Тенденции развития операторского искусства.
Разнообразие жанров и поиски технических и изобразительных средств. Становление профессии оператора-постановщика в игровом кинематографе.
Перенесение реальности на экран. Умение «видеть». Ощущение и передача документальности и фактической подлинности. Оператор-документалист, репортёр. Иллюзия идентичности. Передача фактической подлинности. Документальная форма вымысла и факта. Воссоздание и фиксирование события. Жанры телевизионной документалистики.
Творчество Дзиги Вертова. Его влияние на развитие операторского искусства. Приемы и виды съемки, ракурс. «Человек с киноаппаратом».
Творчество операторов периода немого кино. Творчество операторов: Эдуарда Тиссе, Анатолия Головни, Андрея Москвина, и др. (Фильмы: «Броненосец Потемкин», «Стачка», «Мать», «Потомок Чингиз-Хана», «Старое и новое» и др.).
Зарождение Советской школы операторского искусства. Творческие поиски и влияние на мировой кинематограф. Переход на звуковое кино. (Фильмы: «Чапаев», «Путевка в жизнь», «Веселые ребята», «Мы из Крондштата», «Петр 1», «Депутат Балтики», «Александр Невский» и др.).
Советская операторская школа. Кинооператоры – Борис Волчек, Юрий Екельчик, Леонид Косматов, Марк Магидсон, Александр Гальперин, Вадим Юсов, Георгий Рерберг и др. Эстетика документальности в игровом кинематографе. Творчество Марлена Хуциева и Маргариты Пилихиной. Фильмы: «Застава Ильича», «Дневные звезды».
10. «В луче света». Различие подхода к изобразительному решению фильма нью-йоркской и голливудской операторских школ.
Творчество Сергея Урусевского. Операторы нового поколения и их вклад в развитие операторского искусства. Творческие достижения в фильмах: « Я – Куба», «Летят журавли», «Неотправленное письмо».
Фотографические и живописные фоны. Значение «фона» в композиционном построении кадра. Работа оператора с фонами натурными и павильонными.
Выбор натуры. Пейзаж. Экранная иллюзия реальности. Особенности работы оператора на натуре. Виды пейзажей.
Тональность. Виды освещения. Характер освещения. Светлая и темная тональности. Виды освещения: эффектное, имитация солнечного света и др. Характер освещения: светотеневой, силуэтный и т.д. Их зависимость от драматургии экранного произведения.
Интерьер. Особенности операторской работы при искусственном и естественном освещении. Смешанное освещение. Баланс «по белому», «по чёрному». Цветовая температура. Спектральный состав освещения.
Практические занятия (съемка на фото): 1. Репортаж событийный и наблюдения. 2. Фактуры. 3. Городской пейзаж (ведута). 4. Промышленный (индустриальный) пейзаж. 5. Архитектурный пейзаж. 6. Ночной городской пейзаж. 7. Сельский пейзаж (пастораль). 8. Пейзаж с радугой. 9. Лунный пейзаж. 10. Пейзаж в различные времена года. 11. Пейзаж с водной поверхностью (марина). 12. Фантастический пейзаж. Второй семестр
Художественная форма и содержание экранного произведения. Разнообразие жанров. Трагедия, трагикомедия, драма, мелодрама, комедия, детектив, триллер, фарс и др.
Обращение к условности. Эстетика эксцентризма. Фильмы: «Мир входящему», «В огне брода нет».
Народная тема в различных национальных вариантах. Фильмы: «Люди на болоте», «Не горюй», «Черная кошка, белый кот» и др. Особенности операторской работы.
Эффект присутствия. Экранное пространство и время. Создание иллюзии средствами монтажа временных и пространственных перемещений.
Крупности планов. Общий, средний, крупный планы. Деталь, как средство выразительности. Особенности работы с трансфокатором. Ощущение непрерывности действия. Съемка с движения. Направление движения. Сочетание движения трансфокатора с движением в кадре или движением камеры. Работа трансфокатором при статике и панорамировании.
Резкость изображения. Световая насыщенность эпизода. Выделение сюжетно-композиционного центра кадра. Световой и цветовой контрасты. 2. Динамичные приёмы съемки: с операторского крана, с наземных, водных и воздушных видов транспорта; съемка камерой с рук, с плеча; область применения динамичной камеры.
|