязательная ступень в восходящем движении человечества. Его концепция была идеалистической, трактовавшей всемирную историю как прогресс прежде всего в сознании свободы, движение от одной духовной формации к другой. К. Маркс и его последователи, исходя из материалистического понимания истории, связали общественный прогресс с развитием материального производства, с движением общества от одной общественно-экономической формации к другой. В соответствии с этой позицией общественный прогресс определяется как такое изменение и развитие социально-экономических структур общества, при котором создаются условия для все более успешного развития производительных сил и на их основе для все более полного развития человека, для повышения благосостояния народа. Исходя из такого понимания прогресса, решается вопрос и об его критериях. Это прежде всего уровень развития производительных сил, обеспечивающий производительность общественного труда. А поскольку основной предпосылкой, условием проявления этого критерия выступают производственные отношения, то они также становятся важным показателем прогресса. И то, и другое, в свою очередь, получает итоговое выражение в степени, мере развития человека как личности. Однако при оценке прогрессивности или регрессивности того или иного общественного строя нужно учитывать целый ряд обстоятельств. Во-первых, уровень развития производительных сил может быть сколь угодно высоким, но при этом возможна ситуация, когда продукта едва-едва хватает на покрытие расходов по его производству. То есть избыток продуктов над издержками их производства может быть скудным и даже нищенским даже при самой высокой материально-технической базе. Во-вторых, избыток может быть и достаточно большим, но из него нужно еще уметь образовать и накопить общественный, производственный и резервный фонд, а не растранжирить его без всякой общественной пользы и тем более не превратить в чудовищное оружие самоуничтожения. Отсюда следует, что при оценке степени прогрессивности того или иного общественного строя далеко не достаточно ссылаться только на развитие производительных сил. Необходимо учитывать социальные последствия их развития: во имя чего они развиваются, как это отражается на жизни человека – важнейшего элемента производительных сил. Истинный критерий достижений, успеха любого общества - не столько производство товаров, сколько нравственный облик и образ жизни людей, их духовный мир. Необходимо также отметить, что, признавая исторический прогресс в общественном развитии, нельзя его абсолютизировать, поскольку он всегда включает в себя элементы старения и разрушения отживших свое общественных систем. Кроме того, прогресс в одной сфере жизни общества может сопровождаться определенным регрессом в другой. Так, к примеру, прогресс в области информатизации и компьютеризации при определенных условиях ведет к снижению личных контактов между людьми, их, если можно так выразиться, «сердечного» общения и взаимопонимания. Не менее вредны оказываются порой его последствия для психического и физического здоровья, особенно подрастающего поколения. Достаточно бурное развитие общественного и особенно личного транспорта приводит к гиподинамии, что также сказывается на здоровье людей, повышая количество сердечно-сосудистых заболеваний. Вот почему прогрессивное общество должно всячески минимизировать, если не удается полностью исключить такие последствия. Наряду с концепциями признания общественного прогресса есть немало противоположных, связанных с его отрицанием. Среди «нигилистов» – Ф. Ницше, О. Шпенглер, К. Поппер, Ф. Фукуяма и др. Они исходят из того, что количество зла в мире не уменьшается, жизнь людей в итоге не улучшается, в обществе происходят только «изменения», существуют лишь вечные круговороты и т. д. Утверждение и развитие идеи прогресса идет поэтому в постоянной борьбе с «нигилистическими» и другими взглядами, оно связано с отстаиванием такого диалектического понимания истории, которое предполагает ее противоречивость, отсутствие прямой, исключающей зигзаги и регрессивные, попятные движения, линии восхождения к лучшему и совершенному, учет новых социально-экономических реалий.
|