Там же. С. 375
собственный предмет гуманитарных и общественных наук, что является основой их интеграции в рамках гуманитаристики. Одновременно продукт культуры как объективно данное, инвариантное запечатле-ние «одушевленности» своего творца является основой строгой научности гуманитарного знания. Мы можем констатировать, что культурологическая концепция Лаппо-Данилевского близка к немецкой «неокантианской» культурологии, один из основоположников которой Г. Риккерт писал: Противоположностью природе... является культура, как то, что или непосредственно создано человеком, действующим сообразно оцененным им целям, или оно уже существовало раньше, по крайней мере, сознательно взлелеяно им ради связанной с ним ценности»34. В концепции Лаппо-Данилевского мы также обнаруживаем про-тивополагание природы и культуры, понимание роли сознательного действия человека в культурном процессе, признание принципа ценности как критерия для включения отдельного факта в культурное целое. Среди этих факторов исключительную роль в культурно-историческом процессе Лаппо-Данилевский приписывал волевому воздействию человека на социальную среду, разделяя взгляды другого видного немецкого культуролога В. Виндельбанда, который утверждал: Философия культуры есть постольку имманентное мировоззрение, поскольку она по существу своему необходимо ограничивается миром того, что мы переживаем как нашу деятельность»35. Но Лаппо-Данилевский обогатил культурологию XX в. учением о произведениях культуры как источниках гуманитарного познания, заложив основы строгой научности гуманитаристики и обосновав реальную основу интеграции знаний о человеке. Воспроизведение «чужой одушевленности» достигается главным образом в процессе интерпретации исторического источника. Лаппо-Данилевский детально разрабатывает интерпретационные процедуры в фундаментальном труде «Методология истории». Он определяет интерпретацию как «общезначимое научное понимание исторического источника»*6. Понимание автора в процессе интерпретации исторического источника лежит в основе любого исторического исследования, поскольку, только правильно поняв источник, историк может установить, «знание о каком именно факте он может получить из данного источника». В противном случае исследователь не может быть уверен в 54 Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре: Пер. с нем. М., 1998. С. 55. 35 Виндельбанд В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм//Кул ь-турология. XX век: Антология. М., 1995. С. 67.
|