Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Украина





ХIХ век ознаменовал новый этап в развитии передовой культуры укра­инского народа. В борьбе против крепостничества и царизма возникло революционно-демократическое на­правление общественной мысли. Представители этого на­правления Т. Шевченко, Леся Украинка, И. Франко, П. Грабовский, М. Коцюбинский были убежденными материалистами и атеистами, вели борьбу против гос­подствовавшей крепостнической идеологии, религии и философского идеализма.

Идейным вождем революционно-демократического движения и выдающимся представителем философской мысли на Украине середины XIX в. был Тарас Григорь­евич Шевченко (1814—1861), который «своими произве­дениями, проникнутыми глубокой ненавистью к угнета­телям», сыграл «громадную роль в развитии националь­ного и социального самосознания украинского народа» (Тезисы о 300-летии воссоединения Украины с Россией (1654— о4 гг.)». М., 1954, стр. 13).

В борьбе с религиозно-деистической идеологией украинских помещичье-буржуазных либералов и нацио­налистов Шевченко отстаивал основное положение мате­риалистической философии об объективной реальности мира, о вечности и неуничтожимости материи. Шевченко называет природу «бессмертной», бесконечно разно­образной, в которой все процессы и явления находятся в вечном движении и изменении. Человек, по убежде­нию Шевченко, способен познать мир, а источник зна­ния — реальная жизнь, действительность. Он отрицает учение религии о боге, бессмертии души и загробном мире. В поэме «Сон» («У всякого своя доля...»), обра­щаясь к народу, поэт-атеист прямо заявлял: «Нет на небе бога!», «Нет за гробом рая!» (Т. Шевченко. Собрание сочинений в пяти томах, т. 1. М., 1955, стр. 317) — и призывал веру­ющих очнуться, не верить попам и не молиться богу. Шевченко понимал, что религия служит интересам гос­подствующих классов, она оправдывает крепостнический гнет и другие социальные несправедливости.

Кругом неправда и неволя,

Народ замученный молчит,

А на апостольском престоле

Монах раскормленный сидит.

Он кровью, как в шинке, торгует,

Твой светлый рай сдает внаем!

(Там же, стр. 341)

Однако атеизм Шевченко был ограниченным, просве­тительским. Он не видел классовых корней религии и путей ее преодоления.

В своих произведениях Шевченко выступил как не­примиримый враг крепостничества и самодержавия. Вслед за Чернышевским Шевченко обращался к кресть­янству с призывом к восстанию, звал к «топору» как единственному средству освобождения от крепостной кабалы. В 1858 г. он писал:

...Добра не жди, Не жди свободы невеселой — Она заснул;: царь Никола Заставил спать. Чтоб разбудить Беднягу, надо поскорее Всем миром обух закалить Да наточить топор острее — И вот тогда уже будить (Т. Шевченко. Собрание сочинений в пяти томах, т. 2. М., 1959. стр. 284).

В объяснении общественных явлений Шевченко был идеалистом, но в его рассуждениях были и элементы материалистического понимания истории. Так, пропаган­дируя крестьянский утопический социализм, он указывал на громадную роль народных масс в жизни общества, на огромное значение борьбы трудящихся против эксплуа­тации.

Материалистические взгляды Шевченко наиболее ярко выразились в области эстетики. Исходным, первич­ным для искусства он считал прекрасное в природе, в жизни, а не «идею прекрасного», как утверждали идеа­листы. Выступая против теории «искусство для искус­ства», Шевченко стремился поставить литературу и искусство на службу простому народу, ратовал за на­родность искусства, за его демократическую идейность.

Выдающийся украинский писатель и мыслитель Иван Франко (1856—1916) учился во Львовском университете, в 1893 г. в Вене получил ученую степень доктора фило­софии. Со студенческих лет Франко принимал активное участие в революционном движении, за что неоднократ­но подвергался тюремному заключению и находился под постоянным полицейским надзором.

Франко — классик украинской литературы—был вместе с тем выдающимся ученым, экономистом и фило­софом. В своих сочинениях он отстаивал и пропаганди­ровал материалистическое мировоззрение. В основе ми­роздания, утверждал он, лежит никем не сотворенная и неуничтожимая, вечно развивающаяся материя, кото­рую Франко часто называет «мать-природа». «Одно лишь вечно, без разрушения и без предела — это мате­рия...» (И. Франко. Избранные сочинения, т. 1. М., 1945, стр 265) Важнейшим свойством материи Франко считал движение. «В действительности, в природе, — писал он, — все подчиняется постоянным изменениям, движению и обмену материи». Однако Франко понимал движение и развитие ограниченно. В частности, он не признавал скачков в развитии природы и общества, рассматривая развитие как процесс постепенных изменений.

В противоположность идеалистам, агностикам Фран­ко доказывал, что законы развития материального мира вполне познаваемы. Предмет познания — природа, ибо «вне природы нет познания, нет правды» (И. Франко. Твори, т. П. Киев, 1952, стр. 50).

Франко был воинствующим атеистом, противником всякой религии. Полагая, что засилье религии коренится в невежестве, незнании действительных законов природы и истории, он в то же время отмечал, что религиозные верования зависят от социальных условий жизни людей.

Франко испытал на себе благотворное влияние марк­систской идеологии. С конца 70-х годов он начинает про­являть интерес к научному социализму, изучает произве­дения Маркса и Энгельса, переводит на украинский язык ряд глав из «Капитала» Маркса, «Анти-Дюринга» Энгельса, пишет статьи о «Манифесте Коммунистиче­ской партии».

В мировоззрении Франко ярко выражены элементы материалистического понимания истории. Историю он рассматривал как закономерный процесс, в котором важнейшую роль играют материальные факторы. Кри­тикуя субъективно-идеалистические взгляды на историю, Франко писал: «...история народов — это не история «Господ Обломовых», а история народных масс и тех социальных, экономических и духовных течений, которые с непреоборимой стихийной силой проявляются в их жизни» (Франко. Твори, т. 16, стр. 351)

Франко в ряде своих сочинений подчеркивал роль материального производства в жизни общества. «Мате­риалистическая экономия, — писал он, — громко провоз­гласила и прекрасно мотивировала тот тезис, что обще­ственные и политические учреждения — это внешнее проявление или, по образному выражению, надстройка производственных отношений данного общества...» (И. Франко. Твори, т. 19, стр. 148).

Хотя Франко воспринял целый ряд положений марк­сизма и пропагандировал некоторые идеи марксизма, однако он не стал сознательным его сторонником.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 551. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия