АВТОРСКОЙ ОЦЕНКИ В. ДУБРОВСКОГО
Разделение одной фигуры, мыслившейся в плане, на отца и сына не только сюжетно осложняло роман, но и подчеркивало историческую преемственность их судеб, выводило произведение из плоскости одного времени. Глубина временных сфер позволяла наблюдения над законами жизни и человеческой судьбы сделать выводами всеобщими. Одно время как бы проверялось другим. «Дубровский» обнаруживает попытки Пушкина сочетать в реалистическом романе историческую достоверность, доходящую подчас до документальности, с широтой обобщения, всеобщностью выводов, которая не так давно была привилегией романтизма. Пушкин стремится сохранить «всеобщность», но не в романтической ее отвлеченности, а в исторической конкретности. Владимир Дубровский предстает в романе в трех вариантах своей судьбы: расточительный и честолюбивый гвардейский офицер, скромный и мужественный Дефорж, грозный и честный «разбойник». Эти превращения объясняются попытками героя выломиться из своей судьбы, уйти от своего «жребия». Но Владимиру Дубровскому этого не дано: он остается в конце концов всякий раз сыном старинного дворянина, который был «беден и независим». И в этом последнем есть некий парадокс, который грозит катастрофой. Каждый из «выходов» иллюзорен потому, что душевные качества героя несовместимы с его положением (гордый слуга, добрый разбойник). Недаром Дубровский говорит Маше, что «он рожден был для иного назначения». Человеческие возможности и желания героя постоянно не совпадают с его общественной судьбой. Порывы к преодолению установившегося порядка вещей, конфликт натуры и обстоятельств приближают Владимира Дубровского к героям романтическим. Он обычно руководствуется не сознанием необходимости, а желаниями. Его поведение часто продиктовано не обстоятельствами, а чувствами, хотя ему знакомо хладнокровие и обдуманный расчет. И всякий раз порыв чувств приводит Владимира Дубровского к катастрофе. Приехав из Петербурга в Кистеневку, Владимир занят не хлопотами о деле, а болезнью отца. «Сильное движение чувства» оттесняет заботу о поисках выхода. Нежелание считаться с раздором ведет Дубровского в дом Троекурова, любовь к Маше заставляет превратиться в Дефоржа. Стремление наказать Спицына за ложь и предательство лишает безопасности. Всякий раз чувство находится в конфликте с соображениями пользы, которую один из любимых героев Пушкина — Моцарт — называл «презренной». Мир внутренний оказывается для героя более властным, чем законы общества, желания более повелительными, чем сознание необходимости. В этом суть романтического героя. Пушкин сохраняет ее в романе, где хочет реалистически исследовать причины поражения романтической личности перед силой обстоятельств. Говоря о Владимире Дубровском как о герое, наделенном романтическими порывами, мы имеем в виду именно непосредственный романтизм его поведения и чувств, а не законченную романтическую систему мировоззрения, которой у него нет. Он часто не осознает до конца свой конфликт с действительностью. Процесс осознания себя и действительности в Дубровском не показан, как, скажем, это сделано в «Герое нашего времени» Лермонтова. Интерес Пушкина к проблеме соотношения романтических порывов и законов общества создан последекабрьской ситуацией, когда горечь опыта героев 14 декабря 1825 года требовала выяснения причин катастрофы1. На связь романтического героя Владимира Дубровского с внутренним миром и порывами декабристов указывал В. Ключевский: «Дубровский-сын — другой полюс века и вместе его отрицание. В нем заметны уже черты мягкого, благородного, романически протестующего и горько обманутого судьбою александровца, члена Союза Благоденствия»2. Показательно, что эта мысль принадлежит историку, сумевшему увидеть в пушкинском романе реакцию на общественную ситуацию эпохи. В рукописи романа сохранилось место, вычеркнутое Пушкиным при правке: Дубровский «считался одним из блестящих офицеров своего блестящего полка. Около него оставлялось всегда некоторое общество, комната его была всегда полна. Его любили». Это фон жизни многих декабристов. Но дело не во внешних приметах. Идея чести, независимости, которую необходимо и в бедности отстоять и сохранить, была очень характерна для декабристов3. Идею независимости личности Пушкин сознавал как одно из условий общественного прогресса. В «Опровержении на критики» он писал об историческом значении идеи чести, о старинном дворянстве — носителе благородства и независимости: «Каков бы ни был образ моих мыслей, никогда не разделял я с кем бы то ни было демократической ненависти к дворянству. Оно всегда казалось мне необходимым и естественным сословием великого образованного народа. Смотря около себя и читая старые наши летописи, я сожалел, видя, как древние дворянские роды уничтожились, как остальные упадают и исчезают... и как имя дворянина, час от часу более униженное, стало наконец в притчу и посмеяние разночинцам, вышедшим во дворяне, и даже досужим балагурам!»4. Эти заметки Пушкина, написанные в Болдине в 1830 году, очень близки к чувствам, одушевляющим старого Дубровского. Но для Пушкина «есть достоинства выше знатности рода, именно: достоинство личное». Идея чести, защита прав человеческой личности лежали в основе гуманистического мировоззрения Пушкина. Верность этой идее определяла и поэтическое творчество, и личное поведение. Недаром Лермонтов назовет погибшего Пушкина «невольником чести». Эта преданность не походила на фанатическое упорство, на аристократическую гордыню, она питалась надеждами: «Мало-помалу образуется и уважение к личной чести гражданина и возрастает могущество общего мнения, на котором в просвещенном народе основана чистота его нравов»1. Владимир Дубровский представлен благородным защитником этой идеи. Даже сделавшись разбойником, он остается служителем справедливости. Таким В. Дубровский и предстает в рассказе Глобовой. Он наделен великолепными качествами решимости, мужества, самообладания. Попадая в ситуацию Гамлета, Владимир Дубровский также не мстит за отца. Для Гамлета «убийство гнусно само по себе», гуманистическое мироощущение не позволяет датскому принцу превратиться в слепое орудие мести. Чтобы пролить кровь, Гамлету нужны грандиозные основания и непосредственность возмущения. Он не может совершить примитивной мести, ибо наделен любовью к человечеству и сознанием невозможности осквернить себя преступлением. Владимир Дубровский скован в своем действии любовью к Маше Троекуровой. В этом обычно и обвиняют пушкинского героя, как много веков обвиняли Гамлета в рефлексии и пассивности. Однако при всей разновеликости этих героев их отказ от мести объясняется высокими причинами. У Гамлета месть за отца перерастает в борьбу за восстановление в мире человечности. Рефлексия Гамлета привела его к отказу от низких мотивов действия. Отбрасывая их, Гамлет идет к трагической победе. У Дубровского месть за отца невольно перерастает в социальный протест. Он становится заступником обиженных. (Вспомним рассказ Глобовой, интерес к Дубровскому жены смотрителя — он превратился в героя людей всех сословий). Месть за отца не осуществляется, хотя порой Дубровский пытается ее совершить (ограбление Спицына). Но Владимир Дубровский не преодолевает низких мотивов действия, как Гамлет, а отказывается от мести ради любви. Призывая Машу не опасаться в нем разбойника, Владимир говорит: «Все кончено. Я ему (Троекурову. — В. М.) простил... Первый мой кровавый подвиг должен был свершиться над ним. Я ходил около его дома, назначая, где вспыхнуть пожару, откуда войти в его спальню, как пресечь ему все пути к бегству — в ту минуту вы прошли мимо меня, как небесное видение, и сердце мое смирилось... Я отказался от мщения, как от безумства». Человечность в Дубровском победила враждебность, подсказанную социальным законом. И при всей романтической решительности характера Владимир Дубровский приведен к трагическому поражению. Как Шекспир не осуждает Гамлета за промедления (самообвинения героя лишь возбуждают сочувствие