БЕСЕДА ПО I ГЛАВЕ РОМАНА
Урок строится как аналитическая беседа. Обращение к тексту мотивируется разноречивостью читательских впечатлений учеников. Зачитывание в классе отдельных анкет помогает учителю обострить интерес к анализу романа, выделить вопросы, требующие развернутого доказательства. Домашнее задание, таким образом, становится импульсом к интересной* содержательной беседе на уроке... Рассматривая историю дружбы А. Дубровского и К. Троекурова и начало их вражды, мы постараемся обнаружить скрытую иронию пушкинской фразы: «...нечаянный случай все расстроил и переменил». Центральный вопрос урока может быть сформулирован так: что связывало А. Дубровского и К. Троекурова и почему их дружба оказалась непрочной? Сначала рассматриваем авторскую характеристику героев. Чем был знаменит Кирила Петрович? Почему Троекуров привязался к Дубровскому? Что отличало Андрея Гавриловича от других соседей Троекурова? Почему Дубровский не хотел, чтобы сын его женился на Маше? Затем анализируем эпизод «На псарне», который вызывает острый интерес учеников. Когда мы предлагаем вопрос: «Кто виноват в ссоре?» — в классе создается проблемная ситуация. Одни ученики считают виновным Троекурова, объясняя это тем, что слуги наглы, как и барин. «В ссоре Дубровского-отца и Троекурова виноват Троекуров, он стал смеяться над дерзкой шуткой псаря. В сцене ссоры меня отталкивает Троекуров, он был слишком уверен в себе, а Дубровский не мог выдержать насмешки с его стороны». Большинство учеников в ссоре винит псаря Парамошку: «В ссоре двух дворян виновен псарь, который обидно пошутил в адрес Дубровского, предложив ему обменять свое поместье на собачью конуру. Троекуров не должен был поддерживать веселье псаря, если не хотел ссоры. Он должен был заставить псаря извиниться или наказать его, однако он этого не сделал. Сочувствие в сцене ссоры вызывает старик Дубровский. Он не стерпел оскорбления и позднее поплатился за это жизнью и именем». Но обычно во всяком классе есть группа учеников, которая видит и вину Дубровского: «В сцене ссоры у меня никто не вызывает сочувствия. Дубровский сам оказался очень вспыльчивым, и в какой-то мере и он виноват в ссоре». «Я считаю, что в ссоре Дубровского с Троекуровым виноват Дубровский, но не во всем. Троекуров тоже виноват, многое позволил своему псарю.В сцене ссоры меня отталкивает псарь». «Кто виноват в ссоре Дубровского и Троекурова? Дерзость (не слыханная по тем временам) холопа, одобрение этой дерзости Троекуровым и, может быть, чрезмерная обидчивость Дубровского». Однако и те ученики,,которые видят «вину» Троекурова, объясняют ссору вспыльчивостью Андрея Гавриловича. Задача анализа этого эпизода — показать, что дело не только в обидчивости Дубровского: дерзостью он старался скрыть зависть, которая возникла из-за неравенства возможностей его и друга. Вместе с тем важно показать, что чувства Троекурова совсем неоднолинейны. И понять это ученики смогут, разобрав примерно такой круг вопросов. Почему Троекуров был рад «дерзкому замечанию» псаря и огорчен отъездом Дубровского? Как он пытается вернуть Андрея Гавриловича? Почему письмо Дубровского оскорбило Троекурова и в чем выразился гнев Кирилы Петровича? Как ссора перерастает во вражду? Троекуров удивлен отсутствием Дубровского за ужином. Он дважды посылает за другом, без которого «отроду не выезжал на охоту» и к которому сердечно привязан. Он огорчен отъездом Дубровского настолько, что «отпустил гостей и отправился спать». Он озабочен размолвкой, и «на другой день первый вопрос его был» о Дубровском. Однако когда Дубровский в письме требует себе, по существу, тех же прав, какими наделен Троекуров, требует равенства, Кирила Петрович разгневался. И хотя он «скучал» без Дубровского, досада изливается в оскорблениях. Затем внимание учеников переключается на эпизод «Шабашкин у Троекурова». Почему, давая портрет Шабашкина, Пушкин подчеркивает, что он «маленький человек»? В чем сказывается приниженность Шабашкина, его трепет перед Троекуровым? Почему Троекуров, обращаясь к Шабашкину, дважды говорит: «Как бишь тебя зовут?». Отчего пренебрежение Троекурова Шабашкину кажется «ласковым приемом»? Сопоставление центральных эпизодов первой главы проясняет мысль о том, что человек и власть перед Троекуровым ведут себя по-разному: Дубровский осмеливается защищать свое достоинство и чувствовать себя равным, а представитель власти Шабашкин подобострастно служит Троекурову. Человек ведет себя независимо и гордо, а «власть» перед Троекуровым — на коленях. И в этом противопоставлении эпизодов ученикам открывается драматизм положения Дубровского > посмевшего нарушить «общий закон». Рельефности этой мысли в сознании учеников способствует и работа над черновыми вариантами первой главы. Правя в первой главе сцену приезда Шабашкина к Троекурову, Пушкин усиливает проявления подобострастия в заседателе. Выражения «с умилением ожидая», «с трепетом ожидая» Пушкин заменяет «с благоговением ожидая». В черновике Шабашкин попадает к Троекурову как бы случайно: «Я ехал мимо». В правленом тексте его приезд воспринимается как специальная услуга Троекурову: «Я ехал в город, ваше превосходительство, и зашел к Ивану Демьянову узнать, не будет ли какого приказания от вашего превосходительства». Дважды повторенное «ваше превосходительство», ожидание «приказания» (в черновике спокойнее: «нет ли какой надобности») — все это свидетельство того, что Шабашкин почти коленопреклоненно, как перед монархом, ждет воли Троекурова, заседатель не услугу оказывает помещику, а прислуживает ему. В репликах Троекурова Пушкин, напротив, подчеркивает пренебрежительность, нескрываемое презрение к Шабашкину. Снимается постоянное обращение «брат», «братец». Вводится небрежное: «Как бишь тебя зовут?». Троекуров не фамильярничает с властями, не обольщает, а повелевает. Первоначально одна из его реплик звучала так: «Садись-ко, брат, — хочешь водки?». Пушкин исправляет: «Выпей водки да слушай». Вместо сожалительной интонации Троекурова: «Нет, братец, ни прав, ни документов», — появляется в правленом тексте грубая издевка: «Врешь, братец, какие тебе документы». Домашнее задание. Перечесть главы II—IV, дав им название1, и выбрать эпизод для устного рисования из второй главы. УРОК 3. «ОТЕЦ И СЫН» УСТНОЕ СЛОВЕСНОЕ РИСОВАНИЕ СЦЕНЫ В СУДЕ. БЕСЕДА ОБ ЭПИЗОДАХ ПРИЕЗДА В КИСТЕНЕВКУ В. ДУБРОВСКОГО И ТРОЕКУРОВА
Цель этого занятия — показать, насколько отношения социальные оказываются в романе сильнее отношений семейных. Урок начинается с устного словесного рисования, которое обнаруживает степень понимания учениками всего эпизода суда. Подготовленные дома ответы часто показывают, что ученики не замечают изменения состояния героев в этой сцене. Дубровский в самого начала для многих «нервный, возбужденный», «его сердце полно ярости». Троекуров в представлении значительной части учеников от начала до конца заседания остается «мстительным, радостным, самодовольным». Статическое представление о чувствах героев в ученических ответах сочетается с динамической подачей событий. Пятиклассникам легче пересказать главу, чем словесно изобразить один из ее моментов. Характерной ошибкой в устном рисовании этой сцены оказывается и попытка дать портрет героя вообще, вне ситуации. Как это обычно бывает при устном рисовании, многие ответы сбиваются на пересказ, на общую характеристику героев, в лучшем случае на психологический анализ сцены. При этом объяснение чувств героев бывает довольно тонким, но сказать, как эти чувства отражаются в облике героя, найти изобразительные детали детям бывает трудно. Вот один из примеров такой работы. «Каким я представляю себе Дубровского в зале уездного суда? Андрей Гаврилович стоит в зале и ждет решения суда. Он знает о том, что Троекуров может сделать с ним, что хочет. Но он, как старый русский дворянин, не может допустить, чтобы его оскорбляли. Он презирает угодничество судей. Лицо его неспокойно: в нем все напряжено. Он не может примириться с ложью. В душе он презирает этот ничтожный народ — судей. Но самое главное, что оставалось в Дубровском, — это гордость, и ее никто не мог победить: ни судьи, ни сам Троекуров». Здесь передана довольно сложная гамма чувств героя, но изобразительная деталь только одна, хотя и очень точная: «Лицо его неспокойно: в нем все напряжено». В устном рисовании эмоции учеников очень активны. Говоря о возмущении Дубровского, одна из учениц заметила: «На его месте я бы поступила так же». Пытаясь представить себе Троекурова, ученики, как бы осуществляя свое читательское возмездие, наделяют Кирилу Петровича самой неблаговидной наружностью («Он такой толстый, что когда ему подали кресло, он прямо шлепнулся в него») и примитивностью («Троекуров думает не только о деле, он думает еще и о еде»). На уроке идет работа по уточнению представлений о героях, разности их состояний в начале и конце главы. Мы предлагаем ученикам выделить три момента для устного рисования и остановиться на одном из них: приезд Дубровского и Троекурова в суд, слушание протокола и «внезапное сумасшествие Дубровского». Такое уточнение ситуации позволяет детям пристальнее вглядеться в героя, «проявить» его внутреннюю жизнь в жесте, мимике. Изобразительных деталей в этом случае появляется больше. Уменьшение «площади» наблюдения углубляет взгляд — в этом одна из функций устного словесного рисования в анализе. Сравним в этом смысле два ответа. Ученица С: «В присутствии уездного суда Троекурова я представляю себе так: Троекуров пришел на суд радостный, но не совсем. Он не знал, что ему делать: грустить или радоваться. Почему? Потому, что было жаль прервать дружбу с Дубровским, но он хотел показать ему, кто такой Троекуров. Троекуров с превеликим удовольствием подписал приказ, чтобы Дубровский знал, с кем он связался. На суде Троекурову улыбались все, кто присутствовал в зале. А в сторону Дубровского никто не смотрел. Троекуров важно сидел на стуле и всем также приветливо улыбался. Когда Дубровский стал протестовать, Троекурову стало стыдно и он не знал куда деваться. Его лицо налилось кровью, он привстал на стуле, но потом обратно шлепнулся на него. Его маленькие твердые глазенки быстро бегали. Он был очень испуган». Ученица К.: «Худые впалые щеки. Выцветшие голубые глаза. Седые волосы. Одет Дубровский в строгий черный костюм, который плотно облегает его тощую фигурку. Он стоит, прижавшись к стене, в глазах его выражен глубокий гнев и бессилие». Ученица С. описывает всю сцену. Ее наблюдения не лишены проницательности. Но пересказ с элементами изобразительности, возникшими в читательском воображении, завершается неверной нотой: Троекуров не испуган, он смущен. Ученица К. дает не пересказ событий, а портрет, почти целиком как будто «домысленный». Однако читательская конкретизация образа дала вполне точный итог в освоении авторской мысли. Именно «гнев и бессилие» вызвали внезапное сумасшествие Дубровского. У ченица благодаря устному словесному рисованию отдельного эпизода нашла ключ к пониманию всего хода главы. И еще одна интересная сторона читательского восприятия проявляется при устном словесном рисовании. Герой, который вызывает большее сочувствие, легче реализуется в изображении. Это и понятно: сопереживание открывает глаза, гнев, который у детей бывает очень сильным, слепит. Насколько тоньше, острее, умнее видят дети именно Дубровского! Троекуров для них пока еще не вполне понятен и словно прикрыт маской злодея. Вот высказывания учеников такого плана:
Каким я вижу Дуброве кого?
Дубровский молча стоит, прислонившись к стене. Он заложил руки за спину и медленно обводит зал суда угрюмым взглядом. Ему хочется, чтобы все это скорее кончилось. На протяжении всего суда Дубровский ни разу не взглянул на судью. Его взгляд был рассеянным, отсутствующим. Казалось, что он ничего не слышит. По временам глаза его сверкали диким блеском.
Каким я вижу Троекурова? Кирила Петрович сидит в кресле в позе человека, который выиграл спор. Он вытянул ноги и раскинул руки. Лицо Троекурова, красное и противное, торжествует полную победу. Он улыбается наглой улыбкой и украдкой поглядывает на Дубровского. Его маленькие красные глазки скользят по всему залу. Дальнейший ход урока строится как беседа, основные вопросы которой сводятся к следующему: В чем сын похож на отца? Как они относятся друг к другу? Как приезд Владимира подействовал на Андрея Гавриловича? Почему Троекуров решил «помириться с старым своим соседом»? Почему сын не смог спасти отца, а мирный приезд Троекурова ускорил смерть старика Дубровского? Почему Дубровский проиграл тяжбу с Троекуровым? Домашнее задание. Озаглавить главы V и VI и приготовить пересказ с элементами рассуждения «Почему Шабашкин по-разному ведет себя в Покровском и Кистеневке». (Пересказ может стать и темой домашнего изложения. В этом случае учитель на следующем уроке проведет анализ письменных работ.)
УРОК 4. «ПОЖАР В КИСТЕНЕВКЕ»
|