Студопедия — ВВЕДЕНИЕ 18 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ВВЕДЕНИЕ 18 страница






Поэтому ценности лежат в основе духовности и гуманизма. Они являются внутренним ядром культуры. Этим культура отличается от цивилизации, в которой начинают господствовать оценочные отношения, отношения использования.

Итак, ценности - это такие межчеловеческие отношения, которые объединяют людей в естественные общности; ценности переживаются непосредственно, они добровольны, а не насильственны, лежат в основе культуры, духовности и гуманизма.

Иерархия ценностей. Стремление иерархизировать ценности, распределить их по вертикали “высшие-невысшие” выступает как нечто противоречивое, так как предполагает сравнение и, следовательно, оценку. Тем не менее, упорядочивание ценностей позволяет упорядочить и гармонизировать внутренний мир личности, определять, что важно и что неважно.

Иерархия ценностей должна исходить из структуры самого человека как особого типа бытия в мире. В человеке можно различать природную основу, далее социальную и, наконец, духовную. Соответственно, различаются такие ценности, как природа, социальные ценности и ценности духовные, или высшие, которые выражают собственно человеческое в человеке.

Различие между ценностями можно основывать также на том, в какой степени данная ценность способна рассматриваться и как предмет оценки, т.е. являться элементом отношения “человек-вещь”, или “субъект-объект”, в противоположность субъект-субъектному ценностному отношению.

Итак, природа как ценность. До сих пор господствующим является оценочное отношение к природе, т.е. ее рассматривают с точки зрения полезности для конкретных человеческих практических целей. Так, нефтяные залежи безусловно важнее и более ценны, чем песок пустыни Сахары, кедровое дерево ценнее осины и т.д. Но экологические проблемы, возникшие в ХХ веке, вдруг показали, что нельзя и невозможно противопоставлять одни природные явления другим, так как они являются частями единого целого. Частью этого целого являются и сами люди.

Оказывается, нельзя относиться, например, к тайге как некоторой вещи, которую можно механически расчленять, прорубать просеки, прокладывая линии электропередач. Потому что тайга - живой организм, тончайшее единство флоры и фауны. И к ней уместнее относиться не как к объекту, т.е. предмету оценки, но как живому существу, или субъекту, т.е. как к ценности. То есть человек и тайга должны сосуществовать в рамках субъект-субъектного отношения.

Известный случаи, когда уничтожение миллионов личинок таежного гнуса, который мешал геологам ходить по тайге в поисках полезных ископаемых, привело к заболоченности рек и остановке работы гидростанций.

Далее, труд как ценность, деятельность, в которой мы предстаем и как природные, и как социальные существа. Труд также, прежде всего, и привычным образом оказывается предметом оценки. Есть низко и высоко оплачиваемый труд, физический и умственный, исполнительный и творческий и т.д.; т.е. это тоже сфера, которая разъединяет и противопоставляет людей друг другу.

В основе оценочного отношения к труду лежит ветхозаветная характеристика труда как проклятия, на которое обречен человек в результате грехопадения. Испокон веков поэтому труд рассматривался как неблагодарная деятельность, которую лучше переложить на кого-то другого: рабов, подневольных. То есть труд был вынужденной, отчужденной деятельностью. В то же время внутри этого оценочного отношения возникают островки отношения к труду как к ценности. Труд начинает рассматриваться как деятельность, к которой человек призван Богом. Например, в протестантизме труд рассматривается как призвание, а безделье как нечто неугодное Богу. И народы, у которых происходил такой сдвиг в сознании, прорываются в своем развитии вперед, начинают ощутимо жить иначе, чем другие.

Перемена отношения к труду есть причина тихих, нешумных, но действительных революций в экономическом развитии: это уже произошло в Японии, Сингапуре, Тайване, Южной Корее. Происходит так, что какая-то часть людей начинает трудиться хорошо независимо от того, как трудятся все вокруг, и вот эти люди начинают жить лучше. И постепенно втягивают в этот процесс всех остальных своим примером или в силу экономического принуждения: трудись хорошо, иначе разоришься.

В России старообрядцы становились ощутимой экономической силой, подготавливающей экономической взлет страны. Но революция все оборвала.

Политические ценности. Они имеют исторический характер и меняются от эпохи к эпохе. В ХХ веке - это права человека, правовое государство, демократия, мир как безусловная ценность, нерушимость границ, даже несправедливых.

Необходимо различать политические ценности (на них ориентируются конкретные личности) и сферу политики как сферу действия социальных групп партий, государства, классов. Сфера политики всегда есть сфера оценки, т.е. отчуждения. Суть политики: борьба за власть одних социальных групп над другими.

В это же время государство, политика - жестокая необходимость. Любое государство лучше, чем анархия. Революция же не ценность, не локомотив истории, не праздник трудящегося, но трагедия и беда, инфарктное состояние общества. Она отбрасывает общество назад экономически, политически, нравственно. Потом задним числом происходит приукрашивание, романтизация того, что было. После любой революции приходится десятилетиями восстанавливать хотя бы тот уровень, который был до революции.

Демократия как сфера политики есть власть большинства, сфера оценочных отношений. Часто приводит к диктатуре: так, Гитлер пришел к власти, победив на демократических выборах.

Но демократия как ценность есть учет мнения меньшинства, диалог личностей, обеспечивающий право каждого на участие в управлении обществом. Слова английского политического деятеля Уинстона Черчилля: демократия всегда плоха и несовершенна, но любой другой строй еще хуже.

Партия, причем любая, как политическая организация есть сфера оценочных отношений. Человек выступает не как личность, но как член партии, солдат партии, исчисляемая единица.

Духовные ценности. Это - нация, семья, любовь, личность. Нация есть духовно-родственная связь, внутренняя и добровольная. Я сам отношу себя к определенной нации, за меня это не могут сделать другие. Это связь, которая передается через многие поколения, нравы, обычаи, связь генетическая. Это природно-духовная связь, основа человеческого в человеке. Нет народа вообще, но есть нация как совокупность семей; каждый не вообще человек, или пролетарий, буржуа, интеллигенция, но чей-то отец, сын, мать, сестра, невеста, жена, муж. Выше деления на классы, социальные группы, профессиональные и др.

Личность и нация являются соотносительными понятиями. Их психические структуры тождественны. Если бы немецкие генералы вчитались в “Евгения Онегина”, то не осмелились бы напасть на Россию. Онегин и Татьяна Ларина - выразители русской нации: самостоятельность, способность хладнокровно стоять перед пистолетом на дуэли, верность слову (я другому отдана и буду век ему верна), нравственной норме, чести.

Семья как сфера интимных связей. Она несводима к регулированию сексуальных отношений, воспроизводству человеческого рода и хозяйственной единице. Все это может быть, а может и не быть (например, в неполной семье). Но каждый дорог таким, какой есть, каждый для другого неповторим, выступает безусловной ценностью, как вот этот неповторимый мужчина и вот эта неповторимая женщина.

Универсальные духовные ценности. Каждая эпоха имеет свои ведущие духовные ценности. До XVIII века высшей ценностью было Благо и Добро, которые отождествлялись с Богом. В XVIII-XIX веках высшими ценностями становятся счастье всего человечества, справедливое общество, где все счастливы. Отсюда борьба против эксплуатации, постоянные революции как попытки перехода к такому состоянию.

В XX веке высшая ценность - свобода личности. По Н. Бердяеву, свобода выше счастья. В XXI веке высшей ценностью становится свобода нации. Поэтому впереди полоса национальных войн и революций, переделка границ.

Существуют в то же время универсальные, так называемые высшие ценности, ценности на все времена. Это нравственные, художественные и религиозные ценности. Всегда будет “не убий”, “не кради”, “не прелюбодействуй”, прекрасное, священное.

Прекрасное в конкретную эпоху прекрасно всегда. Искусство Древней Греции, Древнего Египта, Сикстинская мадонна Рафаэля, импрессионисты всегда будут прекрасны. Универсальные ценности вневременны и внепространственны.

Оценочные отношения в принципе противоречат этим ценностям. Бессмысленно спрашивать, что ценнее: “Джоконда” Леонардо да Винчи или “Красный виноградник” Ван Гога. Невыразимо в деньгах. Поэтому их рыночная стоимость только растет со временем, не становится то выше, то ниже.

Четыре признака высших, или универсальных, ценностей. Первый: бескорыстие полное и абсолютное. Неутилитаризм, бесполезность. Бессмысленно спрашивать: для чего быть добрым, честным, почему “не убий”. Красота ради красоты, добро ради самого добра. Честь ради чести.

Второй признак. Наивысшая целесообразность без конкретной цели. Совершенство вопреки несовершенству всего остального. Даже деталь совершенна и самодостаточна. Рука статуи Венеры Милосской прекрасна даже в виде обломка.

Третий признак. Обязательность и необходимость для всех. Не действует: на вкус и цвет товарища нет. Эта обязательность логически невыводима, но действует в нас независимо от нас. Если Сикстинская мадонна не нравится, значит, не дорос.

Четвертый признак. Предельная правдивость и искренность. Справедливость выражения “как на духу”. Нельзя создать произведение искусства или совершить нравственный поступок, не веря в то, что делаешь. Нельзя имитировать или захотеть что-то, потому что захотел захотеть, - наступает распад личности. Поэтому искусство, нравственность и религия являются высшим проявлением человеческого в человеке.

 

Основная рекомендуемая литература

 

Ермакова Е.Е. Философия: Учебник для технических вузов. М., Высшая шк., 2000.

Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. М., Логос, 2001.

Новиков А.И. История русской философии X-XX веков. СПб.: Лань, 1998.

Радугин А.А. Философия: курс лекций. М., Центр, 1998.

Философия: Учебник для высших уч. заведений. Ростов на/Д. Феникс, 1998.

 

Дополнительная литература

 

Антология мировой философии. Т.1-4. М.: Мысль, 1969-1972.

Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1998.

Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1996.

Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. М., 1967.

История философии. М.: Приор, 1989.

История философии. Запад-Россия-Восток. Кн. 1-4. М.: “Греко-латинский кабинет”, 1995-1999.

Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1992.

Мир философии. Ч. 1-2. М.: Политиздат, 1991.

О человеческом в человеке. М., 1991.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1-4. СПб.: ТОО ТК “Петрополис”, 1994-1997.

Сумерки богов. М., 1989.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.

 

 


[1] Сверхразвитый в том смысле, что даже современный человек, продукт многотысячелетнего культурного развития, в ходе всей своей жизни использует лишь малую часть потенциальных способностей мозга.

[2] Можно согласиться, что в некоторых ситуациях, общаясь и разговаривая с конкретным человеком, мы на деле общаемся и разговариваем все же с его должностью или социальным положением; приведем знакомую фразу: “Да вы понимаете с кем разговариваете! ”. Или имеем дело с тем или иным состоянием тела или психики, например, с усталостью, гневом, самолюбием, обидой и т.д. Однако это означает, что данный человек позволил собственной должности, усталости, гневу, обиде определять вместо себя свое поведение.

[3] См.: Философская энциклопедия. Т. 5. М., 1970. С. 255. Статья “Трансцендентальный”.

[4] Хайдеггер М. Время и Бытие. М., 1993. С. 341.

[5] Известно, что человек состоит примерно на 60-70% из воды, поэтому химик может изучать человека как своеобразный водный раствор.

[6] Гносеология, от греч. gnosis - ‘знание’ и logos - ‘учение’.

[7] Онтология - от греч. ό ν τ ο ς - ‘сущее’, λ ό γ ο ς - ‘наука’; аксиология - от греч. α ξ ί α - ‘ценность’, λ ό γ ο ς - ‘наука’.

[8] То, что человек есть продукт обстоятельств и воспитания, считали французские материалисты-просветители.

[9] Агностицизм - учение, признающее непознаваемость мира.

[10] О хитрости мирового разума, который через поступки преследующих свои цели людей осуществляет высший смысл истории, писал Гегель.

[11] Артефакт - букв. искусственный факт.

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Предлагаемое учебное пособие по философии истории является концептуальной альтернативой прежним отечественным учебникам, трактующим исторический процесс в заранее заданном ключе догматизированного марксизма. Одновременно авторы ставили своей целью реабилитировать историю как процедуру открытия качественно новых состояний человечества — вопреки объявленному на Западе «концу истории».

Первый раздел посвящен современным проблемам философии истории — анализу новейших исторических сдвигов глобального порядка. Авторы видели задачу в том, чтобы с одной стороны дистанцироваться от догматически-самоуверенных версий «безграничного прогресса» и линейного восходящего развития, а с другой — преодолеть ныне модный исторический пессимизм, отрицающий всякие шансы на будущее. Авторы нашли выход в концепции западно-восточного исторического мегацикла (большого цикла), фазами которого периодически выступают то западная, то восточная мировая цивилизационная доминанта. В такой версии ни Запад, ни Восток не обладают монополией на историческое творчество: они выступают как участники всемирной эстафеты, подхватывающие достижения друг друга в ходе трудного «бега с препятствиями».

Особое внимание авторы уделили проблемам утверждения общечеловеческой перспективы развития, на которую посягают теории «конфликта цивилизаций», «золотого миллиарда», дихотомии Север — Юг.

Второй раздел знакомит студентов с тремя основными национальными школами философии истории: немецкой, французской и российской. В числе пробелов этого раздела, которые авторы рассчитывают восполнить при последующем издании, — отсутствие очерка об англо-американской философско-исторической школе.

Третий раздел посвящен проблемам исторического познания — анализу различных парадигм философско-исторической мысли, их сравнительных эвристических возможностей и перспектив.

Авторы отдают себе отчет в том, что отнюдь не все вариации интеллектуальной драмы, называемой философией истории, им удалось в должной мере осветить. Речь идет в данном случае об одной из первых попыток освещения проблем философско-исторического процесса в жанре учебного пособия, не претендующего на универсальный охват всех программных тем. Авторы рассчитывают на критические отзывы и замечания коллег, всех заинтересованных читателей с надеждой учесть их в своей дальнейшей работе.


ВВЕДЕНИЕ

История не только откровение Бога,
но и ответное откровение человека Богу.

Н.А. Бердяев







Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 548. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия