Студопедия — Л. Назарова. Я б в астрологи пошел…Кармическая астрология / Научно – популярное издание – Д.: Сталкер, 1996.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Л. Назарова. Я б в астрологи пошел…Кармическая астрология / Научно – популярное издание – Д.: Сталкер, 1996.






№ п/п Дата проверки Результат проверки Сроки устранения недостатков Должность и роспись проверяющего Примечание
    10.01.06     20.01.06 Проверил оружейную комнату. Все соответствует учетным данным.   Проверил учет, эксплуатацию и хранение оружия, боеприпасов и имущества строгого учета. Замечаний нет.   Если есть, то указать   Если есть указать замечание и дату устранения Учитель ДП ___________   Директор школы ___________  

 

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Учитель ДП проверяет и делает запись не реже 1раза в 10 дней.

Методист проверяет не реже 1 раза в 3 месяца

Наличие журнала по технике безопасности обязательно.

6.

Организация живописной работы

Цвет – средство выразительности живописи. Теория цвета. Физические характеристики цвета. Психо-эмоциональные характеристики цвета. Реализация ребенком своих впечатлений с помощью цвета. Цветовая диагностика эмоций ребенка. Живописные арт-терапевтические технологии. Организация живописной работы. Принципы работы различными живописными техниками: акварель (отмывка, лессировка, а ля прима, по-сырому), «примакивание», «восковая живопись», набрызг, цветные карандаши.

Учебно-творческие задания по теме Организация живописной работы.

ЗАДАНИЕ 1 Составить конспект и таблицу по теме «Психо-эмоциональные свойства цвета» 3-4стр. 5 баллов
ЗАДАНИЕ 2 Составьте конспект «История и методы цветотерапии» (+резюме) 1,5-2 стр. 3 балла
ЗАДАНИЕ 3 Выполните конспект и пособия по методике работы с цветом 1,5-2 стр. 3 +5 =8
ЗАДАНИЕ 4 Составьте сказку о цветах 1,5-2 стр. 5 баллов
ЗАДАНИЕ5 Составьте рецензию на методическую разработку логопеда 1,5-2 стр. 5 баллов
ЗАДАНИЕ 6 (дополнительно) Составьте конспект «Цветовая диагностика эмоций) 1,5-2 стр. 5 баллов

Примечание: наибольший балл –28-31, нижняя граница положительной оценки – 18 баллов.

ЛИТЕРАТУРА

1.Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве. Пособие для учителей/Л.Н.Миронова. – Мн.: Беларусь, 2002.

2.Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. – СПб.: Речь, 2005.

3.Светоцветовая терапия. Смысл и значения цвета: информация-цвет-интеллект», издание 2-е, переработанное, изд.»Речь», С.-Петербург, 2002г.

4. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка – СПб., 2006.

ЗАДАНИЕ 1. Составьте конспект и таблицу по теме «Психо-эмоциональные свойства цвета». В таблицу поместите

§ примеры произведений изобразительного искусства, восприятие которых позволяет применять психо-эмоциональные свойства цветов.

§ приемы цветотерапии в работе логопеда

Психо-эмоциональные свойства цвета

  барические (легкие–тяжелые) динамические и энергетические   температурные (теплые–холодные) звуковые (глухие – звонкие) цвета в жизни и искусстве
красный          
оранжевый          
желтый          
зеленый          
голубой          
синий          
фиолетовый          
черный          
белый          
серый          

Материалы для задания 1

1.

(источник в списке литературы №3)

Изобразительному искусству принадлежит одно из главных мест в эстетическом воспитании. Изобразительное искусство (живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное ис­кусство) в силу своей конкретности и наглядности оказывает большое влияние на детей, даёт возможность знакомить их с новыми явлениями в общественной жизни, природе, быту, обо­гащает представления. Основной задачей воспитания и обуче­ния в процессе изобразительной деятельности является приоб­ретение детьми умений передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов. Возникновению образов в первых детских рисунках способствует применение различных художественных материалов – карандашей, красок, которыми можно рисовать на цветном фоне. Сочетание цветно­го пятна с фоном вызывает у ребёнка различные ассоциации, создаёт определённую настроенность. Кроме того, благодаря характерности, яркости воплощения художественный образ всегда волнует, вызывая чувства симпатии, радости или, на­оборот, огорчения.

С раннего детства ребёнок активно воспринимает мир света и цвета, и, не ведая того, родители одевают малыша в излюблен­ные ими цвета - цвета, определяющие его здоровье в настоящем и жизненный путь в будущем. Однако его склонность к любимым цветам меняется на протяжении жизни. Уже к трём месяцам дитя реагирует на крас­ные цвета. К полугоду - на жёлтые, затем на зелёный и позже всех - на синие. У младенца голубые покрытия стен ухудшают настроение, а жёлтые или салатовые улучшают. К 3-5 годам малышу больше нравится красный, к 7-8 годам – снова жёлтый, позже - зелёный, синий и т.д.

Новый цвет навязать невозможно, пока не привыкнешь к ста­рому, ибо он является мощным средством саморазвития чело­века, средством, действующим на неосознаваемом нами уровне. И в моде, и в религии, и в цветотерапии цвет можно считать таким средством внушения, противостоять которому невозмож­но.

Педагогам, психологам, врачам и родителям необходимо вла­деть элементарной информацией о цветотерапии и использо­вать эти знания в учебно-образовательном процессе, коррекционной и лечебной педагогике.

Каждый цвет определённым образом воздействует на чело­века. Действие цветов обусловлено, с одной стороны, непо­средственным физиологическим влиянием на их на организм, а с другой – ассоциациями, которые цвета вызывают на основе предшествовавшего опыта. Некоторые цвета возбуждают, дру­гие, напротив, успокаивают нервную систему.

Известно, что солнечный свет с помощью призмы может быть разложен на семь составляющих цветов, что описал Исаак Ньютон в своём труде «Оптика». Великий немецкий учёный, поэт, художник И.В.Гёте предложил расположить все цвета солнеч­ного спектра в виде круга, который получил название «круга цветов Гёте». Порядок цветов в нём сохраняется, как в радуге (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фио­летовый), а благодаря существующим переходным оттенкам спектра и добавленному между красным и фиолетовым пурпур­ному цвету, образуется непрерывный круг без резких границ.

В итоге научных исследований была доказана трёхкомпонентность смешения цветов, которая хорошо прослеживается при анализе «круга цветов Гёте». Основных цветов оказалось не семь, а три: это красный, жёлтый и синий цвета. Три цвета – зелё­ный, фиолетовый и оранжевый – являются дополнительными(их ещё называют цветами антагонистами, оппонентными, вспомо­гательными или дуплетными). Были выявлены пары цветов: красный – зелёный; жёлтый – фиолетовый; синий – оранжевый. Пар­ность цветов основана на том явлении, что если долго смот­реть на синюю, например, точку, а затем перевести взгляд в тем­ноту, то можно ясно увидеть цвет-антагонист (оппонентный цвет), то есть оранжевую точку.

Цвет не является чисто физическим признаком предметного мира, а связан с особенностями восприятия человеческого гла­за, поэтому дать ему определение очень сложно. Важно то об­стоятельство, что с помощью цвета человек воспринимает до 80% информации. Поэтому чувство цвета для человека являет­ся одним из его главных чувств.

Все цвета делятся на две противоположные группы: тёплые цвета (красные, оранжевые и жёлтые) и холодные (голубые, синие, фиолетовые). Тёплые цвета по их психофизиологическому воздействию помогают человеку переносить холодные темпе­ратуры, а холодные – высокие температуры, жару.

Все тёплые цвета относятся к активным цветам и усилива­ют жизнедеятельность организма: возбуждают и поднимают настроение, увеличивают мышечную работоспособность (динамогенное действие цвета), влияя тем самым на трудовые про­цессы. Холодные цвета относятся к пассивным цветам, замед­ляющим жизнедеятельность организма, пассивные цвета успокаивают и даже угнетают психику человека.

Но цвета не всегда одинаково действуют на людей. Длительное­ же восприятие нескольких схожих по тону цветов приводит к цветовому утомлению (явление «цветового голода»), к противо­положному воздействию цвета. Наименее утомляющим являет­ся действие цветов середины спектра (жёлто – зелёных, зелёных) и светлых ахроматических, которые будучи промежуточными в спектре, между активными и пассивными цветами, относительно нейтральны по психофизиологическому влиянию на человека, и поэтому их относят к физиологически оптимальным цветам.

Все тёмные цвета относятся к тяжёлым, и действуют на психи­ку человека угнетающе. Предметы, окрашенные в чёрный цвет, кажутся более тяжёлыми, чем такие же предметы светлых то­нов.

Цвета, обладающие высоким коэффициентом отражения и не­большой насыщенностью, являются лёгкими. Лёгкие светлые то­на улучшают настроение, оказывают на человека благотворное влияние. В зависимости от необходимости моделировать то или иное настроение целесообразно сознательно выбирать цвет исполь­зуемой одежды (рубашки, платья, костюма, галстука и т.д.).

Ещё В.М.Бехтерев использовал цвет в целях усиления психо­терапевтического воздействия на эмоциональное состояние своих пациентов. В клинике Военно-медицинской академии до сих пор сохранилась комната, где В.М.Бехтерев проводил сеан­сы психотерапии. В это комнате есть выдвижные рамы со стёк­лами красного и синего цветов. У больных в состоянии депрессии намного улучшалось настроение, если психотерапия проводилась при красном цвете, и, наоборот, синий цвет благотворно действовал при возбуждении.

При аутогенной сенсорной репродукции образных представлений (аутогенная тренировка высших ступеней), используемые образы необходимо целенаправленно «раскрашивать». Вот при­мер сюжетной развёртки успокаивающего (седативного) харак­тера при образной «раскраске»: «Яркий тёплый летний день. Голубое-голубое небо. Неяркое летнее солнце. Слегка розовею­щие по краям облака. Я стою на ровном бескрайнем поле. Тёп­лой коричневой земли почти невидно – повсюду мягкая яркая желто – зелёная трава до самого горизонта. Невдалеке зеле­неет лес. Сквозь зелень под ногами видны белые и розовые цветы»

К психологическому действию цвета относится и его символи­зм. Так, например, цвета оказывают различные эмоциональные воз­действия на людей в зависимости от их возраста, вероиспове­дания, региона проживания, национальности, социального положения и выражают различные значения.

Воздействие цветом является наиболее эффективным мето­дом психокоррекции, поскольку именно с цветом человек полу­чает 80% информации от окружающего его мира. Познакомимся с психо-эмоциональным воздействием определённых цветов бо­лее подробно.

Ахроматические цвета. Белый. Испокон веков белый цвет ассоциировался с духом предков и наделялся свойствами очищения и божественности. В Африке белый цвет траура надевали в особых случаях, ког­да хотели увековечить память о почтенном человеке. Белый в иудаизме передаёт значение высокой, чистой сущ­ности. В одежды белого цвета из виссона одеваются ангелы и праведники.Показательно, что индийская традиция (выражать цветом соответствующее эмоциональное состояние) наделяет белый значением космической настроенности при самопрозрении. И здесь же белый цвет наделяется свойствамиблагости, так как характеризует касту жрецов (брахманов), которые на протя­жении тысячелетий сохраняли неизменными традиции общес­тва. Буддистские вероучения наделяют белый цвет самооблада­нием и высшей духовной трансформацией через «женствен­ность мира». «Ведущая наружу за тьму оков незнания» «Мать всех Будд».

В Античном мире в белое одеты жрицы Афродиты. И здесь же рождается миф о Белой скале, пролетая мимо которой, души умерших теряют памятьо земном существовании. Платон в рассуждениях о душе человеческой наделил белым цветом со­вестливую её часть, которая чтит законы, традиции и нравы общества.

В христианстве белый цвет символизирует божественный свет Бога-Отца. В православии белый цвет церковных облаче­ний используется в Рождество Христово, Преображение и Бла­говещение. В них же начинается Пасхальная утреня. Белые ризы одеваются при крещениях, помолвках, браке, погребениях, ибо эти стадии человеческой жизни характеризуются с переходом в новую форму существования души.

В средние века белые одежды в миру носили преимуществен­но те, кто хотел «выказать чистоту и неподкупность сердца». Бе­лый флаг символизирует капитуляцию, перемирие, дружбу и добрую волю.

По психологическим параметрам воздействия белый характе­ризуется такими свойствами, как светлый, лёгкий, холодный, блестящий и ослепляющий. Обыкновенно же белый цвет ассо­циируется со святостью, чистотой и целомудрием.

Белый свет и цвет считается нормой цветовосприятия. Хотя и солнце, и лампы накаливания, не говоря уже о свечах, дают не белый, а желтоватый цвет. Психология цвета в предпочтении белого над серым и чёрным видит стремление человека осво­бодиться от обременительной связи с и начать новую жизнь. Поэтому лицам, нуждающимся в освобождении от неприятных обстоятельств, рекомендуется надевать белые одежды. Белый цвет можно разложить на все цвета спектра, он содер­жит в себе все цвета, слитые вместе. Белое действует на нашу психику как молчание, которое может быть понято. Это как бы «ничто»,- предшествующее началу, рождению. Если бы наши ду­ши были абсолютно гармоничными, то все цветовые волны сли­лись бы вместе, и у нас была бы чисто-белая аура, - считают восточные мудрецы.

Серый. У индусов и французов пепельно-серый цвет выражает пе­чаль, покаяние или раскаяние. В самом деле, в нём нет крайнос­тей. Он в самом центре всех на свете цветов. Без него не обхо­дится ни одна смена моды. Археологи и этнологи называют серый цвет керамики цветом смены времён, так как он предшествует возникновению каждой новой культуры. Мифологи практически всех традиционных культур утверждают, что человек создан из глины, грязи, пепла или праха земного. Так, в «чёрный» пост евреи обмакивают кру­тое яйцо в серый пепел- пищу горюющих.

Античный мир наделял серый цвет значением траура по умершим (отказ от ярких цветов). В христианских канонах за серым цветом с античных времён сохранилось значение телесной смерти и духовного бессмер­тия. Поэзией ислама серый цвет воспринимается как цвет злодея­ний или несчастий и напоминает о забытой чистоте, о болях. В персидской поэзии дым – символ печали.

Европа называет серый цветом джентльме­нов, высшего света и т.п. И одновременно геральдика обознача­ет им несчастье и страдание. Возникает и каббалистический «цвет мудрости » и серые цвета униформы современных чино­вников.

Предпочтение светло-серого в ахроматической шкале, по Люшеру, связано с повышенной, доходящей до безудержности, потреб­ностью к беспрепятственному переживанию всех возможных ситуаций. Нейтральный же серый, согласно Люшеру, не вызыва­ет никаких психологических реакций, не успокаивает и не возбуждает, хотя и создаёт внутреннюю стабильность, подчёркива­ет обязательность, частично отгораживая от внешних воздейст­вий. Предпочтение средне-серого по 8-цветовой шкале означа­ет замкнутость, скрытность или сдержанность. Нередко оно свя­зано с повышенным уровнем тревожности.

Чёрный. В рассуждениях о душе человеческой Платон наделил чёр­ным цветом бессовестную её часть, которая (вопреки тради­циям общества) неистово добивается своих низменных жела­ний. И Платон же полагал чёрный цвет наиболее верной характеристикой будущего времени. В буддизме чёрным характеризуется темнота скрытого (стес­нённого) бытия. Однако конфуцианство каким-то образом усмот­рело в этом цвете символику мудрости и знания. Индуизм же связывает чёрный цвет с чувственным движением «вниз». Каб­бала считается с царской властью этого цвета и соотносит его с пониманием ощущений.

В геральдике чёрный означает благоразумие и мудрость. Чёр­ный – это абсолютное поглощение всех цветов и «света» с его условностями, моралью и правопорядком. И по визуально-физи­ческим свойствам чёрный цвет характеризуется такими значе­ниями, как «тёмный, трудный, тяжёлый, тёплый, впитывающий, всасывающий, поглощающий».

