ТРАГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РОМАНА
Трагическая мысль романа сказывается в исходе всех его сюжетных линий (А. Г. Дубровский и К. П. Троекуров, Маша и Владимир Дубровский, В. Дубровский и крестьяне) и выявляется в драматизме общей композиции. История дружбы соседствует с судом, встреча Владимира с родным гнездом сопровождается болезнью и смертью отца, тишина похорон нарушается грозным заревом пожара, праздник в Покровском завершается ограблением, любовь — бегством, венчание — сражением. В композиции обнаруживается неумолимость потерь, которые преследуют героя. В первом томе Троекуров отнимает у Дубровского дом, отца, место в обществе. Во втором томе Верейским отнята любовь и государством — разбойничья воля. Нельзя думать, что роман суживается в своем течении от общих вопросов к частным, от социальных — к психологическим. Дыхание большого мира открывает роман, сопутствует развитию действия в первом томе, где дана реакция крестьян почти на каждое событие, входит даже в самый мирный эпизод с Дефоржем (глава XI) и завершает роман (глава XIX). История любви Маши Троекуровой и Владимира Дубровского окружена «прозой» реальных отношений. Это подчеркивает временность идиллии, подчиненность чувств обстоятельствам, невозможность вырваться из стихии социальных конфликтов. Одним из центральных вопросов для Пушкина 30-х годов был вопрос о социальном законе, о человеческой воле, об этих силах, которые сложно взаимодействуют и в гармонию не приведены. Это была одна из трагических коллизий творческого сознания Пушкина. Она открыта нам в «Маленьких трагедиях», «Пиковой даме», «Медном всаднике». Социальный закон подавляет человеческую волю, которая противодействует ему, но преодолеть его не может. Поэт рассматривает этот конфликт противоречиво. Пушкин — реалист, он подтверждает действие социального закона и знает, что «плетью обуха не перешибешь». Но он и бунтарь, гуманист, который всегда считает, что человек не может слепо подчиняться обстоятельствам. Трагическое столкновение социального закона и человеческой воли художественно исследуется и в «Дубровском». Мысль о трагическом поединке человеческих чувств и законов общества в 30-е годы настолько важна для Пушкина, что так или иначе эта проблема представлена во многих произведениях поэта. Этим отчасти объясняется и интерес Пушкина к Шекспиру. «Коренная для эпохи Возрождения проблема "меры вещей" — свободная человеческая личность, средневековая «совесть», индивидуальная свобода и государственный закон — составляет суть пьесы Шекспира. «Мера за меру», — пишет Д. М. Урнов. — Вопрос «прав» и «свободы», а также дилемма «человек и народ, судьба человеческая — судьба народная», чему Пушкин подводил в своем творчестве тогда итог и для себя, и для русской литературы, включает и проблематику «меры за меру»1. Характерен для творчества Пушкина 30-х годов и интерес к роману Бенжамена Констана «Адольф». Высоко ценя это произведение, Пушкин в 1831 году внимательно следит за его переводом на русский язык, который осуществлял П. А. Вяземский. Анна Ахматова с удивительной тщательностью стилистического анализа показала, какую роль сыграл «Адольф» в творчестве Пушкина2. Однако «Дубровский» оказался почти не затронутым этими сопоставлениями. Между тем герой романа Констана говорит Элеоноре, нарушившей все светские каноны ради любви: «Мы боремся некоторое время против своей судьбы, но, в конце концов, мы всегда уступаем ей. Законы общества сильнее, чем воля людей. Чувства самые властные разбиваются о неизбежность жизненных обстоятельств, мы напрасно упорствуем в желании спрашивать только наше сердце»3. В библиотеке Пушкина сохранился французский экземпляр романа Констана с «отметкой резкою ногтей». Среди подчеркнутых мест нет слов, которые мы цитировали. Мы не знаем, с какой целью проведены отчеркивания. Вряд ли это была реакция при чтении, скорее места, требующие уточнения в переводе. Однако подчеркнутые места, безусловно, были чем-то дороги Пушкину. Среди них мы находим фразы, стилистически или по смыслу близкие к тому, что потом встретим в «Дубровском». Мотивы объяснений в любви Дубровского напоминают слова Адольфа, обращенные к героине романа. Подчеркнуты и слова Элеоноры: «Но я слишком страдала, я уже не настолько молода, чтобы мнение общества имело надо мной большую власть». Здесь опять мы встречаемся с мыслью, родственной «Дубровскому». Наконец, еще один факт, способный объяснить привязанность Пушкина к «Адольфу» в годы, непосредственно предшествовавшие написанию «Дубровского». 12 декабря 1931 года Д. Фикельмон писала П. А. Вяземскому: «Как я ненавижу это суетное, легкомысленное, несправедливое, равнодушное создание, которое называют обществом! Как Адольф (ваше приемыш) прав, когда он говорит, что обществу нечего нас опасаться: оно так тяготеет над нами, его глухое влияние так могуче, что оно не медля перерабатывает нас в общую форму»1. Письмо написано женщиной, прекрасно знавшей роман Констана. Это письмо — свидетельство самочувствия общества, которое не могло не сказаться в «Дубровском». Сопоставление с «Адольфом» нам важно было здесь не столько с историко-литературной точки зрения, сколько для обнаружения умонастроения Пушкина в период создания «Дубровского». Разумеется, художественный гений Пушкина усваивал и перерабатывал все достижения европейской мысли от античности и Возрождения до Великой Французской революции и национально-освободительных движений первой трети XIX века. Но для художественного творчества необходимы были не только эстетические импульсы искусства, основания философской мысли, но и реальные факты. И эта жизнь от крестьянских возмущений до бесед в петербургских салонах осмыслена и отображена Пушкиным. Разумеется, в «Дубровском» Пушкина волнует крестьянский вопрос, но осмысливает его поэт в сопряжении со многими проблемами русской действительности. Попытка охватить жизнь русского общества в целом, в судьбах героев определить характер времени позволяет считать «Дубровский» романом, в котором Пушкин дает портрет современного ему общества. Пушкинисты не раз обращали внимание на связь «Дубровского» и «Капитанской дочки». Д. Якубович заметил общность ситуаций этих произведений, в которых человек стихийной силою вещей и событий занимает совершенно несвойственное ему место и положение»1. Н. В. Измайлов интересно показал внутренние связи образов Архипа и Пугачева, Андрея Гринева и Андрея Дубровского, Петра Гринева и Владимира Дубровского2. В работе Н. Н. Петруниной убедительно доказывается, что принятая схема перехода от «Дубровского» к «Капитанской дочке» объясняющая «охлаждение поэта к «Дубровскому» новым замыслом, неверна. «Капитанская дочка» начата до «Дубровского» и продолжена после того, как Пушкин оставил работу над ним3. На наш взгляд, переход к «Капитанской дочке» объясняется не только стремлением к «изображению дворянина, силою вещей связанного с бунтующим народом»4, но и желанием найти для читателя положительные ответы на трагические вопросы жизни. Горькие выводы «Дубровского» могли привести к социальному фатализму5, в конце концов, могли служить оправданием пассивности, и потому Пушкин отказывается от издания «Дубровского» и в «Капитанской дочке» ищет пути к сохранению чести и счастья человека. Автор считал своим правом и долгом пробуждать «чувства добрые». В «Капитанской дочке» обыкновенные люди, Маша Миронова и Петр Гринев, показаны в момент исторического потрясения. Пугачев, как буря, как природная стихия, промчавшаяся над страной, дан поэтически. Он прекрасен и ужасен одновременно. Он приподнят над обыденностью жизни и вовлекает в сферу движения, поэзии даже таких людей, как Петр Гринев. Что же спасло Гринева и Машу, прикоснувшихся к этой стихии, побывавших в кратере кипящего вулкана, от гибели? Они пережили историческую бурю потому, что остались честными людьми, не постигшими всей глубины социальных противоречий. Для Пушкина с его историческим, государственным сознанием это тоже горький вывод, который, однако, не наделен в «Капитанской дочке» той сокрушительной всеобщностью, которой пронизан был «Дубровский». Вывод из романа, в котором человеческие чувства не способны перестроить действительные, реальные отношения, мог подавить читателя безвыходностью. Критика романтического поведения могла обернуться приговором бунту. Трезвое рассмотрение романтических порывов после поражения восстания декабристов было необходимостью исторической. Но Пушкин не хотел и не мог в угоду реализму жертвовать гуманностью. Он мог в частном письме высказать ту же покорность, что кучер Антон в «Дубровском»: «Плетью обуха не перешибешь». Он мог уговаривать себя: «Не дай мне Бог сойти с ума». Но это были минуты принуждения, напрасная попытка принять обстоятельства. И эти минуты не могли отменить веры в жизнь и поэзии.
|