Работа оператора над информационными блоками и общественно-политическими программами.
Многокамерный метод съёмки. Режиссёрский пульт. Согласование работы камер, определение «генерального» направления и крупности планов. Передвижная телевизионная станция.
3) Особенности съёмки спортивных сюжетов, фильмов. Съёмки велогонок, футбольных и хоккейных матчей, зимних и летних видов спорта как в крытых манежах, так и на натуре.
Фильмы и сюжеты военной тематики. Военная хроника и периодика. Военные кинооператоры. Игровые фильмы на военно-патриотическую тему: «Судьба человека», «Баллада о солдате», «Бег», «А зори здесь тихие», «Отец солдата», «Пепел и алмаз», «Через кладбище», «Альпийская баллада», «Руины стреляют», «Чёрная берёза» и др.
Научно-популярные фильмы, передачи. Специфика работы оператора над научно-исследовательским материалом, экспериментальной наукой, новейшими технологиями.
Жанровое разнообразие телевизионной экранной продукции. Специализированные телевизионные каналы (географический, детский, спортивный, научный и пр.).
Телевизионное интервью. Создание документального образа. Модификации интервью. Монтажные сочетания. Работа с режиссёром над интервью. Зрительный образ.
8) Протокольные съёмки. Съёмки официальных выступлений, совещаний, конференций, съездов.
9) Съёмка документов, изобразительного материала. Съёмки фотографий, репродукций, застеклённых произведений изобразительного искусства (в музеях, частных коллекциях и др.).
Раздельное освещение фигуры и фона. В интерьерах, студии, павильонах. Оптимальные соотношения освещённости. Игровой фон.
Значение первого пространственного плана. Естественные и искусственные шторки, кулисы, создание разноформатного изображения в стандартах кадра 3:4 и 16:9.
Ассоциативный цвет. Цвет в создании эмоциональной характеристики экранного образа. Структуры цветовых сочетаний и соотношений.
Цвет как выразительное и изобразительное средство. Понятие цвета объекта съёмки. Цветовой тон, насыщенность, яркость. Изменение цвета объекта съёмки в зависимости от освещения.
Практические занятия
1) Подготовка и съёмка видеоролика по заданию «раскадровка литературного произведения». 2) Видеосъёмка репортажа (событийного, наблюдения). 3) Телеинтервью. Совместная работа с режиссёром над сценарием. Съёмка. Просмотр фильмов. Просмотр фильмов по темам, обозначенным в теоретической части.
ТРЕТИЙ КУРС Пятый семестр Цветное освещение. Драматургия цвета. Эмоции человека и комплекс пластических, звуковых и цветовых образов. Система цветовых символов. Цветовая гармония. Цветовые светофильтры.
Имитация спецэффектов на натуре. Имитация пожаров, наводнений, стихийных бедствий, падений и пр. с помощью дорисовок, домакеток, метода перспективного совмещения. Особенности работы оператора с художником.
3) Открытия, эстетические и драматургические приёмы в фильмах Д.Гриффита, В.Пудовкина, С.Эйзенштейна, Л.Кулешова, С.Юткевича. Крупный и дальний планы, ассоциативный, метафорический, аллегорический, поэтический и субъективный монтаж, эффект Кулешова или синтез нового явления.
Ритм. Способ создания психофизического эффекта восприятия. Понятие ритма. Ритм декорационных и натурных элементов. Темпоритм мизансцены.
Художественно-документальный фильм. Выбор темы, сбор материала, написание сценария, выбор натуры. Реставрация времени, события, факта.
6) Особенности съёмки телеспектаклей, фильмов-балетов, фильмов-спектаклей. Выбор технических средств и операторских приспособлений. Сценический и дополнительный свет. Работа с художником-декоратором.
Современное операторское искусство. Технические особенности и новые творческие возможности. Отбор дублей на мониторе, цифровая цветокоррекция.
Специальный репортаж. Приёмы и методы телеповествования. Разработка темы, структуры репортажа, сценарная заявка и сценарная разработка. Съёмка стэнд-апа.
Законы и правила профессиональной этики. Международное и государственное право. Нормы социально-нравственной этики.
|