Психология цвета утверждает, что лица, выбирающие чёрный цвет и ставящие его на первое место (среди ахроматических), нахо­дятся в оппозиции к обществу, испытывают явное отвращение к происходящему, проявляют агрессивность в сочетании с дест­руктивной и импульсивной тенденциями. Негативизм, конфликтность и чёткая позиция протеста. Чёрные одежды носят обычно агрессивно настроенные уп­рямцы, протестующие анархисты и другие. Поэтому в нём можно видеть и помощь слабовольным пациентам в укреплении си­лы духа.

Как всепоглощающий все цвета спектра чёрный цвет велико­лепно сказывается на состоянии организма, объединяя в себе все их лечебные свойства. Поэтому в отдельных случаях он мо­жет рекомендоваться в качестве общеукрепляющего средства лицам с ослабленным здоровьем.

Полихромные тёплые цвета. Название «тёплые» эти цвета получили вследствие того, что оказались жёстко связанными с цветами тёплых предметов ти­па огонь, кровь, солнце и т.п. Эти цвета возбуждающе действу­ют на интеллект, прежде всего, через симпатический отдел веге­тативной нервной системы, который связан с такими функциями, как пищеварение, сердцебиение, дерморегуляция и т.п. Как при активации симпатического от­дела, так и при действии тёплых цветов бессознание, если можно так сказать, противостоит внешнему воздействию различными путями. Здесь и расширение зрачков, и усиление сердцебиения, и расширение бронхов, и выделение глюкозы из печени и т.п. Эксперименты учёных с рН-метром показали, что воздействие на интеллект тёплыми цветами обладает своеобразным окис­лительным эффектом. Тёплые цвета характеризуют экстравертные типы интеллекта.

Красный. В Древнем Египте красной или красно-коричневой краской всегда окрашивались изображения богов и мужчин. В иудаизме красный цвет символизировал не только мерзости и грехи вся­кие, а и сам День Страшного суда. Но одновременно красный украшал и стены первых иудейских храмов, и одежды перво­священников, и одеяния воинов.

Дни святых пишутся красным цветом. В православии красный цвет вслед за белым продолжает пасхальное богослужение как символ неизречённой любви Бога к роду человеческому. Как цвет крови он используется также в красных или багряных об­лачениях, надеваемых для служб в честь мучеников. В католи­честве красный цвет символизирует не только дни мучеников, но и собственно Троицу. Это цвет кардиналов как слуг Папы - озна­чает рвение в вере, силу и достоинство.

Тантризм связывает энергетический центр красного цвета с усилением жизненной энергии и повышением иммунитета или выносливости. В самом деле, хроматические свойства красного таковы, что днём он приближается к нам, выступает вперёд и даже наступа­ет на нас. А в сумерках служит фоном и создаёт странное впе­чатление глубины, происхождение которой также не оставляет в покое. Поэтому мощное возбуждение психики от красного цвета имеет весьма навязчивый характер. Своего рода принудитель­ный стимул к активной экстраверсии, то есть к деятельности, направленной вовне личности. В этом принуждении участвует весь организм человека. Пульс учащается и усиливается. Уве­личивается артериальное давление и внутриглазное давление. Дыхание учащается и углубляется. Активизируется мускульная система. Увеличивается скорость движений, так как время в красном переоценивается.

Красный цвет освещения в 2 раза увеличивает силу сжатия кисти. Да и вообще, за счёт возбуждения нервной системы крас­ный вызывает в начале резкий подъём работоспособности. Нап­ример, производительность труда уже через 10 минут повыша­ется на 26%, ибо увеличивается мышечное напряжение и ско­рость движений. Ускоряется реакция «счёт чисел»… Однако при адаптации к красному цвету число правильно решённых задач снижается на 20%, а производительность труда на 34% (после 20 минут адаптации). Появляется цветовое утомление, приводя­щее к дальнейшему понижению работоспособности.

Психологами отмечено, что ношение красных очков спортсме­ном повышает его выносливость, выявляет боевую борцовскую решительность в его характере. Красный цвет помогает активно преодолевать жизненные препятствия. Улучшает динамичность жизни и даже предприимчивость.

В качестве возбуждающего красный весьма эффективен при лечении депрессий, подавленности и меланхолии. Уже доктор Бэббит заметил, что красные цвета освещения (фильтры на окнах, шторы и др.) противопоказаны сангвиникам и холерикам. С.Пэнкост использовал красные световые ванны при лечении пара­личей, истощения и туберкулёзов третьей степени.

Из-за значительной проникающей способности в кожу он бо­леутоляюще воздействует на нервную систему. Наиболее эф­фективен при лечении гиперстезии как основы большинства си­мптомов неврастений. При этом часто проходят головные боли, головокружения, а также боли в позвоночнике и др. Красная шерстяная нитка, обвязанная вокруг ушиба, издавна использовалась для снятия боли и скорейшего выздоравлива­ния.

Красный стрептоцид как прообраз современных сульфаниламидных препаратов не одному поколению спас жизнь. Нередко красные цвета успешно используются для лечения детской анемии и апатии, так, что увеличивается число эритроцитов. За счёт выделения адреналина при воздействии красным цветом повышается физическая активность, улучшается пищеварение, улучшается аппетит и растёт вес ребёнка.

Красный прекрасно способствует заживлению ран за счёт глу­бокой проникающей способности. Поэтому в процессе цветолечения резко уменьшаются воспалительные явления. Хорошо за­рекомендовали себя методики лечения красным цветом острых экзем, кори, оспы, рожистых процессов и др.

Розовый. Розовый цвет образуется смешением красного и белого. Как разбеленный оттенок красного розовый обычно ассоциируется с цветом духовной радости.

Розовый цвет – цвет мягкости, вызывает доверие (хорошо для расположения к себе, чтобы вызвать доверие к себе, иметь одежду розового цвета). Цвет сердечности, любви. Розовая энер­гия тёплая - согревает, рассасывает, растворяет, успокаивает. Хорошо применять при меланхолии.

В одной из педиатрических клиник Франции исследовательс­кая группа, используя данные функциональной психологии, ре­комендовала ввести розовое бельё для маленьких пациентов. После этого резко возросло количество поправляющихся де­тей. Администрация клиники хотела пойти дальше. Зная, что хорошее самочувствие пациентов зависит от цвета интерьера, она решила окрасить стены, потолки и мебель в тот же цвет, что и рубашки.

Оранжевый. Действие оранжевого цвета вызывает у нас некоторое воз­буждение. Менее сильное, чем от красного и поэтому более приятное. Оранжевый создаёт ощущение благополучия и веселья. Вообще же этот цвет часто ассоциируется с удовольствием, роскошью, радостью и пламенем. Имеет сильное стимулирующее влияние на чувства. Увеличивает силу сжатия кисти в 1,5 раза по срав­нению с белым. Оказывает благоприятное воздействие на рабо­тоспособность при условии периодического отдыха. При длите­льном восприятии оранжевого может появиться утомление и даже головокружение. Лёгкое ускорение кровообращения прак­тически не сказывается на давлении крови. Незначительно уча­щается пульс и дыхание. По данным психологии цвета, красно­вато-оранжевый цвет в качестве предпочтительного означает стремление человека к переживаниям. В цветолечении оранжевый цвет оказывается промежуточ­ным между красным и жёлтым. Применяется при лечении детс­кой апатии и анемии, доводит число эритроцитов и гемоглобина до нормы. Оранжевые цвета благоприятно действуют на пище­варение и усиливают аппетит.

Коричневый (затемнённый оранжевый). Это чисто земной цвет – тут и шкуры животных, почва, кора де­ревьев и т.п. И ассоциируется он у большинства людей с приземлённостью, с укоренением повседневности.

В христианской символике этот цвет обозначает духовную смерть. С коричневым цветом поэзия ислама связывает функ­ции гибели и распада. В самом деле, коричневый напоминает нам гниение зелёного, болота под зелёным покровом, цвет торфа как сгнивших растений.

Как и красный или оранжевый, коричневый также является громким и шумным цветом.

Цветовая аналитика позволяет выявить в коричневом цвете инстинктивную чувственность или уход от интеллектуальных к сугубо телесным потребностям. По мнению психологов, лица, предпочитающие коричневые тона одежды, имеют весьма ус­тойчивые взгляды на жизнь, то есть, постоянны, умеренны, акку­ратны и обычно консервативны. Бегство в коричневый цвет нередко вызывается нежеланием осознавать настоящее. Это создаёт зависимость от общества и нужду в его поддержке. Как ярчайшее проявление животного на­чала в человеке может вызывать асоциальность и антиобщест­венное поведение. Больному в коричневом цвете кажется, что этим он укрепляет своё положение в обществе.

Жёлтый. Как считал Гёте, жёлтый цвет всегда несёт с собой свет. В своей высшей чистоте жёлтый всегда обладает светлой природой и отличается ясностью, весёлостью и мягкой пре­лестью.

Солнечно-жёлтый как цвет божественного озарения обычно ассоциируется и с цветом Афродиты и с одеждами Афины, с ореолом Аполлона и с аурой Будды, с нимбом Христа. Ещё в Древнем Египте изображения богинь и женщин канони­чески окрашивались в жёлтый цвет. В традиционном Китае (где долго царили матримониальные отношения, и женщина занима­ла центр мироздания) жёлтый цвет считался священным и обо­значал женственность (Инь) земли. Согласно Конфу­цию, жёлтый цвет должен символизировать веру.

Индуизм улавливает в этом цвете бессмертно-жизненную ис­тину, наделяя им семя человеческое. В энергетическом центре жёлтого цвета тантризм усматривает увеличение жизненной си­лы и приобретение крепкого здоровья.

Золотые и жёлтые цвета одежд православные священники надевают на богослужения праздников Иисуса Христа, в воск­ресные дни, а также в дни памяти апостолов и святителей. В ка­толичестве светло-жёлтый цвет символизирует интуицию, ин­теллект и веру. А также истину, обретённую в откровении, и эмо­циональную теплоту Солнца.

Духовную красоту характеризует золотисто-жёлтым цветом Каббала и франкмасоны. Однако жёлтый флаг в Европе озна­чал карантин. Золотисто-жёлтый связывается также с лучисто-интуитивной целеустремлённостью или интеллектуальным оп­тимизмом.

Восприятие жёлтого цвета вызывает более нежное, по срав­нению с оранжевым, действие на пульс и дыхание. То есть бод­рое, веселящее возбуждение. Возможно, это связано с тем, что жёлтый цвет как бы исходит от своей поверхности и распрост­раняется на расположенные рядом с ним цвета. А может быть, потому что жёлтый наиболее благоприятен для большей скоро­сти зрительного восприятия, устойчивости ясного видения и ос­троты зрения. Стимулируя этим деятельность мозга, он вызывает у человека интеллектуальный интерес к объективному миру. Жёлтый цвет принимает участие в развитии головокружений.

В функциональной психологии предпочтение жёлтого означа­ет стремление к независимости и к расширению горизонта вос­приятия. Значение жёлтого цвета обычно включает и живость чувств в самораскрытии интеллекта, и радостную бодрость при нежных возбуждениях. Жёлтая энергия вселяет оптимизм, разгоняет меланхолию, способствует положительным эмоциям, благоприятно влияет на состояние нервной системы, может использоваться как тонизи­рующее.

Семантика зелёного цвета. Зеленовато- жёлтый цвет. Как правило, зеленовато-жёлтые и желтовато-зелёные оттен­ки вызывают ассоциации с вынужденным раскрытием и связы­ваются с распусканием почек на деревьях. Среди всех цветов зеленовато-жёлтый обладает наиболее ясной и отчётливой об­ластью видения. Поэтому в нормальных условиях не утомляет зрение. Однако при укачивании, например, ухудшает самочувствие и усиливает вегетативные расстройства. Возможно, в силу перечисленных свойств зеленовато-жёлтый (цвет серы) в хрис­тианстве считается цветом повелителя ада Люцифера (в до­словном переводе с латинского «несущего свет»).

Предпочтение зеленовато-жёлтых тонов означает стремление человека устанавливать новые контакты или желать встреч с чем-то неизвестным. Вместе с тем зеленовато-жёлтые цвета предпочитают больные со склонностью к спазмам гладкой мус­кулатуры.

Зелёный. Тысячелетиями человек рос, жил и отдыхал рядом с зеленью. И земная жизнь связана с Воскресением, с весенним обновле­нием природы. Понятно, что зелёный цвет благоприятно дейст­вует на человека и ассоциируется с юностью, с жизненной воз­можностью, с рождением и надеждой.

В Древнем Египте зелёный – строго канонизированный цвет Осириса («произростающего»). В Индии считалось, что зелёный цвет укрепляет не только память, но и собственно знания. Кон­фуцианская традиция наделила зелёный цвет свойством гуман­ности. В зелёном энергетическом центре тантрическое учение находит, прежде всего, обретение власти над своим «Я», ощуще­ние внутренней силы и контроль над речью и чувствами. В исламе зелёный – святой цвет. Райские сады – зелены, как зелено «майское дерево», или рождественская ёлка, как зелены и священны знамена Магомеда, так сказать, правовестника «мужской» религии. В православии зелёные цвета богослужения соответствуют праздникам Святой Троицы, Святого Духа и Вхо­да Господня в Иерусалим, а также дням памяти Преподобных. В католичестве зелёный символизирует рост духа святого в чело­веке, бессмертие духа и жизнь как триумф над смертью (весны над зимой). Этот цвет означает также добрые дела, инициацию и надежду. В Каббале зелёный цвет олицетворяет победу. Одна­ко на море флаг зелёного цвета геральдика приняла как знак кораблекрушения.

Дети, предпочитающие зелёный цвет, обычно более уравнове­шены, самостоятельны и не проявляют излишних эмоций.

При воздействии на нервную систему человека зелёный цвет проявляет промежуточные свойства между тёплыми и холод­ными цветами. Нормализует кровяное и внутриглазное давле­ние, увеличивает остроту зрения, сужает величину слепого пят­на сетчатки, приводит к нормализации дыхания и пульса, увеличивает длительность выдыхания (по сравнению с тёплыми цве­тами), уменьшает величины мускульной реакции, создаёт неси­льный, но прочный подъём умственной работоспособности, бла­гоприятствует концентрации внимания. После привыкания к зе­леному число правильно решённых задач увеличивается на 10% при сокращении числа ошибок – на 20%. Наблюдается небо­льшое замедление реакции «счёт чисел», поскольку возникает определённая недооценка времени.

Зелёный наиболее показан лицам, которые периодически страдают невралгиями и мигренями, вызванными повышенным кровяным давлением, ибо, как никакой другой, зелёный цвет спо­собствует нормальному наполнению кровеносных сосудов, под­нимает жизненный тонус и создаёт реальное ощущение отды­ха при нервной раздражительности, истерии или бессоннице. Принято считать, что зелёные стёкла очков имеют уравновеши­вающий и успокаивающий характер, поэтому могут быть реко­мендованы при нервных срывах и переутомлениях.

Как тихий и успокаивающий зелёный цвет уменьшает влияние укачивания, смягчает морскую болезнь и предотвращает рвоту, оказывает слабое гипнотизирующее - болеутоляющее действие. Как самый спокойный из всех цветов, он никуда не зовёт, ниче­го не требует.

Синевато-зелёный (затемнённый). «Сочетание синего с зелёным имеет что-то пошло противное, поэтому наши добрые предки называли его дурацким цве­том»,-отмечал Гёте. «Зелёный свет – успокаивающий, -пишети д-р Гейл. Тёмно-зелёный склонен терять свои свойства».Од­нако втантризме энергетический центр цвета морской волны вызывает контроль над умом, волевые решения и умение логич­но осуществлять поставленные задачи.

Функциональная психология также наделяет этот цвет напря­жением воли и настойчивостью в овладении собой. Предпочте­ние сине-зелёного, как правило, означает честолюбие и пере­оценку собственных сил. Притязания на собственную значи­мость и самовозвеличивание. Сине-зелёный – это и жажда и власти, и нежелание каких-либо внешних перемен, и убеждён­ность в собственной полноценности, и недооценка жизненных сложностей, и многое другое. В общем, вполне человеческая противоречивость застойно-интеллектуального возбуждения. Как цвет внутреннего напряжения, он выражает основной психоаналитический принцип «Я». То есть скрытно-энергетическое от­ношение человека к самому себе.

Полихромные холодные цвета. «Холодными» эти цвета называются вследствие связи с цве­тами холодных предметов типа льда, воды, неба и т.п. Эти цвета успокаивающе действуют на интеллект посредством активации парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. Этот отдел определяет степень функционирования пищеварения, сердцебиения, терморегу­ляции и т.п. Как при активации парасимпатического отдела, так и при действии холодных цветов происходит и сужение зрачков, и замедление ритма сердца, и сужение малых бронхов, и стимуля­ция пищеварения и т.п. Воздействие холодными цветами обла­дает своеобразным восстановительным (болеутоляющим, имею­щим основной характер рН-эффектом). Холодные цвета характе­ризуют интравертные типы интеллекта.

Голубой. Как небесный цвет он ассоциируется с ясным небом, прозрачностью воды, впечатлительностью лириков. Так, в традициях Древнего Египта цвет богини неба был канонически голубым. Голубым же был священный лотос как символ женственно-зем­ного лона. Танцовщицы согласно сохранившимся документам Древнего Египта, изображались в голубых прозрачных одеждах, подчёркивающих сугубо эстетический (подсознательный) харак­тер изображённых действий. В православии голубой цвет соответствует праздникам Пре­святой Богородицы, а также дням Ангелов Господних.

С энергетическим центром голубого цвета Тантризм связыва­ет ясность зрительного осмысления действительности, а также способность к духовной поэзии и понимание сновидений. Кабба­листически-голубой священный треугольник с оком Проведе­ния появляется в ложах франкмасонов как знак этического при­общения к миру.

Больше половины младенцев лет до трёх не воспринимают голубых тонов. У взрослых этой же формой дальтонизма стра­дает примерно один человек из десяти. И обычно – мужчина. При воздействии голубого у человека снижается мускульное напряжение и кровяное давление, дыхание замедляется, стано­вится менее глубоким. Увеличивается длительность выдыха­ния. Немного снижается частота и сила пульса, хотя иногда эта реакция может стать и обратной. Да и психологически голубой цвет связан с ощущением чего-то мягкого, нежного и сладкого. Поэтому и сахар обычно выпускается именно в белых с голу­бым упаковках. В некоторых случаях более тёмные оттенки го­лубого психологи интерпретируют как жестокость и тяжесть уп­рямства, страдания от внезапной изоляции или закоренелой гордости.

При цветолечении голубой цвет обладает болеутоляющим характером. При локальном использовании проявляет антисеп­тические свойства. Наряду с синим, голубой используется как средство, отгоняющее мух и других насекомых. Эффективен при воспалительных процессах и нередко уменьшает нагное­ние ран за счёт стимуляции лейкоцитов. Голубой применяется при лечении рака и, практически, не заменим при некоторых ревматических болях. Для нервных больных является более успокаивающим, чем зелёный. Может использоваться как эффективное антирвотное средство. В психиатрии обычно рекомендуется для ослабления нервных припадков при маниакальных состояниях, или для рассеивания навязчивых идей у больных. Вместе с тем, злоупотребление голубым цветом может вести к некоторой ус­талости и даже к угнетённости пациента.

Синий. Восприятие этого цвета обычно вызывает ассоциации со Вселенной и мыслью, с верностью и божественной муд­ростью. Иудаизм практически всегда причисляет этот цвет к общечеловеческой логике мироздания. Синим украшена крыша первого храма Яхве. Глубокомысленными воспринима­ются синие тона в буддизме. Так, в синем энергетическом цент­ре тантрическое учение видит интуитивно-творческое обрете­ние спокойствия, освобождение от желаний, ведущих к различ­ным действиям во внешнем мире. Ведическое учение приписы­вает этот цвет плащу Индры, царя богов. В канонах христианства синий – цвет Царицы Небесной Девы Марии. В средневековой Испании синие и голубые одежды не­редко надевались во время траура. Эта традиция, вероятно, свя­зана с влиянием исламской культуры, где голубые цвета были траурными наравне со светлыми. В кабалистике синие – цвета пощады и милости.

По сравнению с голубыми, синие цвета могут оказывать тор­мозящее действие на человека или порождать своеобразное беспокойство, и даже печальное настроение, усталость или сла­бую угнетённость. Одной из причин этого является обычная для человека близорукость к синему цвету (ввиду нескоррегированности хроматической аберрации глаза). Поверхность синего цвета как бы удаляется от смотрящего на неё. Гёте в «Учении о цвете» писал об этом так: «Насколько охотно мы следуем за удаляющимся от нас предметом, настолько же охотно смотрим на синий цвет, потому что он влечёт нас за собой… «Как гипноз, уводящий в мир иной.

Дыхание становится менее глубоким, чем при голубом, длите­льность выдыхания ещё более увеличивается, пульс уряжается и ослабляется, почти исчезает чувство боли. Синий снижает мускульное напряжение, при длительных физических работах отрицательно сказывается на производительности труда. Время в этом цвете также недооценивается.

В функциональной психологии синий проецируется на потре­бность в мирном и расслабленном покое. Служит для восста­новления сил при глубоких переживаниях. Синий выражает стремление к безопасности или к забвению, к гармонии и пас­сивной чувствительности, к приятной связи и удовлетворению, как цвет душевного покоя связан с самоанализом и самоуглуб­лением.

Сегодня многие прибегают к очкам с синими стёклами, прино­сящими успокоение не только нервной системе, но и больным глазам. Синий цвет может быть рекомендован пациентам, страдаю­щим недоверчивостью, беспокойством, напряжённостью. В ка­честве успокаивающего этот цвет положительно сказывается на поведении экстравертов.

В цветотерапии синий используется для лечения маниакальных состояний невропатов при сверхвозбуждении или буйнос­ти. Противопоказания сине-фиолетовых цветов – при депрессив­ных и меланхолических состояниях.

Фиолетовый. Древние называли фиолетовый цветом мудрости, цветом по­знания истины, цветом печали. Так, в Древнем Китае вечернее небо характеризовалось мужским принципом (Ян) и обознача­лось фиолетовым цветом.

Ещё Владимир Даль говорил, что сиреневый и лиловый - одно и то же. И если индуизм одевал мужественного мужа из мужей Кришну в фиолетовые одежды, то Тантризм усматривал в энер­гетическом центре фиолетового цвета гармонию и мудрость во взаимоотношениях с окружающими. В православии фиолетовый наравне с багровым посвящён праздникам Креста Господня (Воздвижение и др.). В католичест­ве этот цвет символизирует истину, пост, покаяние, печаль и без­вестность. Это также и цвет Марии Магдалины, и цвет, означа­ющий священнические права и власть. Лиловые сутаны (цвет высшей мудрости) носят католические епископы. На Рождество и в Великий пост надевают фиолетовые митры кардиналы. Во время страстной недели крест покрывают фиолетовым покры­валом. Каббала выявляет в этом цвете первоначало, или основу основ.

Фиолетовый – творение нового, неожиданного, незнаемого. Как считают психологи, все оттенки фиолетового выражают тягу к простору, свободе, ко всему, что не признаёт границ. Фио­летовые одежды выдают в носящем их жажду к самовыраже­нию, к интеллектуальному заполнению эмоционального вакуу­ма, и опять же к творчеству. Но сиренево-фиолетовые тона иног­да называют цветами исхода жизни, упадка. Так, Гёте называл фиолетовый цветом меланхолии и отжившей страсти.

Интересно действие фиолетового на человека. С одной сторо­ны, наблюдается наибольшая из всех интровертных (холодных) цветов степень замедления дыхания. Уменьшается его глубина и увеличивается длительность выдыхания. Замедляется и слабеет пульс. Даже при кратковременном воздействии фиолето­вый понижает работоспособность более, чем полная темнота. Максимально замедляется реакция «счёт чисел». Нередко ока­зывается подавляющее действие на интеллект. Заставляет па­дать духом, или вызывает депрессивно-меланхолическое состояние. С другой стороны, воздействие фиолетового на сердце, лёгкие и кровеносные сосуды увеличивает их органическую выносливость. В цветотерапии фиолетовый используется при лечении буй­ных больных. Применяется и в качестве наркотически-болеуто­ляющего средства.

 

2.

Л. Назарова. Я б в астрологи пошел…Кармическая астрология / Научно – популярное издание – Д.: Сталкер, 1996.

 

Прекрасный дар природы – способность человека видеть мир, расцвеченный всеми цветами радуги. Люди так привыкли к этому чуду, что не удивляются ему, более того, склонны считать цвет объективным свойством самих предметов. Так или иначе, цвет воспринимается обычно как цвет предметов или как цвет помещения. К так называемым теплым цветам относятся красный, золотистый и оранжевый, в то время как синий, фиолетовый и цвет морской волны считают холодными цветами.

В своем жизненном опыте мы практически никогда не имеем дело с чистым цветом. Мы видим оранжевый апельсин, зеленую траву, карие глаза, красные звезды, а не просто отдельные цвета. Нам практически невозможно отделить информацию цветовую от той, которая ее сопровождает, от контраста, в котором мы воспринимаем цвет. Человеку чаще всего цвет рассказывает о предметах и явлениях. Он позволяет судить о том, созрела ли ягода, или она еще зеленая, здоров ли ребенок или у него красное горло.

Понятно, что чем разнообразнее информация, тем она достовернее. То, что мы видим, слышим, осязаем, помним, обоняем, чувствуем, - все это синтезирует единую и неразрывную картину мира.

Довольно просто заменить различную цветовую гамму (остроту зрения) в разное время суток. При дневном освещении самым светлым человеку кажется желтый цвет. При переходе от дневного зрения к ночному чувствительность сдвигается к синему цвету. При сумеречном освещении лучше всего глаз человека различает зеленые оттенки.

Видимый спектр для среднего человека начинается с красного и заканчивается фиолетовым. Правда, человек в состоянии видеть цвета и нейтральные, например, пурпурный, карминный и так далее. И несколько меньше противоположного конца спектра – фиолетового. Однако, профессионалы, камвольщицы, например, различают до 40 оттенков черного цвета.

Цветовые восприятия являются важными для человека впечатлениями внешнего мира и проблема воздействия цвета на человека далеко еще не решена.







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 436. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия