Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Там же. С. 296





Понятие «эволюционное целое» необходимо предполагает изме­нение как результат взаимодействия между средой и индивидуумом. Исследователь

«...изучает влияние среды на индивидуума или индивидуальности на среду, главным образом, в той мере, в какой подобного рода взаимо­действие вызвало соответствующие перемены в душевной жизни данной личности, или целого общества, или даже всего человечества, а значит и соответствующие перемены в продуктах их культуры».

Исходя из принципа идиографии, Лаппо-Данилевский понимает под историческим фактом «результат воздействия индивидуальности на среду», но признает и

«...необходимость номотетического изучения влияния среды на ин­дивидуумов в ея уравнительном значении, то есть в той мере, в какой она производит такия изменения в психике индивидуумов (а значит и в их действиях, и в их продуктах), благодаря которым они делаются сходными в некоторых отношениях...»26.

Итак, историк выстраивает «индивидуальную конкретно данную действительность» из фактов воздействия индивидуальности на сре­ду, но объясняет действительность при помощи обобщений, полу­ченных номотетическим методом, поскольку нельзя построить исто­рический процесс только из фактов воздействия индивидуальности на среду, так как, не учитывая воздействие среды, историк

«не объяснит влияния, оказанного на деятеля данным состоянием куль­туры и, значит, не усмотрит непрерывности изучаемого им истори­ческого процесса»27.

Факт взаимодействия индивидуальности и среды, влекущий из­менения в «душевной жизни», недоступен прямому наблюдению и может быть воспроизведен в сознании исследователя на основе прин­ципа «признания чужой одушевленности» при обращении к объективи­рованным продуктам душевной жизни — историческим источникам.

Методология источниковедения занимает в эпистемологической концепции Лаппо-Данилевского особое место. Ученый впервые рас­сматривает источниковедение в качестве самостоятельной научной дис­циплины со своим предметом и методом. Определяя предмет источни­коведения — исторический источник — как «реализованный продукт человеческой психики», Лаппо-Данилевский исследует методы его ин­терпретации, целью которой и является понимание индивидуума про­шлого — творца произведения культуры (исторического источника).

26 Лаппо-Данилевский А. С. Указ. соч. С. 320.

27 Там же. С. 328-329.

Источниковедческое учение Лаппо-Данилевского, в своих фило­софских основах связанное с психологической концепцией Дильтея, органично соотнесено с пониманием объекта исторического позна­ния и исторического факта:

Понятие о результате некоего действия, характеризующем измене­ние или, точнее, перемену, не само воздействие человеческого со­знания на среду, а продукты такого воздействия и могут быть преиму­щественно названы историческими фактами».

Лаппо-Данилевский и подчеркивает, что воздействие индивиду­альности на среду «доступно чужому наблюдению только в его резуль­татах»2*.

Поскольку человеческая мысль доступна для восприятия, если она реализована, «выражена в каких-либо действиях или в их результатах, т.е. если она обнаружена и запечатлена в каком-либо материальном образе»29, постольку именно исторический источник в качестве объек­тивированного проявления человеческой психики позволяет исследо­вателю в ходе его интерпретации «перевоспроизвести в себе то именно состояние сознания, которое ему нужно для научного объяснения изучае­мого им объекта». Лаппо-Данилевский особо подчеркивает, что пред­ставление об источнике познания в сфере идиографических наук дол­жно включать понятие, во-первых, о «реальности данного объекта» и, во-вторых, о его «пригодности для познания другого объекта»™. Ученый подробно обосновывает понимание исторического источника как про­дукта культуры (в отличие от продукта природы). Историк признает исторический источник

Психическим продуктом, т.е. продуктом человеческого творче­ства в широком смысле слова; с такой точки зрения, например, он различает какой-либо ludus naturae от каменной поделки, в которой запечатлелось хотя бы слабое проявление человеческого творчества, или бессмысленные знаки — от начертаний первобытной письмен­ности и т.п.»31.

Лаппо-Данилевский категорически возражает против включения в понятие источников исторического познания природных явлений, тем самым подчеркивая различия мира природы и сферы культуры.

Исторический источник — это только произведение человека или такой «...объект, значение которого объясняется лишь при помощи предпосылки чужой одушевленности, обнаружившейся в его осо-

 

! S Лаппо-Данилевский А. С. Методология истории. С. 325.

29 Там же. С. 373.

30 Там же. С. 366.

31 Там же. С. 356.







Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 554. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия