ИСТОЧНИК КОНФЛИКТА
«Дубровский» открывается биографией «отцов»: Кирилы Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского. В авторской характеристике Троекурова подчеркнута прямая зависимость характера от положения на социальной лестнице: «Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». Психологическая основа характера Троекурова определена как следствие его социального положения, места и прав в обществе. Андрей Дубровский, напротив, дан как исключение из правила. Его характер существует не согласно, а вопреки обстоятельствам, положению. «Смиренное состояние» (70 душ крепостных и бедная Кистеневка) сочетается с «нетерпеливостью и решительностью его характера». Гордость не раздавлена тяжелыми обстоятельствами. Расстроенное состояние принуждает его выйти в отставку, но от покровительства Троекурова, вполне чистосердечного, Дубровский отказывается. Не хочет он и породниться с ним, не желая бедного сына женить на богатой Маше Троекуровой. Андрей Гаврилович «беден и независим». Не только уважение надменного Троекурова, но и это соединение гордого характера и «смиренного состояния» обнаруживают, что «Дубровский один оставался вне общего закона». Но бесконечно оставаться «вне общего закона», по мысли Пушкина, невозможно. «Нечаянный случай» на псарне оказывается проявлением социальной закономерности. Долгое «согласие, царствующее между надменным Троекуровым и бедным его соседом», взорвано ссорой. Причина ее в том, что «горячий охотник» Дубровский «не мог удержаться от некоторой зависти» при виде великолепной псарни своего друга. Суровое замечание Андрея Гавриловича было возвращено ему с издевкой. «Охранная грамота» дружбы отменена: Дубровскому указали на его истинное место. Сходство в характерах и наклонностях, отмеченное Пушкиным в биографических предысториях Кирилы Петровича и Андрея Гавриловича, близость их судеб, долгая дружба, которая выдержала испытания («обстоятельства разлучили их надолго», но, свидевшись, они «обрадовались друг другу»), — все, что соединяло Троекурова и Дубровского в их человеческих отношениях, перестает действовать, как только явственно обнаружилась социальная граница, отличавшая бедного дворянина от властительного барина. Эта граница резко прочерчена в ходе всего повествования. Люди Троекурова — «известные разбойники», для которых законов не существует, как и для их барина (Троекурову «разорить дотла» соседнюю деревню «не в диковинку»). А крестьяне Кистеневки, став разбойниками, оказываются вне закона, их преследуют власти. В суде Андрея Гавриловича Дубровского ждет не враждебность даже, а равнодушное пренебрежение1. Троекуров встречен с почетом и преданностью, доходящими до «глубокого подобострастия»: «Писаря встали и заложили перья за ухо... придвинули ему кресла из уважения к его чину...». Генерал-аншеф Троекуров «сел при открытых дверях», отставной поручик Дубровский «стоя прислонился к стенке». Но дело не только в антураже, в сути тех «способов, коими, — как пишет Пушкин, — на Руси можем мы лишиться имения, на владение коим имеем неоспоримое право». За отсутствием подлинных аргументов в решении суда дважды повторено одно и то же. Лицемерная справедливость суда состоит в том, что и Троекурову в части его просьбы отказано. Шабашкин, перестаравшись, понял его желания самым максималистским образом: не только имение у Дубровского отобрать, но и доход за все годы «незаконного владения» Кистеневкой истребовать. Вот в этой последней части просьбы Троекурову отказано, хотя в романе нет никаких упоминаний о том, что требование денег с Дубровского входило в его намерения1. Необычайная для литературы того времени художественная смелость, с которой Пушкин почти дословно вводит в роман огромный документ, оправдывалась характерностью ситуации. Вспомним рассказы Кузовкина в тургеневском «Нахлебнике». Социальные привилегии оказывали решающее влияние на суд. Дружба Кирилы Петровича и Андрея Гавриловича оказалась не в состоянии перешагнуть социальную границу, как потом не в силах этого сделать любовь Маши и Владимира Дубровского. И пусть Троекуров, опомнившись, готов прекратить вражду, пусть торжество его победы на суде отравлено внезапным сумасшествием Дубровского, пусть КирилаПетрович «решился помириться с старым своим соседом,... возвратив ему его достояние», — всякая попытка восстановить человеческие связи оказывается не только бессильной, но гибельной. Пушкин постоянно подчеркивает, что грубость и властолюбие Троекурова не заглушили в нем «чувства более благородные». Многие исследователи подчеркивали, что Троекуров обрисован в романе психологически сложно. «Он продукт известного социального порядка, — писал о Троекурове А. Яцимирс-кий, — а не «злой воли», помещик, которому «все дозволено»2. Однако, отмечая сложность авторского отношения к Троекурову, вряд ли следует прямо проецировать на художественное произведение классовое сознание писателя, как это делал Д. Якубович: «Пушкин колебался между осуждением Троекурова как представителя новой знати и любованием им как символом старинного русского барства. От этого рядом с сатирическими чертами даны и черты, привлекающие симпатию читателя»1. Пушкин не раз говорил о том, что его привлекают шекспировские характеры, в которых глубина изображения создается многосторонностью характеристики, сочетанием противоречивых качеств («У Шекспира Шайлок скуп, сметлив, мстителен, чадолюбив, остроумен...»)2. Такое художественное решение характеров было подсказано убеждением, что «человеческая природа, в самом гнусном своем унижении, все еще сохраняет благоговение перед понятиями, священными для человеческого рода»3. Действительно, Троекуров, грубость и своенравие которого рождены правами владетельного барина, не представлен в романе как «злодей». Маша говорит об отце: «Он упрям, но он так меня любит». Кирила Петрович, привыкший к рабскому повиновению окружающих, в состоянии оценить независимость Андрея Друбровского, гордость и смелость Дефоржа, убившего его «любимца» — медведя, дерзость и решительность разбойника Владимира Дубровского. Так что голос человечности Троекурову знаком. Заметив это, мы понимаем, что многогранность характера героя для Пушкина не художественная самоцель, а средство раскрытия сложных отношений социального и природного в человеке. Источник конфликта не только в разности человеческих качеств Дубровского и Троекурова, но и в неравенстве их общественного положения, их прав перед законом. Именно поэтому Пушкин постоянно подчеркивает, что не Троекуров был инициатором ссоры. Кирила Петрович не чувствует оскорбительности для Дубровского своего смеха «при дерзком замечании псаря». Троекуров однажды с Дубровским обошелся так, как обычно обходился со всеми, и потому не видит в своем поведении враждебности и надменности. Жажда мести вспыхивает в Троекурове лишь тогда, когда Дубровский поступает с покровскими мужиками так, как мог действовать лишь Троекуров, т. е. опять нарушает границу дозволенных ему обществом привилегий, действуя «вопреки всем понятиям о праве войны». Андрей Гаврилович отдается чувствам, забывая о законах, на которых держится общество. В ответ на судебный запрос он пишет «грубое отношение». «Уверенный в своей правоте», Дубровский не беспокоится о деле. Поэтому несправедливое решение суда для него потрясение, нарушение самых священных понятий. Недаром его смятенному воображению кажется, что «псари вводят собак в Божию церковь». Потрясенный несправедливым и неожиданным для него решением суда, Андрей Дубровский в безумии своем становится дерзок и трагичен. Здесь, на страницах этого романа, вызревает сцена бунта Евгения, данная впоследствии в «Медном всаднике»1.
«Дубровский»: «Медный всадник»: «Вдруг он поднял голову, глаза «Стеснилась грудь его. Чело его засверкали, он топнул ногою, К решетке хладной прилегло, оттолкнул секретаря... Все при- Глаза подернулись туманом, шли в ужас. «Как! не почитать По сердцу пламень пробежал, церковь Божию! прочь, хамово Вскипела кровь. Он мрачен стал племя!» Потом, обратись к Кири- Пред горделивым истуканом, ле Петровичу: «Слыхано дело, И, зубы стиснув, пальцы сжав, ваше превосходительство, — про- Как обуянный силой черной, должал он, — псари вводят собак «Добро, строитель чудотворный! — в Божию церковь! Собаки бегают Шепнул он, злобно задрожав, — по церкви. Я вас ужо проучу...» Ужо тебе!..»
Чувства Евгения в «Медном всаднике» переданы более сложно и многопланово. Здесь на наших глазах разворачивается поединок привычной приниженности и возмущения. Бунт Дубровского более стремителен, не сдержан робостью «маленького человека». Кроме того, проза более объективно рисует картину сумасшествия, поэзия же обращена прежде всего к внутреннему состоянию героя. Вместо поэтического образа «по сердцу пламень пробежал» — в «Дубровском» прямо отмечены движения героя: «он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногою, оттолкнул секретаря...». В «Медном всаднике» этот психологический протоколизм соседствует с образным определением внутреннего состояния героя. Разницей между поэтическим и прозаическим изображением объясняется и такая деталь: в «Дубровском» Пушкин характеризует силу гнева героя через впечатление, производимое героем на присутствующих («все пришли в ужас»), а в «Медном всаднике» дан образ, прямо выражающий внутренний порыв («обуянный силой черной»). Разность ситуаций, характеров героев, способов изображения не отменяют внутренней близости самой темы. Люди, лишенные реальных способов сопротивления произволу, приведены к бунту чувств, безумию. И хотя реально этот бунт бессилен, властители мира не остаются безучастными к нему. Медный всадник, оставшийся «неколебимым», когда вокруг бушевала разгневанная стихия, снят с пьедестала, словами «безумца бедного». От равнодушного спокойствия, от презрения «истукан» переходит к преследованию. И в настойчивости его — гнев и страх перед бунтом человека. Реакция Троекурова на бунт безумца также далека от равнодушия, но по другой причине. В Троекурове проснулся человек, обнаружилась совесть: «Внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало на его воображение и отравило его торжество». Троекуров самолюбив, но не злобен. Он «мало заботился о выигрыше им затеянного дела, Шабашкин за него хлопотал, действуя от его имени». Чиновничий механизм работает вполне автоматически, однажды приведенный в действие троекуровским желанием проучить гордого и дерзкого Дубровского, Троекуров попадает в парадоксальную ситуацию. Он как будто властелин положения, но события вырвались из-под его воли и не подчиняются его желаниям. Смущенный исходом тяжбы, Троекуров сердито прогоняет Шабашкина: «От природы не был он корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала. Он знал, в каком состоянии находился его потивник, старый товарищ его молодости, и победа не радовала его сердце». При виде Кистеневки «противоположные чувства наполнили душу его. Удовлетворенное мщение и властолюбие заглушали до некоторой степени чувства более благородные, но последние, наконец, восторжествовали. Он решился помириться с старым своим соседом, уничтожить и следы ссоры, возвратив ему его достояние». Однако для больного Дубровского, правовое бессилие которого подчеркнуто его физической беспомощностью, Троекуров уже стал символом несправедливости, вызывающей «ужас и гнев». «Благие намерения» Троекурова не оживляют Дубровского, но ведут лишь к возвращению безумия, к смерти. Да и самТроекуров отказом принять его оскорблен и возвращен к вражде: «Лицо его стало мрачнее ночи, он с презрением улыбнулся, грозно взглянул на дворню...». Однако и через год после смерти Андрея Гавриловича Троекуров не освободился от укоров совести. Проезжая с Верейским мимо Кистеневки, «Ки-рила Петрович нахмурился; воспоминания, возбуждаемые в нем погорелой усадьбой, были ему неприятны»1. Человечность смогла проснуться даже в грубом сердце Троекурова, но она не одержала победы над реальными законами жизни. Такова завязка романа, ведущая к развитию действия: раскрытию судьбы иного героя — Владимира Дубровского. Сын, несмотря на суровую сдержанность отношений с отцом, «романтически был к нему привязан». Владимир показан во многом духовным наследником отца. Преданность его отцу важна не только как черта благородного облика героя. Это ключ к общей концепции романа.
|