Работа со светом в павильоне.
Разработка макета декораций для определения характера освещения и световых эффектов. Подбор аппаратуры. Освоение объекта. Выбор съемочных точек. Коммутация осветительных приборов.
Грег Толанд. Влияние его творчества на становление операторского искусства. «Тупик», «Гражданин Кейн» и др.
Анализ операторской работы. Анализ операторской работы в фильмах режиссеров Луиса Бунюэля, Микеланджело Антониони, Федерико Феллини и др. Раскадровка литературного сценария. Деление эпизода на съёмочные планы. Определение крупностей планов, направлений движения персонажей и камеры, зарисовка кадров.
Светофильтры. Съемочные и осветительные.Нейтрально-серые, компенсационные, эффектные, поларизационные, дифракционные и др.
Практические занятия (съемка видеокамерой в павильоне и на натуре)
1. Стояние кадра. Съемка с рук (с плеча) общего, среднего и крупного планов. 2. Съемка со штатива. Съёмка общего, среднего и крупного плана. 3. Наезды, отъезды – 5 скоростей (трансфокатор). 4. Съемка с движения. Съемка с инвалидной коляски, «карусель» - 360°. 5. Панорама сопровождения. Панорамирование за движущимся объектом со штатива и с плеча. 6. Переброс взгляда. Быстрая смена направления съемки со штатива и с плеча. 7. Обзорное панорамирование панорамы на 180° и 360°. 8. Репортаж. Съемка на фото событийного репортажа и репортажа наблюдения. ВТОРОЙ КУРС Третий семестр
Взаимовлияние кинематографа и телевидения. Сходство и различия. Кинетические и динамические координаты. Организация внимания средствами композиции.
Формирование телевизионного изображения. Способы обработки информации. Цифровые форматы с различными коэффициентами сжатия. Субъективные и объективные показатели оценки качества телевизионного изображения. Эксплуатационные параметры режима работы видеокамер.
Стабилизация изображения. Оптические и электронные стабилизаторы.
Оптико-фоническая целостность экранного произведения. Эмоциональный ключ эпизода. Смысловая нагрузка слова. Экранная образность.
Глубина кадра. Усиление иллюзии третьего измерения. Пространственные ориентиры. Диагональные направления.
6. Съёмки в неблагоприятных погодных условиях: в задымленной среде, в туман, дождь, снегопад. Наиболее выгодное освещение. Светотональные переходы. Насыщенность тонов. Связь человека со средой.
7. Съёмки в экстремальных условиях. Стрингеры. Техника безопасности при съёмке военных учений, стихийных бедствий: землетрясений, ураганов и т.п.
Перспективные и оптические искажения. Перемещение зон резкости. Применение широкоугольной и длиннофокусной оптики.
Образный язык изображения. Картинная плоскость кадра, как смысловая единица информации. Кадр-троп, кадр-символ.
Выбор оптимальной крупности плана. Пластическая выразительность актёра, телеведущего и реального персонажа в кадре. Техника работы над крупным планом. Подбор схемы освещения, оптики, грима. Драматургия экранного образа.
Работа телеоператора с журналистом. Репортаж – основа телевизионного информационного вещания. Основы журналистики.
Телевизионная публицистика. Сюжеты, хроникальные очерки об отдельном событии или человеке. Социальная хроника.
Скрытая камера. Соблюдение правовых и этических норм.
a. Съёмка детей и животных. Правовые аспекты и соблюдение правил безопасности. Практические занятия
1. Просмотры и обсуждение фильмов на темы, заявленные в теоретической части программы. 2. Написание литературного сценария. Работа над постановочным сценарием, его раскадровка и последующая съёмка на фото и на видео (индивидуально). 3. Динамическое панорамирование (видеосъёмка): проезды с панорамированием; проезды со сложной траекторией; отъезды с движения (отъезд с наездом); наезды с движения (наезд с отъездом); проходы и пробежка со сложной траекторией. 4. Совместная работа с режиссёром над видеозарисовкой. 5. Съёмка репортажа (на фото). Четвёртый семестр
|