Занятие 1 Воздушная, линейная перспектива и цвет как средства ландшафтной композиции
Перспектива – зрительное изменение предметов по мере их удаления от наблюдателя. Воздушная перспектива связана с изменением яркости и четкости предметов, а также их цвета по мере удаления от точки наблюдения, а линейная – со зрительным уменьшением величины и изменением формы. Формирование видов, панорам и пейзажей зависит от положения наблюдателя на местности. Используя линейную перспективу, можно увеличить глубину пространства парковой картины. Это достигается путем создания промежуточных планов в виде боковых кулис из древесных групп или солитеров, направляющих взгляд к горизонту. Аналогичного эффекта можно добиться, если по мере удаления от точки наблюдения размещать объемы, уменьшающиеся по величине, сокращать расстояние между ними. При необходимости визуального сокращения воспринимаемого пространства можно использовать прием последовательного увеличения ширины вида от точки наблюдения и размеров промежуточных кулис, а также увеличением их количества. Эффекты воздушной перспективы зависят от прозрачности воздуха, его загрязненности, насыщенности водяными парами. Пространственные изменения цвета называют цветовой (колоритной) перспективой. Углубление перспективы при помощи цвета достигается за счет усиления холодных тонов дальнего плана и изменение четкости форм. Например, деревья с мягким контуром крон, близких по окраске к холодной гамме, размещают на дальнем плане; параллельно вводя синие и голубые пятна цветников. Выше перечисленные приемы неразрывно связаны с построением центра композиции. В качестве композиционного центра может стать отдельно стоящее дерево (солитер), красивоцветущие кустарники, штамбовая форма, водоем и т.д. Построение пейзажей невозможно без учета цвета как средства ландшафтной композиции. Небо, поверхность земли, растения, сооружения, покрытия имеют свой цвет. Необходимо учитывать и использовать сезонные и возрастные изменения цвета растений, определять колорит цветников с учетом расстояния от видовых точек. Что может стать центром композиции? Отдельно стоящее дерево (солитер) либо красиво цветущий кустарник, штамбовая форма, группа из валуна с цветами, зеркальце маленького водоема. Но при этом надо помнить, что для хорошего обзора отдельного дерева или кустарника (и любого другого вертикального элемента картины) расстояние до него должно быть не менее двойной, а лучше тройной его высоты, лишь в этом случае вертикальный угол восприятия композиции считается оптимальным.
Рисунок 1 - Восприятие предметов и картин парка:
В схеме восприятия пейзажа L – расстояние наблюдателя до картины, Н – высота картины, В – ее ширина. Этими размерами (параметрами) определяется характер картины. Соотношение этих величин может быть различным, нередко один из них становится доминирующим, например, при небольшой ширине и преобладающей глубине можно получить глубокую перспективу. Рамки картины создаются боковыми объектами (кустарник, стены здания, ограждение). Малые картины, характерные для садового участка, могут иметь следующие параметры: L = 12Н; угол горизонтального восприятия 27-450.
|