Студопедия — Свобода и ответственность личности
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Свобода и ответственность личности






Свобода – это одна из основных категорий, характеризующих сущность человека и его существование, состоящая в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения.

Понятие свободы родилось в христианстве как выражение идеи равенства людей перед Богом и возможности свободного выбора человеком пути к нему. В истории социальной мысли это понятие прошло длительную эволюцию – от «отрицательной» трактовки (свобода «от») до «положительной» (свобода «для»). Свобода личности была предметом размышлений И. Канта, Г. Гегеля, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, К. Ясперса, Н. Бердяева, В. Соловьева и многих других мыслителей. Интересно, что в русской традиции свобода соотносилась с понятиями «воля» и «вольница».

В современном гуманитарном знании признается, что «свобода личности» - понятие многоплановое и многогранное, поскольку предполагает достаточно большое количество «свобод». Прежде всего, речь идет о свободе экономической, в значительной степени о свободе от эксплуатации, которая, в свою очередь, не может быть сведена только к неравноправным отношениям между владельцами средств производства и рабочими, лишенными таковых. Неэквивалентный обмен был и остается характерным для взаимоотношений между регионом развитых стран и третьим миром сегодня, зачастую он встречается и в отношениях между городом и деревней.

Однако экономическая свобода по своему объему значительно превышает свободу от эксплуатации, включая в себя, в частности, такой важный момент, как свободу принятия экономических решений, свободу экономического действия. Индивид (и только он) вправе решать, какой вид деятельности для него предпочтительнее (предпринимательство, труд по найму и т. д.), какая форма собственнического участия ему представляется наиболее целесообразной, в какой отрасли и в каком регионе страны он проявит свою активность.

Крайне важна свобода политическая - такой набор гражданских прав, который обеспечивает нормальную жизнедеятельность индивида. При этом политическая свобода не может рассматриваться лишь как средство реализации других свобод - экономической, идеологической и т. д. Цивилизованное общество немыслимо без всеобщего и равного избирательного права, справедливого государственного устройства, прямого участия народа в решении кровно затрагивающих его во­просов. Потребность в политическом комфорте, обеспечиваемом демократией, является неотъемлемой чертой менталитета современного цивилизованного человека.

Еще одна сторона социального комфорта обеспечивается свободой духовной свободой выбора мировоззрения, идеологии, свободой их пропаганды. Особое место в системе духовной свободы занимает то, что и в официальных документах, и в обществоведческой литературе именуется «свободой совести». Хотя этимологически этот термин претендует на более широкое звучание, обычно при его употреблении имеется в виду свобода человека исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой (быть атеистом), а также право на религиозную либо атеистическую пропаганду.

Весьма специфической является такая грань свободы человека, которую условно можно назвать свободой гносеологической, которая может быть определена, как способность человека все более масштабно и успешно действовать в результате познания закономерностей окружающего при­родного и социального мира.

И все-таки свобода является лишь одной стороной, характеризующей социальный статус индивида. Она не может являться абсолютной ценностью, поскольку индивид не Робинзон: он живет в обществе подобных ему, а потому его свобода должна быть ограничена свободой других индивидов («Свобода личности кончается там, где начинается свобода других личностей»), коррелироваться с ними. Из этой относительности свободы исходят все демократически ориентированные правовые документы.

Так, в Декларации Организации Объединенных Наций о правах человека подчеркивается, что права эти в ходе своей реализации не должны ущемлять права других индивидов. Законодательством многих стран запрещена пропаганда расовой и национальной неприязни, а тем более ненависти; преследуется деятельность деструктивных религиозных культов и сект, способных нанести вред физическому и психическому здоровью верующих.

Относительный характер свободы находит свое отражение в ответственности личности перед другими личностями и обществом в целом. Зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорциональна: чем больше свободы дает человеку общество, тем больше его ответственность за пользование этими свободами. В противном случае наступает разъедающая общество анархия.

 

Мы закончили краткий обзор основных вопросов данной темы. В заключение сформулируем основные положения:

Человек – единственное существо, способное взглянуть на себя со стороны и «отредактировать» свое поведение; он в состоянии спроектировать идеальное должное своего «Я» и осуществить этот проект на практике.

Отличительной чертой человека являются его социальность и способность к целеполагающей деятельности.

Человек – это биосоциальное существо, включающее компоненты природного, общественного и духовного развития.

Личность – это человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Каковы основные образы человека во Вселенной, сложившиеся в истории гуманитарного знания?

2. Любой ли человек (индивид) может быть определен как личность? Ответ обоснуйте.

3. Что взял К. Маркс из классического наследия, формируя свою концепцию развития личности?

4. Свобода личности – понятие многогранное. Какие из граней Вам известны?

5. Возможна ли на Ваш взгляд абсолютная свобода личности?

6. Существует ли ответственность личности перед обществом? Если да, то насколько она важна?

 

ТЕМА 3. СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ: ОБЩЕСТВО В ЧЕЛОВЕКЕ И ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ

План

3.1. Понятие общества

3.2. Общество и модели его объяснения

3.3. Теория общественно – экономических формаций

3.3. Материально-экономическая сфера жизни общества

3.4. Духовная сфера жизни общества

 







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 812. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Стресс-лимитирующие факторы Поскольку в каждом реализующем факторе общего адаптацион­ного синдрома при бесконтрольном его развитии заложена потенци­альная опасность появления патогенных преобразований...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Реостаты и резисторы силовой цепи. Реостаты и резисторы силовой цепи. Резисторы и реостаты предназначены для ограничения тока в электрических цепях. В зависимости от назначения различают пусковые...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия