ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ
Этот урок переключает внимание учеников на отношения Маши Троекуровой и Владимира Дубровского. Домашнее задание, выполненное учениками, способствует тому, что класс сразу включается в разрешение этой проблемы. Сначала мы прослушиваем и коллективно оцениваем пересказ истории с кольцом в двух вариантах: сжатом и подробном. Затем обдумываем: почему помощь Дубровского не подоспела? Многие ученики склонны лишь повторить в ответ на этот вопрос эпизод с кольцом и свести смысл событий к случайности. Учитель стремится обратить внимание класса на то, что причина событий связана со всем строем отношений Маши и Владимира Дубровского. Психологическая сложность материала и трудность разговора «о любви» в 5-м классе побуждает нас избрать прием «непрямого» анализа текста. Класс вместе с учителем составляет монтаж сцен для выразительного чтения на тему «Маша Троекурова и Владимир Дубровский». В ходе составления монтажа проясняются многие вопросы, волновавшие учеников при первом чтении романа: Как возникла любовь Маши к Дефоржу? Что разделило Машу и Дубровского? Почему Марья Кириловна медлила, не сразу обратилась за "помощью к Владимиру? Почему Маша не приняла свободы из рук Дубровского? Выразительное чтение по ролям помогает ученикам еще раз пережить драматическую историю любви, эмоционально присоединиться к сценам, логический анализ которых часто недоступен для пятиклассников. Монтаж может включать в себя сцены из многих глав: 1. Новый гувернер (глава VIII со слов «Сей учитель» до «Неожиданным образом получила она о нем совершенно новое понятие»). 2. «Маша в него влюбилась» (глава VIII со слов «Кирила Петрович вошел, изумленный развязкою своей шутки» до конца главы). 3. Бал (начало X главы, кончая словами «барышни насмешливо за ним примечали»). 4. «Все любили молодого учителя» (глава XI от слов «Дубровский, овладев бумагами француза», кончая словами «в отсутствие начальника»). 5. «Мне необходимо с вами говорить» (глава XII до слов «Между тем француза не находили»). 6. Письмо (начало XIV главы до слов «Кирила Петрович был не один» и от слов «Марья Кириловна жадно воспользовалась позволением удалиться» до конца главы). 7. «Я все знаю» (глава XV). 8. «Теперь поздно» (XVIII глава со слов «Обряд был кончен» до конца главы). Чтение сцен ни в коей мере не должно переходить в разыгрывание диалогов. Это непосильная и нелепая затея для пятиклассников. В спектакле Ленинградского ТЮЗа «Открытый урок» справедливо пародируется «номер» школьного концерта: наряженные в костюмы прошлого века дети, смущаясь, подмигивая с хохотком залу, играют сцену свидания из «Дубровского». На уроке нам важен разговор о том, как нужно читать эту сцену и почему, нам необходимо дать ученикам почувствовать динамику чувств в отдельном эпизоде и представить в целом всю линию отношений Маши и Владимира Дубровского. Вместе с тем выразительное чтение здесь не только предлог для анализа. Здесь мы уточняем читательское восприятие, совершенствуем его, активизируем эмоции, подводим к мысли о том, что любовь Владимира Дубровского к Маше оказалась не всесильной, что враждебные обстоятельства, разница положений, «предрассудки» и страх, жившие в душе Марьи Кириловны, в конце концов разделили героев. Когда ученики с трудом читают слова Дубровского в сцене свидания (глава XV), мы спрашиваем у них: «А почему это так трудно читать?». И в герое, совершенно безупречном для них, дети начинают замечать некоторую высокопарность, книжность слога и мыслей. Мы не можем в пятом классе рассуждать о катастрофичности романтического мировоззрения. Но почувствовать, как неуместны здесь слова Дубровского, дети способны. И выразительное чтение помогает это сделать. Начиная с этого урока анализ переходит в стадию заключительных занятий. Материал урока охватывает уже весь роман. Обобщения становятся более глубокими. Ученики не только ищут ответы на вопросы, но и защищают сложившиеся уже представления, аргументируют свою позицию. К следующему уроку мы поручаем ученикам подумать над вопросами: Виноват ли Троекуров в смерти Дубровского? Кто более неприятен и жесток: Троекуров или Верейский? Оба вопроса создают проблемную ситуацию, подводят к теме следующего урока.
УРОК 7. «ВЕРЕЙСКИЙ И ТРОЕКУРОВ» ДИСПУТ
При проверке домашнего задания, как правило, выясняется, что ученики по-разному оценивают факты, замеченные ими. Приведем два характерных ответа. «Мне кажется, Троекурова нельзя обвинять в смерти Дубровского. Ки-рила Петрович не думал, что это «дело» подействует на здоровье Дубровского. Когда Троекуров узнал, что Андрей Гаврилович чувствует себя неважно, он даже поехал в Кистеневку просить у него прощения. Дубровского разбил паралич. Он думал, что Кирила Петрович приехал к нему отбирать Кистеневку, но барин приехал к нему с хорошим намерением помириться». «Троекуров виноват в смерти Дубровского, потому что все происшедшее на уездном суде повлияло на Дубровского. Дубровский не простил и никогда не простил бы того оскорбления, которое причинил ему Троекуров, потому что далеко зашла и глубоко засела та рана, которая и повредила его здоровье. Андрею Гавриловичу час от часу становилось все хуже и хуже. Троекуров же сперва торжествовал свою победу, но благородные чувства понемногу возвращались к нему. И Троекуров решился на последний шанс, чтобы возвратить дружбу. Вот этим благородным поступком он погубил Дубровского». Таким образом, уже в преддверии урока, завершающего раздумья о Троекурове, ученики начинают понимать, что трагический исход событий определен не только злой волей Троекурова, что общественный уклад жизни губит людей, лишенных положения и прав. Задача урока — упрочить и обосновать эту мысль. Урок «Верейский и Троекуров» проходит в форме д и с п у-т а. Диспут здесь возможен и нужен потому, что, как мы убедились, читательское восприятие школьников часто «обеляет» или обходит стороной Верейского и «очерняет» Троекурова. Читательское восприятие, таким образом, расходится с авторской позицией. Диспут как форма урока, которая обостренно выявляет все «за» и «против», способен приблизить учеников к всесторонней характеристике героев. В средних классах диспут трудно готовить заранее. Старшеклассники обладают большей устойчивостью сознания, для них естественно обдумывание аргументов по предварительным, до урока данным вопросам, обоснование своей позиции1. В средних классах дискуссия на уроке развивается не по заранее данным вопросам, а более непосредственно, по вопросам, как бы возникающим в ходе разговора, хотя общее направление диспута определено формулировкой вопросов домашнего задания. Проведение диспута в средних классах — задача, пожалуй, еще более трудная для учителя, чем проведение такого занятия в старших классах. Импульсивность сознания пятиклассников, страстность их отношения к героям произведения и частое неумение обосновать свое мнение требуют от учителя большого искусства ведения диспута. Когда ввести тот или иной вопрос, как определить исчерпанность одного и необходимость переключения внимания на следующий — все это учитель решает самостоятельно, исходя из живого течения дискуссии. Однако сами вопросы, которые помогут вести диспут, и основной материал выводов мы предлагаем. Что отличает характеры, образ жизни, интересы Троекурова и Верейского? Как разность этих героев сказывается в их внешности и общем виде их усадеб — Покровского и Арбатова? Как относятся Троекуров и Верейский к своим крестьянам? Почему Троекуров «был чрезвычайно доволен... посещением» Верейского? Чем объясняется любезность князя? Искренен ли он в отношении к Троекурову? Как отнеслась к Верейскому Маша? Что изменило ее отношение к князю? Почему Верейский и Троекуров решили ускорить свадьбу? Кому из них легче переступить через горе Маши? Почему в Троекурове побеждает решение выдать Марью Кириловну за князя? В каких эпизодах Пушкин раскрывает грубость Троекурова и жестокость Верейского? Как объясняются в романе самодурство, надменность Троекурова? Есть ли в Троекурове качества, которые вас привлекают? Как относятся Троекуров и Верейский к Владимиру Дубровскому? Кто из них больше виноват в поражении героя романа? Изысканная просвещенность, европейская цивилизованность Верейского находятся в резком контрасте с невежеством, грубостью Троекурова. Обходительность вельможи оттеняет властность местного царька. Это противопоставление фигур Верейского и Троекурова в романе для Пушкина имело принципиальный смысл. Драматизм происходящего объясняется не «злым нравом», природным самодурством Троекурова, но социальным разделением людей (и в этом отличие истинно реалистической позиции Пушкина от просветителей XVIII века). Пушкину важно было показать, что просвещенность Верейского, в конце концов, оказывается не менее жестокой по своим последствиям, чем варварская необузданность Троекурова. Обаяние Верейского воздействует на юных читателей, как поначалу и на Машу Троекурову. В диспуте ученики открывают, как жесток Верейский. Он сватается к девушке, которая его не любит и для которой брак с ним будет несчастьем. Он показывает письмо Марьи Кириловны, написанное в надежде на его великодушие, отцу, своенравие которого Верейскому известно. Князь стреляет в Дубровского, хотя тот не пытается прибегнуть к насилию. Утонченность манер Верейского, его пресыщенность, неестественность, над которой иронизирует Пушкин, так далеки от благородства, порядочности, гуманности, что дети понимают критическую оценку героя автором романа. Ученики без труда перечисляют и дурные свойства Троекурова, приводят многочисленные примеры его сумасбродства, наглой грубости. Важно, чтобы пятиклассники поняли «происхождение» этих качеств. У Пушкина характер героя мотивируется всем строем событий и отношений в романе. «Богатство, знатный род и связи» развивают в Троекурове властолюбие, тщеславие, своенравие и капризы, необузданность желаний, грубость и презрительную надменность. Всесилие превращает его в самовлюбленного и нетерпеливого тирана. Представители власти униженно лебезят перед Троекуровым, добиваясь его расположения и выполняя его прихоти. Заседатель Шабашкин, прежний и новый исправник, судьи и приказные оказываются не слугами закона, а прислужниками Троекурова. Пушкин заботился о прояснении этой мысли, работая над романом. В сцене суда, где «изъявления глубокого подобострастия» чиновников Троекурову оказываются лейтмотивом действия, Пушкин несколькими деталями подчеркивает усердие членов суда (в черновом варианте: «Секретарь начал свое чтение», в правленом тексте: «Секретарь звонким голосом стал читать определение суда»). Эпизод на псарне и праздник в Покровском обнаруживают в Троекурове «счастливую способность тщеславиться всем, что только ни окружало его». Всех приглашенных помещиков Троекуров превращает в своих холопов. Они садятся, встают, хохочут, едят «вслед за ним» (это выражение настойчиво повторяется в тексте романа). Шутки Троекурова унижают и исправника, и Спицына. Гости не просто терпят издевательства, но чувствуют себя виноватыми. Тщеславное желание породниться с князем побуждает Троекурова отдать Машу за Верейского. Даже в церкви Троекуров ведет себя «с гордым смирением». Но важно, чтобы ученики в этом диспуте обнаружили и другое. В Троекурове не заглушена совесть, он иногда доступен человечности. Он первый поехал мириться к Андрею Гавриловичу Дубровскому, он умеет оценить достоинство, независимость Дефоржа и смелость разбойника Дубровского. Эти выводы важно сделать в ходе диспута, чтобы анализ не был сведен к противопоставлению добрых и благородных Дубровских и «злодея» Троекурова. Вместе с тем важно показать, что Верейский и Троекуров, при всей разности между ними, оказываются виновниками несчастья Марьи Кириловны. Поражение Владимира Дубровского конкретно связано также с ними. Троекуров дает возможность обнаружить «шайку» Дубровского. Верейский ранит его. Но только ли поступками Троекурова и Верейского можно объяснить поражение героя? Об этом речь пойдет на последнем уроке. Домашнее задание. Озаглавить XIX главу, выполнить 1-е и 2-е задания, данные «Ко всей повести»1, ответить на вопрос: почему Дубровский расстался с разбойниками? УРОК 8. «СУДЬБА ГЕРОЯ» СОПОСТАВЛЕНИЕ ЧЕРНОВОГО ПЛАНА
|