Студопедия — М. А. Бакунин
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

М. А. Бакунин






Главным идеологом народников-анархистов был Михаил Александ­рович Бакунин (1814—1876). Бакунин принимал участие в кружке Станкевича, дружил с Белинским, Герценом. В 1840 г. уехал за границу. В 1848—1849 гг. участвовал в пражском и дрезденском народных восстаниях. Выдан­ный правительству России, он был посажен в Петропав­ловскую и Шлиссельбургскую крепости, где написал «Исповедь» на имя Николая I, в которой «каялся» в своих заблуждениях, а затем письмо Александру II из Сибири (куда он был сослан навечно) с просьбой о по­миловании. В 1861 г. Бакунин бежал из Сибири. Сотруд­ничал в «Колоколе» Герцена. В 1864 г. он переехал в Италию и начал сколачивать анархистские организации, оформив их в 1868 г. в «Международный альянс социа­листической демократии». Вступив в Первый Интерна­ционал, Бакунин развернул ожесточенную борьбу против Маркса, Энгельса и их сторонников, противопоставляя марксизму учение анархизма, за что в 1872 г. был исклю­чен из Интернационала.

Бакунин был одним из ведущих идеологов междуна­родного анархизма. Его анархистские идеи изложены главным образом в работах «Государственность и анар­хия» (1873) и «Федерализм, социализм и антитеологизм» (1876). Анархизм, как общественное течение, был идео­логией мелкобуржуазных классов и люмпен-пролетариев, страдавших от развивающегося крупного капитала и искавших выход из создавшегося тяжелого положения в стихийных бунтах и разрушении государства. Бакунин и его последователи в России и на Западе не понимали исторического значения крупной промышленности и про­мышленного пролетариата в подготовке условий для победоносной социальной революции. Ополчаясь против буржуазного государства и требуя его разрушения, Ба­кунин начисто отрицал возможность создания пролета­риатом своего государства и его использования и сохра­нения для подавления сопротивления господствующих классов и для построения социализма. Он не видел прин­ципиальной качественной разницы между буржуазных государством и государством пролетарским, между диктатурой буржуазии и диктатурой пролетариата, одинаково отметая и то и другое. По мысли Бакунина, вся­кое государство стоит на страже реакции, подавляя личность, угнетает народные массы, враждебно трудящимся. Чтобы освободить массы от эксплуатации, порабощения и насилия, государство должно быть разобщено. Диктатуру пролетариата Бакунин ошибочно отождествлял с господством интеллигентского меньшинства над всеми трудящимися.

Социальную революцию Бакунин мыслил себе в виде всемирного бунта, совершаемого угнетенными массами крестьянства и люмпен-пролетариатом. Она должна на­чаться в таких странах, как Россия, Италия, Испания, в странах Латинской Америки, где преобладает не промышленный пролетариат, а беднейшие крестьянские массы и чернорабочие. Проповедь социальной револю­ции сочеталась у Бакунина с недооценкой политических революций и политической пропаганды. По его убежде­нию, народ давно готов к бунтам и восстанию. Поэтому задача революционера не пропаганда, а «организация всенародного бунта», проведение между общинами «жи­вого тока революционной мысли, воли и дела». Освобо­дившиеся общины должны быть организованы на добро­вольных принципах федерализма и самоуправления.

Критикуя утопические, мелкобуржуазные иллюзии анархизма, Ленин указывал, что «анархизм за 35—40 лет (Бакунин и Интернационал 1866—) своего существова­ния (а со Штирнера много больше лет) не дал ничего кроме общих фраз против эксплуатации.

Более 2000 лет эти фразы в ходу. Недостает (а) по­нимания причин эксплуатации; (В) понимания развития общества, ведущего к социализму; (у) понимания клас­совой борьбы, как творческой силы осуществления со­циализма» (В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 5, стр 377). Маркс, Энгельс, Ленин вели неустанную борьбу с анархизмом, не понимавшим роли организации и воспитания пролетариата, отрицавшим значение поли­тической борьбы в буржуазном обществе и тем самым подчинявшим рабочий класс буржуазной политике. «Анархизм, — писал В. И. Ленин, — вывороченный на­изнанку буржуазный индивидуализм. Индивидуализм, как основа всего мировоззрения анархизма... Анар­хизм — порождение отчаяния. Психология выбитого из колеи интеллигента или босяка, а не пролетария...» (Там же, стр. 377, 378) Этим и объясняется, что анархизм пользовался довольно сильным влиянием среди русских революционных на­родников и воспринимался ими как призыв к уничто­жению самодержавия и помещичье-буржуазной собствен­ности, как призыв к социальной революции.

Философские воззрения Бакунина претерпели слож­ную эволюцию. В 30-х годах Бакунин был правоверным гегельянцем, в 40-х годах — левогегельянцем, а в 60— 70-x годах выступал как приверженец материализма и атеизма, хотя и не последовательно. Его философские идеи последнего периода наиболее полно изложены в работах «Кнуто-Германская империя», «Антитеологизм», Бог и государство». В них он резко критиковал идеалистические и теологические системы, церковь и мистицизм, рассматривая бога как «абсолютную пусто­ту», «мертвую абстракцию» и «небытие», а церковь как служанку государства угнетателей. Мир, утверждал
Бакунин, никем не создан, вечен, все живое — от прос­тейших растений до человека с его духовным миром порождено материальным миром в процессе длительной эволюции.

Защищая материализм, Бакунин писал: «Материализм исходит от животности, чтобы установить человечность; идеализм исходит от божественности, чтобы установить рабство и осудить массы на безысходную животность. Материализм отрицает свободную волю и приходит к установлению свободы; идеализм во имя человеческого достоинства провозглашает свободную волю и на разва­линах всякой свободы основывает власть. Материализм отвергает принцип власти, ибо рассматривает ее с пол­ным основанием как порождение животности, и потому что, напротив того, торжество человечества, которое, по его мнению, есть главная цель и смысл истории, осущест­вимо лишь при свободе. Одним словом, в любом вопросе вы всегда уличите идеалистов в практическом осущест­влении материализма. Между тем как материалистов вы, напротив того, увидите всегда преследующими и осу­ществляющими самые глубоко-идеальные стремления и мысли (М.Бакунин. Избранные сочинения, т. II. М., 1919, стр. 185—186)

О себе Бакунин говорил, что разделяет «экономиче­ский материализм» Маркса и Энгельса, их положение о том, что общественное бытие определяет сознание.

Былобы, однако, неправильно считать Бакунина исто­рическим материалистом. Указанное положение он трак­товал в духе вульгарного экономизма, выводя идеи не-, посредственно из экономики общества. Он рассматривал человека не как совокупность определенных обществен­ных отношений, а как «наивысшее проявление живот­ного начала». В ряде случаев, забывая об «экономиче­ском материализме», Бакунин решающую роль в. исто­рическом прогрессе приписывал «человеческой живот­ности», «мысли», «бунту». Некритически относился он к учению вульгарных материалистов второй половины XIXв., переоценивал позитивистскую философию, не видя ее идеалистического характера.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 547. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.032 сек.) русская версия | украинская версия