зрителя), так Пушкин не требует от Дубровского прямой мести Троекурову. Пушкин сознает, что не в злой воле Троекурова причина несчастий Дубровского. Широкое социальное сознание не позволяет писателю в связи с этим упрекать героя в непоследовательности поведения. Неодобрения автора, напротив, возникают именно из-за неподвижности сознания героя. Упрек автора рожден не избыточностью «превращений», а отсутствием подлинного «преображения». Владимир Дубровский как герой энергичный и чувствительный, разумеется, наделен изменчивостью настроений. Грозная властность в его голосе останавливает возмущенную толпу, спокойная решительность и самообладание позволяют Дубровскому присутствовать при чтении своих примет и «как ни в чем не бывало» сидеть рядом с ограбленным Спицыным. Нежность отношений с отцом и то красноречивое, то смущенное обращение к Маше свидетельствуют о чистоте и чуткости души. Владимир Дубровский очень разнообразен в своих чувствах. Но внутренний склад героя при этом не меняется. Недаром Пушкин, правя XI главу, вычеркнул слово «преображение» и заменил его другим: «превращение» («Мы видели, как изумил он бедного Антона Пафнутьича неожиданным своим превращением из учителей в разбойники»). Самые внезапные и резкие повороты в судьбе героя не меняют существа его характера. Дубровскому в ходе романа приходится повзрослеть, но, пожалуй, лишь летами. В этой неизменности героя — одна из причин его поражения. Отсутствие внутренней эволюции характерно для романтического героя, у которого, правда, всегда есть предыстория, и в этом прошлом он дан иным. Но, в сущности, в этом случае показан не процесс изменений, а иное качество характера. Так, лермонтовский Демон знает в прошлом власть добра и показан в напрасной попытке возвращения к нему. А реализм «Героя нашего времени» проявляется уже в стремлении показать хотя бы отдельные этапы эволюции Печорина. Пушкин, очевидно, не задавался целью дать в «Дубровском» эволюцию характера героя. Напротив отсутствие развития при резкой смене обстоятельств было упреком герою, носителю романтического начала, одним из сомнений в его жизненности. Сюжетно Пушкин подчеркивает резкость превращений героя, их неожиданность. События, изложенные в XI главе романа, могли быть перенесены в VII. Перестановка эпизода с истинным Дефоржем дана не только для занимательности повествования. И при перечитывании романа, когда мы знаем уже, кто есть кто, напряженность чтения нисколько не ослабевает. Стало быть, интерес вызывает не авантюрная сторона повествования, а смысл событий. Необходимость перестановки событий создана не желанием заинтриговать читателя. Нарушая естественный порядок событий, Пушкин создает иллюзию найденного героем выхода. Роль француза дает возможность Владимиру Дубровскому найти приют, родной для него образ жизни и любовь. Роль разбойника объединяет его с крестьянами и дает ему, казалось бы, свободу действий. Но как только обнаруживается, что «маска» не способна стать для героя щитом, Пушкин напоминает реальный ход событий, как бы возвращая героя к неотступной действительности. Не сказав читателю заранее, что Дефорж — Дубровский, Пушкин побуждает узнать переодетого героя. Маскарад действителен для героев, но не для читателя. Так обнаруживается неспособность к «преображению». Таким образом, Дубровский дан не столько в идейной и психологической эволюции, сколько в переключениях, обнаруживающих попытку героя в новой ситуации найти равновесие. Правя текст, Пушкин усиливает благородные побуждения героя и оттеняет контраст ситуаций, представленных в романе. Когда речь идет о жизни Владимира в Петербурге, из текста исключаются приметы бедности («Гриша уложил все его добро в маленький чемодан», «заняв деньги у своего полкового командира»). После «роскошной» жизни в Петербурге Кистеневка выглядит особенно бедной. Контраст ситуаций усиливается. В VI главе, потеряв имение, Владимир в начальном варианте неотвязно думал о грозящей бедности. Три раза подряд во внутреннем монологе повторялось слово «нищий»: «Итак, я нищий», «кусок хлеба, теперь я нищ», «должен я буду нищим оставить». Эту настойчивую мысль о нищенстве Пушкин снимает. Не одна эта угроза руководит чувствами Владимира Дубровского. Любовь к умершему отцу, подчеркнутая при правке («например, не «Владимир обнял», а «Владимир с жаром обнял»), горечь потери родного дома — чувства, приведшие героя к суровому решению сжечь усадьбу, в правленом тексте выглядят много сложнее, чем озлобление человека, ставшего нищим. Хотя этот мотив остается, но он не единственный1. Пушкин снимает все детали, которые могли бы бросить зловещий свет на «разбойника» Дубровского. Еще в VI главе выражение «снял со стены отцовскую саблю — единственное свое наследие» заменено словами «взял свечу». Смягчены и кровавые результаты пожара в Кистеневке, где уже не идет речь о «полуобгорелых и обезображенных трупах». Слухи о том, что Владимир Дубровский, ставший разбойником, «движим злобой», в романе оказываются несправедливыми. Отношение читателя к герою развивается и здесь в споре с «легендой». Пушкин, подчеркивая благородство Дубровского, убирает детали, которые могли бы бросить тень на героя, сделать его самовлюбленным (в эпизоде с медведем о Дубровском было сказано: «гордо стоящего», стало «спокойно стоящего») или коварным. В связи с этим отменяется момент игры, заманивания Спицына, притворства Дефоржа («спросил Дефорж» вместо «спросил учтиво Дефорж»; «оба легли» вместо «оба легли, пожелав друг другу доброй ночи»). Возвышение Владимира Дубровского объясняется гуманистическим сочувствием Пушкина своему герою. Г. П. Макогоненко справедливо писал об этом: «Дубровский бросил вызов среде. При этом неважно, что конкретно-исторически путь Дубровского не был выходом, не приносил спасения. Протест Дубровского — единственная форма его самозащиты и самоутверждения себя как личности, не желающей слиться с миром Троекуровых»2. Возвышение героя становится важной задачей, потому что причины поражения Владимира Дубровского Пушкин не хочет видеть в его личной слабости. Владимир Дубровский наделен энергией, мужеством, артистизмом, необходимыми для разнообразных превращений, которые совершаются с ним в романе. Но даже, способный к перевоплощению, герой не в силах достичь подлинного преображения, изменить социальный приговор, перечеркнуть законы, признанные обществом. Возвышая Дубровского, Пушкин, однако, не хочет представить его идеальным героем сентиментально-романтической прозы. В правленом тексте читаем, что рассказывали «о нем чудеса», а не «чудеса о его красоте, образованности». Пожалуй, самой откровенный момент снижения героя — стиль его объяснений с Машей. Правя текст XII и XV глав, Пушкин подчеркивает высокопарность речи Дубровского, делая ее более книжной, намеренно торжественной и чувствительной одновременно. Сравним окончательный и начальный тексты:
Глава XII Послушайте, вы спасли его... как небесное видение... Целые дни я бродил около садов Покровского... В ваших неосторожных прогулках. счастливый мыслию... где я присутствую тайно... в таком случае обещаетесь ли... не отвергнуть моей преданности... Вы спасли его... как чистое... Я бродил около Покровского., В ваших прогулках... счастливый тем... где я тайно... о обещаетесь ли... не отвергнуть меня...
Глава XV Я бы мог избавить вас... чтоб навеки предать судьбу вашу во власть старого мужа.. Я могу спасти вас... чтоб навеки связать вашу судьбу с судьбой больного и брюзгливого старика... Итак, торжественное красноречие фраз Дубровского подчеркнуто сознательно, очевидно, для того, чтобы передать патетическое отношение романтического героя к чувству. При этом не создается ощущения неискренности Владимира Дубровского, так как во внешнем выражении чувств Пушкин снимает оттенки мелодраматизма и демонизма, которые были ощутимы в первоначальном тексте. Заметно, что работа Пушкина над авторскими ремарками является результатом этого стремления. Вместо фразы «грудь его тяжко подымалась» Пушкин пишет: «он, казалось, задыхался». «Горькая улыбка», сопровождавшая слова о «бедной участи» и придававшая герою саркастический тон, заменена простодушным: «сказал он, горько вздохнув». Авторские ремарки подчеркивают искренность героя, а слова самого Дубровского патетичны до такой степени, что это может вызвать улыбку читателя не только современного: «И когда открывается для меня возможность прижать вас к волнуемому сердцу и сказать: ангел, умрем! бедный, я должен остерегаться от блаженства, я должен отдалять его всеми силами... Я не смею пасть к вашим ногам, благодарить небо за непонятную незаслуженную награду. О, как должен я ненавидеть того — но чувствую, теперь в сердце моем нет места ненависти». В суровых обстоятельствах, при которых происходят свидания Маши и Дубровского, герой говорит и осознает себя книжно, по канонам романтического стиля. И это подчеркивает несоответствие реальной ситуации и самосознания героя. Для исследователей пушкинского романа стилистическая окраска речи Владимира Дубровского, его внутренних монологов и отчасти авторского повествования о герое представлялась загадкой. Иногда ее пытались объяснить неразвитостью русской прозы, подчас в ней видели стремление Пушкина сохранить тон разговоров, которые герои вели по-французски1. Однако книжная лексика в «Дубровском» уменьшается по сравнению с «Повестями Белкина»2. На фоне просторечья и «нагой» прозы, характерной для основного тона повествования в «Дубровском», элементы орнамента, «поэтической прозы», напоминающие карамзинистов (скопления определений при одном существительном, обильные приложения и т. п.), получают в произведении Пушкина подчеркнуто иронический характер1. Столкновение романтического стиля и безыскусственности реалистического повествования в романе возникает неоднократно. Каждый раз оно подсказано тайной авторской иронией над героем. Претенциозная манера повествования заметна в рассказе о петербургской жизни Владимира Дубровского: «Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости». Это не стиль автора, а манера изъяснения, способ самосознания героя, ирония над которыми возникает неизбежно, так как рядом с этой фразой Пушкин помещает простодушное и сердечное письмо Егоровны. Выспренность речи Дубровского во время свидания с Машей соседствует с искренностью ее мольбы, когда в отчаянии на коленях Марья Кириловна плачет перед отцом (XV и XVI главы). В V главе описание похорон дано просто и горько. Безыскусность стиля подчеркивает трагизм происходящего. Графика пейзажа лаконична: «День был ясный и холодный. Осенние листья падали с дерев». И вместе с тем в пейзаже дан контраст успокоенности («кладбище, осененное старыми липами») и острой боли («свежая яма» вырытой накануне могилы). Обряд похорон и диалоги спешащих на поминки попа и дьячка подчеркнуто прозаичны. На этом фоне возникает внутренний монолог Владимира Дубровского, который на людях держался мужественно и просто, несмотря на силу горя. Уйдя в Кистеневскую рощу, Владимир в одиночестве возвращается к свойственной ему манере мыслить. Его самоощущение проникает и в авторскую речь, придавая ей торжественность и литературную традиционность: «Между тем Владимир углублялся в чащу дерев, движением и усталостию стараясь заглушить душевную скорбь... мысли одна другой мрачнее стеснились в душе его... Будущее для него являлось покрытым грозными тучами... Долго сидел он неподвижно на том же месте, взирая на тихое течение ручья, уносящего несколько поблеклых листьев и живо представляющего ему верное подобие жизни — подобие столь обыкновенное». Последними словами этой фразы Пушкин подчеркивает традиционность романтического сравнения жизни с потоком, сравнения, возникшего в сознании Владимира Дубровского как след начитанности и романтической манеры чувствовать. Не автор, а герой не справляется с реалистическим восприятием жизни. Отступления от «нагой простоты» прозы носят в «Дубровском» намеренный характер. В них проступает неспособность героя видеть жизнь в свете «ясном и холодном». Это качество не лишает Владимира Дубровского героического ореола, но делает бессильными все рыцарские достоинства, которыми он наделен. Дубровский терпит поражение и в любви, и в попытке поставить себя вне законов общества, его отвергшего, и вместе с кистеневскими крестьянами завоевать независимость. Двойственность освещения Владимира Дубровского создана сложным отношением к романтизму, который для Пушкина в 30-е годы во многом был изжитым способом восприятия действительности и художественного ее отражения. Воскрешение романтизма в творчестве Лермонтова и Гоголя было обусловлено историческими причинами: поражение декабризма, атмосфера николаевской деспотии углубляли конфликт идеалов и реальности в сознании русской интеллигенции. Однако для Пушкина воскрешение романтизма было возвратом к уже отвергнутому, во многом несостоятельному мировоззрению. Отсюда ноты иронии в отношении к герою, собравшему, казалось, все достоинства романтического поведения. Владимир Дубровский — протестант, бунтующий против социального закона с поразительной энергией, благородством, сомоотвержением и настойчивостью. В романе он окружен всеобщим восхищением. В него влюблена не только Марья Кириловна, но все барышни. Троекуров не без удовольствия следит за его дерзкими подвигами и по-человечески привязывается к Дефоржу, с которым ему расстаться так же трудно, как некогда с Андреем Гавриловичем Дубровским. Это чувство подчеркивается мотивом, который сердито насвистывает Троекуров в минуты сильных волнений: «Гром победы раздавайся». Каждый раз этот мотив возникает при разрыве с дорогим для Троекурова человеком: со стариком Дубровским (IV глава), с Дефоржем (XII глава), с Машей (XVII глава). Вот в каком высоком для Троекурова ряду оказывается «маскированный разбойник». Дубровский наделен самообладанием столь же поразительным, как и его дерзость, добротой столь же бесконечной, как и его мужество. Он не только решительный воин (в XIX главе своей доблестью он спасает разбойников в почти безнадежной ситуации), но и поэт в своем чувстве. Пейзаж Покровского, овеянный лирической интонацией, появляется лишь в III главе, когда мимо этого имения едет Владимир. До него в романе некому было поэтически увидеть это место. Однако наделенный героическим поведением и качествами, необходимыми для гражданского подвига, Владимир Дубровский представлен в романе человеком, мечтающим о тихом мире семейного счастья. Он «тем более любил семейственную жизнь, чем менее успел насладиться ее тихими радостями». Покидая родной дом, Владимир зачитался письмами матери к отцу «и позабыл все на свете, погрузясь душою в мир семейственного счастия». Он действительно, как верно говорит об этом Маше, «рожден был для иного назначения... душа его умела... любить». И в этом несоответствии трагической судьбы и идиллических душевных устремлений Владимир Дубровский поразительно напоминает Владимира Ленского, который, хотя и был «поклонник славы и свободы», но «сердцем он для оной жизни был рожден», т. е. для той же самой «семейственной». Намечая конфликт между мирными устремлениями и драматической судьбой героя, Пушкин подчеркивал и антигуманность современной ему жизни и одновременно несколько снижал масштабность романтической личности. Владимир Дубровский, таким образом, оказывается героем, наделенным романтическим поведением, но не романтическим мировоззрением, с трагическим расколом сознания, мятежностью порывов и грандиозностью целей. Дубровский способен чувствовать романтически, но не доходит до всесжигающих страстей, до отчаяния, сарказма, разочарования. Он никого не делает жертвами своих чувств, как это произойдет с Демоном, с Печориным. Дубровский не презирает людей настолько, чтобы позволить себе переступить границу между добром и злом. Его бунт рожден не протестом против основ мироздания, а конкретной ситуацией и борьбой с частной, как ему самому представляется, несправедливостью. Реально же Дубровский втянут в борьбу против социального закона.
|