Студопедия — Понятие и классификация организационной культуры
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Понятие и классификация организационной культуры






Организационная культура — это система разделяемых тру­довым коллективом ценностей, убеждений, верований, норм, традиций, которые определяют соответствующий стереотип, поведения людей в сфере трудовой деятельности. Организаци­онная культура выражает уровень социальной интегрированности и профессиональной зрелости трудового коллектива в процессе достижения целей организации. Как отмечает В.А. Спивак, организационная культура — «это среда, атмо­сфера, в которой мы пребываем, все, что нас окружает, с чем (и кем), мы имеем дело на работе».

Каково операциональное содержание организационной культуры? Специалисты не дают однозначного ответа на этот вопрос. По-видимому, это объясняется тем, что организаци­онная культура и связанные с ней представления о ценностях не являются жесткими понятиями, как, например, структура организации, стратегия или бюджет организации.

Организационная культура — это синтез ценностей (убеж­дений), знаний и практических действий. В данном случае нам ближе точка зрения Стефана Роббинса [Bobbins, I996], кото­рый выделяет семь ключевых характеристик, в совокупности составляющих операциональную структуру организационной культуры:

1) индивидуальная автономия — уровень ответственности работников, их самостоятельности и возможности про­явления инициативы;

2) структуризация деятельности — степень регламентиро­ванности трудового процесса (т. е. наличие всевозможных правил, инструкций и положений), уровень прямо­го контроля за трудовым поведением работника;

3) поддержка — насколько руководители разных уровней оказывают помощь своим подчиненным и каковы их взаимоотношения;

4) идентификация — насколько работники отождествляют себя с организацией, насколько они включены (и моти­вированы) в достижение целей организация;

5) вознаграждение — в какой мере формы вознаграждения за труд (повышение заработной платы, премирование; продвижение по службе) основываются на критериях трудовых достижений работников и стимулируют трудо­вую активность;

6) конфликтность — уровень конфликтности в среде работ­ников, между рабочими группами, способы разрешения конфликтов, терпимость к разным взглядам и мнениям;

7) рискованность — насколько работники стимулируются быть настойчивыми, инновационными, смело идущими на разумный риск в решении производственных задач.

Непосредственно познаваемы лишь те характеристики организационной культуры, которые материализуются в ка­ких-либо формализованных, осязаемых видах. То, что относит­ся к субъективным представлениям о ценностях, остается в тени, иногда неосознанно или недоосознанно, и практически сильно влияет на поведение работников. В связи с этим орга­низационную культуру можно образно представить в виде айсберга, у которого, как известно, имеются видимая и неви­димая (подводная) части (рис. 38).

 

Миссия, цели и задачи организации

 

Рис. 38. «Айсберг- организационной культуры

 

Видимая часть «айсберга» выражает открыто (формализо­ванно) фиксируемые элементы культуры, такие как официаль­но провозглашаемая философия, миссия, цели и задачи орга­низации, структура, технология, стиль управления персоналом, система оплаты и стимулирования труда, различного рода общественные мероприятия, процедуры и ритуалы. Невиди­мая часть включает многочисленные неформальные аспекты жизни организации: неписаные, но общепринятые правила, нормы, традиции поведения, межличностного общения, отношения к труду, собственности и организации в целом. Совершенно очевидно, что эффективность организационного культуротворчества будет определяться тем, насколько менеджменту удастся образовать сильный, с высоким мотивационным потенциалом взаимоувязанный блок из элементов видимой и невидимой частей «айсберга».

Как правило, крупные организации с разветвленной струк­турой имеют одну общую, доминирующую культуру и некоторое количество субкультур.

Доминирующая культура выражает ключевые ценности, которые разделяются большинством членов организации. Когда говорится о культуре конкретной организации, то имеется в виду именно ее доминирующая культура. Это макровзгляд на культуру который и придает особенность каждой организации.

Субкультуры возникают на уровне отдельных филиалов или подразделений организации. Для крупных компании пробле­ма соотношения доминирующей культуры и субкультур приобретает особое значение.

Одной из операциональных форм измерения организаци­онных культур является их естественное деление на сильные и слабые. Сильная культура характеризуется тем, что ключе­вые ценности организации воспринимаются персоналом бо­лее глубоко и охватывают наибольшее число людей.

Другое деление — деление на высокие и низкие культуры. В отличие от понятий «сильная» и «слабая культура», которые, по существу, выражают количественную сторону влияния на, персонал, понятия «высокая культура* («продвинутая») и «низ­кая культура* {«примитивная») выражают качественное содер­жание организации. Если понятия сильной и слабой культу­ры отвечают на вопрос о том, как, с какой силой, глубиной составляющие содержание культуры ценности воздействуют на персонал, то понятия высокой и низкой культуры отвечают на вопрос, какие именно ценности лежат в основе культуры орга­низации. Они могут быть прогрессивными и эффективными, основанными на последних достижениях науки управления, или устаревшими, рутинными, сдерживающими эффектив­ность производства.

Компании с высокой культурой характеризуют следующие общие черты:

• динамичность, ярко выраженная склонность к дейст­виям, быстрому реагированию на изменение окружа­ющей среды;

• стремление быть как можно ближе к потребителям, мак­симальное использование их идей относительно улучше­ния качества продукции и обслуживания;

• предоставление работникам большой самостоятельности в решении производственных задач, поощрение пред­принимательства, новаторства и разумного риска на ра­бочих местах;

• создание атмосферы творческого сотрудничества и доб­рожелательности среди персонала, уважение личности и человеческого достоинства;

• использование стиля управления, при котором акцент делается не на внешнем контроле за деятельностью работ­ников, а на делегировании функций и самоконтроле;

• повышение качества трудовой жизни, обеспечивающе­еся крупными инвестициями в человеческий фактор: обогащение функционального содержания труда, улучшение условий труда, создание материальных возмож­ностей использования внерабочего времени;

• культ учебы и повышения квалификации работников;

• простая система управления и скромный по численно­сти управленческий персонал.

 

Процесс формирования и условия изменения организационной культуры. Логика становления культуры организации. В современной парадигме менеджмента сформулированы два фундаменталь­ных принципа современного поведения организации:

)) обеспечение мирового класса качества продукции и ус­луг, повышение организационной ответственности за это за счет резкого возрастания гибкости, непрерывных инноваций и улучшения производимых продуктов и услуг;

2) осознание того, что люди — «главная машина» любой компании, а не только «взаимозаменяемые части корпо­ративной машины». Только люди компании могут сде­лать ее преуспевающей, и лояльность людей может быть завоевана через новый вид социального контракта. Хотя развитие организации часто связывается со структур­ными и технологическими изменениями, в конечном счете, не они решают проблему, а люди и качество их трудовых отно­шений. Не случайно крупнейшая японская компания «Мацусита Дэнки» в качестве своего девиза взяла слова: «Прежде чем производить продукцию, " Мацусита" готовит способных людей».

Традиционно культура закладывается основателем (или ру­ководителем) организации. У него собственное видение того, какой должна быть организация. Так, взгляды Т. Уотсона относительно места научных исследований в развитии компа­нии, продуктовой инновации, фирменной одежды сотрудни­ков и материального стимулирования до сих пор являются важными элементами организационной культуры «IBM». Инновационная и рисковая культура «Полароида» является прямым отражением взглядов Э. Лэнда. Приверженность «Макдональдса» к ценностям качества, быстрого обслужи­вания и чистоплотности была заложена Р. Кроком.

Главные усилия современного менеджмента направлены на формирование сильной культуры организации, определяющей ее успех в изменяющихся условиях. Логика становлений орга­низационной культуры проиллюстрирована графической мо­делью на рис. 39.

 

 

Рис. 39. Модель становления организационной культуры

 

В философии ПХС конкретизируются основные ценности, которые служат для сотрудников и руководителей всех уров­ней образом жизни и направляют их деятельность. Философия получает свое развитие в формировании миссии организации, отвечающей на следующие вопросы.

Кто мы?

ü Социальная организация, в которой сотрудники могут свободно проявлять и развивать свои способности.

ü Производитель продукции для рынка.

ü Конкурент других производителей, ставящий своей целью удерживать, расширять и развивать собственный рынок.

ü Социальный институт, учитывающий интересы всего об­щества.

ü Часть рыночного хозяйства.

ü Создатель экологически чистых продуктов и способов производства.

Чего мы хотим?

ü Предоставлять услуги (перевозки, ремонт и др.) с макси­мально возможной надежностью, регулярностью и пун­ктуальностью.

ü Работать с учетом последних достижений науки и тех­ники.

ü Встать в один ряд с лучшими фирмами, основываясь на нашей компетенции, технической точности и постоян­ной готовности к обслуживанию.

ü Гарантировать социальную защиту сотрудников.

ü Быть надежными, порядочными партнерами.

Как мы это делаем?

ü Наша этика проявляется в наших действиях.

ü Менеджеры готовы нести ответственность за отношения к партерам по рынку, общественности и экологии (от­ношение менеджеров к внешней среде).

ü Менеджеры готовы нести ответственность за работников предприятия и вкладчиков капитала (отношение менед­жеров к участникам деятельности ПХС).

ü Восприятие социальных и научно-технических иннова­ций осуществляется с определенной скоростью (быстро, медленно, равнодушно) — отношение менеджеров к со­циальным и технологическим переменам в обществе.

ü Менеджеры готовы (или не готовы) к риску (отношение менеджеров к неопределенности и риску в предприни­мательской деятельности).

Очевидно, что философия ЛХС определяет мораль ее дея­тельности (в широком плане — мораль бизнеса).

Два подхода к морали ПХС. Неоклассический либерализм (Мильтон, Фридман и А. Смит) утверждает, что свободное предпринимательство в рамках правового и общественного порядка государства внесло наибольший вклад в подъем бла­госостояния. Преследование фирмой собственных целей при­водит к общему подъему хозяйства. В связи с этим главная задача менеджеров — обеспечить интересы собственника. Если к этому приобщаются моральные аспекты, то неизбежно раз­рушение его интересов.

Сторонники морального аспекта в деятельности ПХС вы­двигают свои аргументы. Законодатель (государство) ввиду многообразия и изменчивости хозяйственной деятельности не может разработать совершенную систему норм и правил и построить разветвленную систему надзора за соблюдением норм. Это противоречит тенденции отхода от авторитарности в управлении (усиление авторитарности) и тем самым затруд­няет деятельность ПХС в сфере учета коллективных инте­ресов.

Важный аспект необходимости учета моральных факторов в деятельности ПХС состоит в том, что она при функциониро­вании не только обеспечивает прибыльность, но и ведет к ряду внеэкономических последствий (психологических, социальных и др.). Эти побочные явления не должны оставаться без вни­мания.

Поскольку все решения по деятельности ПХС принимают лю­ди, обладающие определенной моралью и этикой, то существуют основания для применения этических норм в философии ПХС.

Ценности и убеждения. Жизнеспособность производствен­но-хозяйственной системы зависит не только от организаци­онной формы или административного умения, но и от сово­купности ценностей и убеждений, привлекательности этих убеждений для всего коллектива. Любая организация, чтобы выжить и добиться успеха, должна обладать солидной систе­мой убеждений и ценностей, из которой она исходит в своей политике и деятельности.

Совокупность убеждений (табл. 15) и ценностей, формиру­емая руководителями, проистекает как из общефилософских и реалистических ценностей менеджеров, так и из представлений других участников деятельности предприятий (сотрудников, держателей акций, рыночных партнеров и др.).

 

 

Таблица 15

Корпоративная система убеждений

По отношению к собственникам ПХС По отношению к рыночным партнерам По отношению к сотрудникам
Равноправное отношение к пайщикам. Честное информирование о состоянии фирмы. Осуществление и уважение предпринимательских интересов и инновационных идей т   Доверительность в совместной работе. Отказ от обманов в области цен. Гарантирован­ные поставки. Честность и порядочность. Внимание к независимости партнеров и потребителей (например, вербовка и перевербовка). Защита окружающей среды   Внимание к индивидуальности сотрудника (самобытные черты, точки зрения, психологический тип и т. д.). Предоставление возможностей для свободного раскрытия индивидуальности - (свобода действий, волеизлияния, самовыражения). Защита от необоснованных воздействий со стороны частных лиц, фирм, органов. Гарантия прав и свобод, отсутствие дискриминации. Справедливая оплата труда. Учет потребностей в специальных гарантиях (гарантия занятости, антикризисная гарантия, охрана труда). Участие в управлении (право голоса при принятии решений)

 

Источниками системы убеждений в ПХС служат:

· общегуманистические: классическая философия, рели­гиозные идеи, западный гуманизм;

· общественные: конституционный порядок, хозяйствен­ный уклад, социальный порядок;

· корпоративные: интересы сотрудников, интересы ры­ночных партнеров, интересы собственников.

