Студопедия — СУЖДЕНИЯ КРИТИКИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СУЖДЕНИЯ КРИТИКИ






Обратимся к истории критического осмысления «Дубровс­кого». Может быть, здесь мы найдем мотивы, способные про­яснить интересующий нас вопрос, позволяющие определить связь идейного смысла романа и его художественной органи­зации.

В. Г. Белинский поначалу отнесся к «Дубровскому» почти восторженно: «Это одно из величайших созданий гения Пуш­кина. Верностию красок и художественною отделкою она (по­весть «Дубровский». — В. М.) не уступает «Капитанской доч­ке», а богатством содержания, разнообразием и быстротою действия далеко превосходит ее»1. При этом Белинский выде­ляет в «Дубровском» мотив «раздора крестьян», который, по его мнению, вызван тем, что «бары поссорились, а слуги на­чали драться»2.

В одиннадцатой статье о Пушкине Белинский уже более аналитически рассматривает «Дубровского». К «дивным ве­щам» в этой повести критик относит «старинный быт русско­го дворянства», который «в виде Троекурова, изображен с ужасающей верностью», обрисовку подьячих и судопроизвод­ства, крестьян, «характера героини, по преимуществу русской женщины». Однако критик находит, что «вся эта повесть силь­но отзывается мелодрамою», «... Дубровский, не смотря на все мастерство, которое обнаружил автор в его изображении, все-таки остался лицом мелодраматическим и не возбуждаю­щим к себе участия». Белинский связывает эту художествен­ную неудачу Пушкина с «пафосом помещичьего принципа», героизацией Дубровского, который «представлен Ахиллом между людьми этого рода»3. Очевидно, Белинскому, приняв­шему сочувствие Пушкина Дубровскому за возвышение ро­мантического героя, роман не представлялся последовательно реалистическим произведением. Вместе с тем он в дальней­шем относит «Дубровского» к тем «поэтическим созданиям, которыми по справедливости всегда может гордиться русская литература и в которых отражается русское общество»4.

Колебания Белинского в оценке пушкинского романа были проявлением внутренних сомнений критика, неокончатель­ности его суждений.

«Дубровский» вызвал положительные оценки многих писа­телей и критиков в 40—60-е гг. XIX в. И. С. Тургенев востор­гался «эпическими силами» Пушкина, которые сказались в «создании лица Троекурова»1.

П. В. Анненков, хотя и находил, что «отчасти романичес­кий конец... разноречит с сущностью всего остального содер­жания», но в целом определял «Дубровского» как «живопись мастера», которая «и теперь поражает соединением истины и

поэзии»2.

Тем не менее последующая критика вплоть до нашего вре­мени не отказывается от упрека Пушкину в мелодраматизме, связанном с литературной традиционностью романа.

«Из всех произведений Пушкина в Дубровском» наиболее значителен элемент мелодраматизма, сказывающийся и в чрез­мерной резкости черт главного героя, и в преувеличенной эф­фектности некоторых положений», — писал Н. О. Лернер3.

В 1930-е годы этот мотив получает социологическое обосно­вание: «Чувство внутридворянского антагонизма в значитель­ной мере было родственно самому великому поэту. Отсюда и та несомненная идеализация «Дубровского», которая приво­дит Пушкина на «проторенный тогда путь романтико-аван-

тюрного жанра»4.

Невозможность подлинной борьбы и действенного протеста героя, представляющего дворянскую оппозицию, пытающего­ся бунтовать внутри рамок существующего общественного строя, по мнению многих исследователей, была первопричи­ной незавершенности «Дубровского» и перехода Пушкина к работе над «Капитанской дочкой». Мелодраматизм «Дубровс­кого» представлен в литературоведении 30—50-х годов наше­го века, как следствие ложного замысла Пушкина поставить во главе крестьянского мятежа бунтующего дворянина. В той или иной мере эта концепция, ведущая к признанию не толь­ко незавершенности, но и художественной неполноценности пушкинского романа, оказалась «сквозной» почти для всех работ о «Дубровском»1.

Пожалуй, отчетливее всего эту позицию выразил П. Калец-кий: «Образ Дубровского не мог стать реалистическим, пото­му что основная ситуация романа была нежизненна. Гегемо­ния оппозиционного дворянства в крестьянском восстании была невозможна. Разбой Дубровского и его крестьян имели в действительности разные цели»2.

Такое разделение героя и массы вполне соответствовало си­туации пушкинского романа.

В дореволюционном литературоведении безграничность «сравнительного» метода приводила порой к тому, что Дуб­ровского уподобляли тем романтическим разбойникам, кото­рые «брали на себя страдания миллионов, все время чувство­вали, что за ними стоит весь народ...»3. С чем только не срав­нивали «Дубровского»! «Разбойники» Шиллера и роман Вуль­пиуса «Ринальдо-Ринальдини», «Бедный Вильгельм» Г. Штей­на и «Жан Сбогар» Шарля Нодье, «Роб Рой» Вальтера Скот­та, «Фра-Дьяволо» Р. Зотова и «Корсар» Байрона...4. Каза­лось бы, Пушкин сам дал повод для этих сопоставлений, прямо упоминая в «Дубровском» романы Радклиф и «Ринальдо-Ринальдини» Вульпиуса. Однако эти упоминания даны не столько для характеристики Дубровского, сколько для того, чтобы показать, какое отношение он вызывает у других пер­сонажей. «Европеец» Верейский говорит: «Куда же девался наш Ринальдо? Жив ли он, схвачен ли он?». Сравнение Дуб­ровского с Ринальдо для Верейского способ иронии над «этим романтическим героем», которого легенды окружают ореолом ужаса и благородства. Цинику Верейскому смешны ужасы (он к тому же очень уверен в себе) и неприятно восхищение благородством. Оттого Верейский и иронизирует.

Стремясь показать, как Марья Кириловна воспринимает Дубровского, как в ее душе сталкиваются сочувствие и страх, Пушкин упоминает о романах Радклиф: «Все слушали молча рассказ Анны Савишны, особенно барышни. Многие из них втайне ему доброжелательствовали, видя в нем героя романи­ческого, особенно Марья Кириловна, пылкая мечтательница, напитанная таинственными ужасами Радклиф». Нужно не иметь литературного слуха, чтобы не заметить авторской иро­нии в этой фразе, прямо подчеркнутой словом «напитанная».

Мог ли Пушкин, иронизируя над Радклиф, поддаться ее чарам, как семнадцатилетняя Маша Троекурова?

Пушкин часто обнаруживал ложность оценки героя, непра­вомерность слияния его с традиционной литературной мас­кой. Вспомним спор автора романа и светского его собеседни­ка в начале восьмой главы «Евгения Онегина». Вспомним спор с легендой о «безбожном» Дон Гуане в «Каменном госте». Упоминания о «романе ужасов», или разбойничьем романе, Пушкину необходимы именно для того, чтобы оспорить точ­ку зрения персонажей, отделить героя от романтической тра­диции, а не слить с нею.

Попытка рассмотрения «Дубровского» на фоне «разбойни­чьей» темы не приводила к успеху еще и потому, что исследо­ватели искали подобий, а не отличий. Однако в подлинном искусстве есть первозданность, близнецов здесь не бывает. Наследование литературной традиции для Пушкина не сво­дилось к копированию. Мы постараемся показать это в даль­нейшем, говоря о созвучии пушкинского романа и трагедий Шекспира.

В работах о «Дубровском», написанных в 60-е годы XX века, делается попытка «реабилитировать» художественные досто­инства романа.

«События в «Дубровском», — пишет Н. Л. Степанов, — хотя и несколько необычны, развиваются строго мотивиро­ванно, естественным порядком». Однако исследователь трак­тует отношение Пушкина к Дубровскому как «идеализацию характера главного героя». Поэтому в конце концов с неиз­бежностью приходится признать, что «романтическая инт­рига в «Дубровском» — дань литературной традиции», кото­рая стала «препятствием на пути реалистического раскрытия характеров»1.

Т. П. Соболева в книге, специально посвященной анализу «Дубровского», справедливо говорит о «композиционной за­вершенности» романа, о «внутренней гармонии» повествова­ния. Однако признание того, что «романтично, по существу, и положение дворянина во главе крестьянского бунта», и «лю­бовь Владимира Дубровского к дочери своего врага», приво­дит Т. П. Соболеву к выводу странному: романтические при­емы нужны Пушкину для... занимательности2.

Непроясненность отношения Пушкина к своему герою, све­дение смысла романа к проблеме «внутриклассовой борьбы» ведут обычно к признанию подчиненности «Дубровского» ли­тературной традиции и художественной неполноценности ро­мана. Одной из существенных причин затемненности смысла произведения оказалась и недостаточная разработанность про­блем творческого пути Пушкина 30-х годов. В последние де­сятилетия литературоведение сделало многое для изучения са­мого сложного периода жизни поэта. Однако роман «Дубровс­кий» рассматривается в инерции прежних исследований, тра­диционно. В «Дубровском», как мы видели, обыкновенно об­наруживают или разбойничий роман с романтическим геро­ем, поражающим своей подчеркнутой литературностью, либо утопическую попытку Пушкина соединить бунт деклассиро­ванного дворянина с крестьянским восстанием. Неудача пуш­кинского замысла, по мнению многих исследователей, состо­ит не только в нереальности этого соединения, но в том, что романтическая линия (Дубровский — Маша Троекурова) зас­лонила наметившийся социальный конфликт (Дубровский — Троекуров). Упреки, адресованные Пушкину в связи с художественнои «нестройностью» романа, удивительны тем более, что ко времени написания «Дубровского» Пушкин прошел школу создания реалистического романа в стихах, написал «Повести Белкина», создал «Маленькие трагедии».

Думается, что сомнение в художественной полноте «Дуб­ровского» вызвано тем, что смысл романа недостаточно про­яснен.

Подводя итоги изучения «Дубровского», считая его романом вполне и до конца освещенным в литературной науке, Н. В. Измайлов писал: «Элементы литературности и мелодраматиз­ма в образе главного героя, исключительность и нетипичность такой формы крестьянской борьбы, как разбойничество, — все это, по-видимому, заставило Пушкина отказаться от заверше­ния романа»1.

С этими выводами трудно согласиться. Мы уже видели, что сюжет пушкинского романа опирается на реальные события, характерные для 30-х годов прошлого века. Мы уже поняли, что отождествление «Дубровского» с авантюрно-приключен­ческим жанром малоубедительно. Попробуем рассмотреть «Дубровского» без предубеждений, которые порой бывают более живучи, чем истины. В этом нам помогут сам текст романа и те наблюдения, в которых критика и литературная наука шли навстречу Пушкину.

 







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 2631. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Стресс-лимитирующие факторы Поскольку в каждом реализующем факторе общего адаптацион­ного синдрома при бесконтрольном его развитии заложена потенци­альная опасность появления патогенных преобразований...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия