Культура и общество
Термин «культура» (лат. cultura — возделывание, обработка, воспитание, развитие) возник в Древнем Риме. Первоначально он означал возделывание почвы, ее культивирование, в нем отражался факт воздействия человека на природу. Вместе с тем само явление, позднее обозначенное термином «культура», было замечено и выделено общественным сознанием задолго до того, как появился этот термин. Древнегреческое «techne» (ремесло, мастерство, искусство) также обозначало человеческую деятельность, изменяющую природный мир. Античная философия связывала культуру с воспитанием и обучением человека, рассматривая ее как средство, с помощью которого можно довести телесное состояние человека до космического совершенства. Средневековая философия утверждает, что культурное развитие возможно лишь в результате приобщения к Богу, даже само понятие культуры выводя из понятия «культ». Для философии Возрождения культура – средство формирования соответствующей гуманистическому идеалу человека универсальной личности, свободной, критичной, образованной, активно участвующей в общественной жизни. Философия XVII-XVIII вв. понятие культуры отождествляет с понятием разумности. К разуму обращались к нему как к неподкупному «высшему судье» в познании, искусстве и всех других человеческих делах. Культура здесь неотделима от свободы человека, достоинств и величия его души. В то же время в философии Просвещения возникает и критическое отношение к культуре. Так, Ж.Ж. Руссо, например, считал, что природа человека, содержащая огромные потенциальные возможности, извращается культурой, которая включает в себя ложные социальные условности, идеалы и т.д. Классическая немецкая философия отождествляет культуру с духовными ценностями, противопоставляя их ценностям материальным, бездуховным. Подлинно культурное существование человека связывается со сферой или морального сознания (И. Кант), или философского сознания (Г.В. Гегель). Марксистская философия не ограничивает культуру духовной областью. Она рассматривается как специфическая характеристика определенного уровня развития общества, один из показателей общественного прогресса. «Каждый шаг вперед на пути культуры был шагом к свободе» (Ф.. Энгельс). Культура включает в себя как вещественно-предметные и духовные результаты деятельности, так и реализуемые в деятельности людей их субъективные возможности, являясь показателем развития творческих сил и способностей личности. Общая картина существующих в настоящее время определений культуры также довольно пестрая. Культура определяется и как совокупность материальных и духовных ценностей, и как способ человеческой деятельности, и как деятельность общества, преобразующая природу, и как воплощенные ценности, и как система регулятивов человеческой деятельности и т.п. Во всех определениях культуры нередко высказывается мысль, что культура – специфический способ развития социальной жизнедеятельности человека, представленный в продуктах материальной и духовной деятельности. Однакокультура включает в свое содержание не только технологию и результаты деятельности, но и их оценку человеком, а также собственных творческих возможностей, умений, знаний, нравственности и т.п. через призму своих идеалов, целей, установок. Таким образом, ценностная ориентация является важным компонентом культуры. Культура – результат созидательной деятельности человека как общественного существа. Однако человеком создаются не только внешние предметы, идеи, социальные формы, отчужденные от него. Созидая их, он реализует свои способности, знания, умения, уровень интеллектуального, эстетического и нравственного развития. Используя свой потенциал, человек создает и развивает самого себя, раскрывает свои возможности, выступая не только как творец культуры, но и как ее творение. Культура – сущностное, родовое свойство человека. Природа дала ему телесную организацию, которая является биофизическим базисом для культурного освоения мира и обеспечивает саму возможность человеческой деятельности. Культура же определяет качественное отличие ее от биологических форм жизни. В процессе деятельности человек вступает в отношения с природой, обществом, самим собой. В результате создаются материальные и духовные ценности. В соответствии с этим возможно разграничение культуры на материальную и духовную. Перваясвязана с практическим освоением человеком природы. Она включает всю совокупность материальных благ, средства их производства и способы овладения ими. Вторая охватывает общественное сознание, способы создания духовных ценностей, язык, эмоционально-психологические состояния. Духовная культура проявляет себя в науке, образовании, искусстве и других формах духовной деятельности Выделение указанных родов культуры не означает их полной обособленности, они находятся в органическом единстве, взаимодействуют, влияют друг на друга. Так, непрерывность, существующая в процессе создания материальных ценностей, влияет на непрерывность развития культуры духовной. Многие образцы духовной культуры воплощаются в материальной форме (живописные полотна, скульптура, архитектурные ансамбли и т.п.), зависят от уровня, достигнутого материальной культурой (материальная оснащенность системы образования, медицинского обслуживания и т.п.). В свою очередь, духовная культура влияет на степень развития культуры материальной. Культура материального производства, например, в значительной степени определяется уровнем научного знания, интеллектуальными возможностями производителей. Связь и взаимодействие материальной и духовной культуры проявляется также в том, что продукты материальной деятельности для того, чтобы стать культурными ценностями, должны быть переведены в сферу духовности. Поэтому культуру часто отождествляют с духовными явлениями, ставят между ними знак равенства. Безусловно, духовность в ее различных проявлениях играет огромную роль в жизни человека и общества. Однако отождествление культуры в целом с исключительно духовной ее составляющей вряд ли правомерно, ибо в этом случае полностью отбрасывается все богатство материальных ценностей, созданных и накопленных человечеством. Итак, культура представляет собой специфическую человеческую форму бытия, включающую определенный уровень организации материальной и духовной деятельности человека, а также результаты этой деятельности, используемые человеком и оцененные им через призму своих идеалов, целей, установок, знаний и умений. Человек является не только творцом культуры, но и ее творением. В культуре выражена жизнедеятельность как отдельной личности, так и групп людей, и общества в целом. Культура является важнейшим атрибутом общества, но она не тождественна ему. Между культурой и обществом существуют сложные, разнообразные, порой противоречивые отношения. Каждый исторически конкретный период общественного развития, выраженный определенными экономическими, социальными, политическими отношениями, формирует различные проявления культуры, влияет на их функционирование. В обществе могут действовать как культурно-стимулирующие, так и тормозящие культуру силы. Обществом детерминируются границы существования, специфика и возможности человеческой деятельности. Так, интеллектуальная деятельность и ее продукты появились позднее материальных, их возникновение явилось результатом кардинальных изменений в экономической жизни общества. Характер организации различных видов деятельности, их эффективность, выраженная в культуре труда и управления, культура научных исследований, образования, воспитания и общения, правовая, нравственная, эстетическая культура, культура быта также зависят от определенного состояния общества. Философский анализ культуры ставит проблему единства и множественности культур. Заключает ли культура в самой себе некую универсальность или она предстает как дискретное явление? Что является причиной разделения культуры на различные феномены? Эти и другие вопросы задавали и задают себе до настоящего времени многие философы, социологи, культурологи. Сторонники эгалитаристского подхода полагают, что все культуры по своему содержанию равноценны. Многие последователи антропологических концепций отрицают возможность существования множественности культурных миров на том основании, что культурный плюрализм нсвыводим из человеческой природы. Если в антропологическом начале человека заложен импульс к культуре, то она должна быть единой. Подобные теории, наиболее популярные в XIX в., сохраняют свою актуальность до наших дней. Противоположную позицию занимают приверженцы культурного плюрализма, утверждающие существование отдельных локальных культур и предполагающие не только наличие различных культурных организмов, но и их принципиальную несовместимость. Следует, одноко, отметить что вышеназванные теории односторонне подходят к решению проблемы. На глобальном уровне действительно существует общечеловеческая, мировая культура, которая не знает расовых, национальных, социальных и иных границ. В ее содержание включены некоторые «вечные» истины и ценности, фиксирующие отношение людей к различным сторонам их бытия. Это и моральные принципы, конкретизирующиеся в общепринятых моделях поведения, и представления о красоте, получившие выражение в произведениях литературы и искусства, ставших классическими, и научные достижения, «ухватившие» абсолютный момент в бесконечном приближении к истине, и стандарты техники и технологических решений. Вместе с тем по мере развития мировой культуры становится возможным выделение различных исторических этапов, с целым рядом характерных только для каждого из них своеобразных идеалов, эталонов, оценок. Каждый исторический период предстает не как «культура вообще», а как дифференцированное явление, выражающее эталоны, цели, стремления, идеалы, принципы, навыки, уклады жизни как этого периода в целом, так и отдельных социальных групп, различной степени общности – социально-экономических, этнических, профессиональных, религиозных и др. Это и позволяет говорить о национальной и конфессиональной культуре, а также выделять в культуре и другие ее виды. |
Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 401. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы! |
|
|
|
|
КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...
|
Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической
Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....
|