В качестве корпоративных ценностей обычно превозно­сятся:

· вера в превосходство фирмы (компании);

· убежденность в важности любых частностей, малых дел для хорошего выполнения работы;

· вера в значимость человека как личности;

· приверженность высшему качеству и обслуживанию;

· убежденность в том, что большинство членов ПХС — новаторы, надо только создать условия для реализации творческого потенциала (оборотная сторона этой ве­ры — готовность поддержать);

· признание важности неформального общения сотрудни­ков.

По мнению экспертов по управлению, преуспевающие ком­пании отличаются хорошо продуманной системой убеждения; хуже работающие ПХС либо не имеют системы непротиворе­чивых убеждений, либо воодушевляют лишь целями, выражен­ными в количественной форме (доход, прибыль, дивиденды, показатели роста). Следовательно, формирование системы ценностей и наполнение ее реальными делами — самое глав­ное, что должны делать руководитель и его команда. Поведе­ние руководства оказывает сильнейшее влияние на формиро­вание организационной культуры.

Системы убеждения преуспевающих фирм имеют несколь­ко общих черт.

Во-первых, ценностные установки почти всегда выражены в качественной, а не в количественной форме. Причина такого положения кроется в том, что конкретные финансовые цели могут вдохновить на результативную работу менеджеров вер­хнего уровня управления, но редко вдохновляют и делают интереснее жизнь сотен и тысяч людей на нижних уровнях руко­водства, тех, кто создает, продает и обслуживает продукцию. Не случайно показатель прибыльности для отдельного работника не имеет значения. Когда упоминаются финансовые цели, они 'почти всегда характеризуются неопределенностью и никогда — точностью.

Во-вторых, постоянное стремление воодушевить людей, находящихся на самом низком уровне управления.

В-третьих, выявление главного противоречия в системе ценностных установок и нацеленность на их разрешение. Это главная функция руководителя. Дело в том, что любой бизнес всегда представляет собой сгусток противоречий между обще­ственными целями и личными, групповыми интересами лю­дей, формальными и неформальными отношениями, ориен­тацией на задания и людей и т. п.

В-четвертых, хотя самые плодотворные убеждения форми­руются весьма абстрактно, многие руководители, реализуя их, делают упор на детали, способствующие реализации убежде­ний. Например, если провозглашена идея превосходства, так­тическим шагом в ее реализации является убеждение делать любое дело лучше, чем в другой ПХС.

В-пятых, руководитель должен обладать двумя противопо­ложными свойствами: быть лидером в области идей на самом высоком уровне абстракции и мастером (профессионалом) в определенной сфере деятельности. Как лидер он обязан фор­мировать ценности, идеи, убеждения и пробуждать энтузиазм у десятков и тысяч людей, но прививать зги ценности он дол­жен непосредственно своими делами.

В-шестых, формирование единой команды наверху руко­водства. Верхний уровень руководства (команда) должен зада­вать тон. Реализуя главные ценности, команда действует согла­сованно.

Организации с высокой культурой, как правило, имеют строгие критерии отбора кадров. Отбор кадров — это процесс, когда фирмы ищут и находят нужных себе людей и люди вы­бирают себе фирму среди множества других,

Найти хорошего работника — значит обеспечить соответ­ствие между человеком и работой, а также между личностью и организацией, т. е. при найме на работу компанию не толь­ко интересуют уровень образования, квалификация или потенциальная возможность кандидата профессионально выполнять определенную работу, но и ценностные ориентации кандида­та насколько они соответствуют ценностям и принципам, при­нятым в компании. Компания отбирает преимущественно тех работников, которые разделяют ключевые ценности органи­зации и расположены работать так, как того требует органи­зационная культура.

Социализация персонала. Провозгласить деловую фило­софию компании недостаточно, нужно соответствующим об­разом закрепить ее в сознании работников. Даже при хорошей организации отбора новых кадров их представления о культуре компании не полны. Именно новые молодые работники потен­циально наиболее склонны нарушать правила и нормы, уста­новленные в организации, поэтому организация должна помочь им адаптироваться к условиям ее культуры. Этот процесс адап­тации называется социализацией. Он представляет собой процесс становления личности работника путем присвоения им элемен­тов культуры организации, усвоения ее ценностей.

Концептуально социализация может быть выражена как процесс, состоящий из трех последовательных стадий:

1) предварительной;

2) контактной;

3) метаморфозной (преобразовательной).

Первая стадия включает все виды предварительного озна­комления нового работника с организацией до официального оформления его на работу.

На второй стадии новый работник уже сам понимает, что реально представляют собой организация, работа, трудовой коллектив, насколько его ожидания совпадают с реальностью.

На третьей стадии постепенно происходят относительно долговременные изменения: новый работник овладевает ква­лификацией, осваивает новые роли, корректирует свое пове­дение применительно к ценностям и нормам рабочей группы и организации в целом. Адаптация завершается, когда ра­ботник начинает испытывать удовлетворенность и организа­цией, и-своей рабочей группой, и своей работой.

Закрепление организационной культуры. Культура организа­ции закрепляется через различные формы воздействия на работников, в частности через легенды, ритуалы, материаль­ные символы и др.

Легенды отражают историю. Они основаны на изменениях, происходящих на предприятии, и в закодированной форме передают унаследованные ценностные ориентации. Легенда — это вид устного предания, распространяющегося среди членов трудового коллектива, о каких-либо замечательных событиях, фактах, случаях из жизни компании. Позитивные факты по­ложительно воздействуют на укрепление организационной культуры, негативные — отрицательно.

Ритуалы — это совокупность последовательно повторяю­щихся действий, церемоний, сопровождающих практическую реализацию ключевых ценностей компании и составляющих внешнее оформление этой реализации. В положительных слу­чаях ритуалы являются сценическими постановками, имею­щими основополагающее значение. Ритуалы символизируют убеждения, играющие существенную роль на предприятии.

Большое значение имеют материальные символы культуры организации. Компании бывают разные: прогрессивные, кон­сервативные, динамичные, агрессивные и т. д. Каждая по-своему улучшает свою организационную культуру и мотивиру­ет своих работников, Внешний вид и обустройство территории, здания, мебель, форма одежды сотрудников и многое дру­гое — все это материальные символы, помогающие закрепить культуру организации.

Условия изменения культуры организации. Изменение усло­вий хозяйствования вызывает необходимость разработки, новой стратегии, которая в свою очередь требует изменения культуры организации.

Большинство усилий по изменению организационной культуры терпит неудачу по трем причинам. Во-первых, люди не желают или не могут перестраиваться, менять стереотип своего поведения. Это естественно, ибо любое изменение за­трагивает статус-кво работника, порождает дискомфорт, неопре­деленность, требует от работника дополнительного напряжения сил. Во-вторых, работники просто не понимают необходимо­сти изменений, потому что руководители не обеспечивают пер­сонал соответствующей информацией. В-третьих, изменения могут носить кратковременный характер.

Работа по совершенствованию организационной культуры предполагает последовательное решение трех задач в следу­ющей последовательности:

1) комплексный анализ сложившейся организационной культуры по всем структурным элементам, что позволит выявить сильные и слабые стороны культуры, факторы, их определяющие, и степень соответствия культуры со­временным требованиям;

2) разработка эталонной модели организационной культу­ры, основанной на ценностях, нормах и принципах, вы­текающих из требований новой стратегии организации;

3) создание механизма практической реализации эталон­ной модели, включающего комплекс мероприятий по социализации трудового коллектива в условиях нового культурного пространства.

 

Литература: 1- 8.

Вопросы для самопроверки:

1) Определите понятие неформальной организационной культуры.

2) Приведите модель становления организационной культуры.

3) Что такое философия ПХС, ее политика?

4) Есть ли мораль у бизнеса?

5) Назовите факторы закрепления организационной культуры.







Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 2933. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия