Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

исторического материализма





 

Бурное развитие общественных процессов в эпоху империализма, обострение классовой борьбы, первая русская революция и революционные события в дру­гих странах, первая мировая война — все это ставило перед марксистами задачи творческой разработки но­вых сложных и трудных проблем общественного раз­вития. Основные закономерности капитализма продол­жают действовать и при империализме, но приобретают специфический характер. Неравномерность экономи­ческого и политического развития в условиях монопо­листического капитализма вызывает острые социаль­ные и политические конфликты. Изменения в соотно­шении классов, новые формы классовой борьбы, усиление национально-освободительного движения в колониальных и зависимых странах по-новому ставят вопросы о характере и движущих силах революции, о государстве. Идеологическая борьба обостряется и при­обретает все большее значение.

Для того чтобы правильно определить задачи рабочего класса и его революционной партии в борьбе за победу социализма, марксистам необходимо быд0 дать научное объяснение общественному развитию 1 новую эпоху. Эту задачу успешно выполнили Ленин и его соратники.

Идеологи буржуазии и ревизионисты усилили на­падки на исторический материализм. Особенно боль­шую опасность представлял философский ревизионизм. Ленин писал: «Все более тонкая фальсификация марк­сизма, все более тонкие подделки антиматериалисти­ческих учений под марксизм, — вот чем характеризует­ся современный ревизионизм и в политической

эконо­мии, и в вопросах тактики, и в философии вообще, как в гносеологии, так и в социологии» (В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 18, стр. 351). Либеральные на­родники, «легальные марксисты», экономисты, меньше­вики, оппортунисты II Интернационала вслед за бур­жуазными социологами пытались в корне извратить ма­териалистическое понимание истории, подменить его различными идеалистическими теориями: они отож­дествляли общественное бытие и общественное сознание, отрицали объективные общественные закономерности, классовые противоречия и классовую борьбу и т. п.

В борьбе с либеральными народниками и ревизионистами различных оттенков Ленин творчески разработал вопрос о неразрывной связи диалектического и исторического материализма. «Материализм вообще, — писал Ленин, — признает объективно реальное бытие (материю), независимое от сознания, от ощущения, от опыта и т.д. челове­чества. Материализм исторический признает обществен­ное бытие независимым от общественного сознания человечества. Сознание и там и тут есть только отра­жение бытия, в лучшем случае приблизительно верное (адекватное, идеально точное) его отражение. В этой философии марксизма, вылитой из одного куска стали, нельзя вынуть ни одной основной посылки, ни одной существенной части, не отходя от объективной истины, не падая в объятия буржуазно-реакционной лжи» (Там же, стр. 346). Ленин последовательно отстаивал марксистское поло­жение, что исторический материализм есть распространение

Во взаимоотношении между общественным бытием и общественным сознанием Ленин подробно рассматри­вает и другую сторону — обратное воздействие общест­венного сознания на общественное бытие. Обществен­ное сознание не просто отражает общественное бытие, но и само активно участвует в развитии общества. В работах Ленина показано, что в новую историческую эпоху активность сознания людей, роль идей в жизни общества все более возрастают.

Либеральные народники и ревизионисты с идеали­стических позиций подходили к объяснению обществен­ного развития, по существу отрицали объективные со­циальные закономерности. Движущей силой историче­ских процессов они считали идейные мотивы, разум критически мыслящей личности и т. д. А. Богданов, отождествляя общественное бытие и общественное со­знание, пришел к выводу, что общественные закономер­ности являются продуктом творчества сознания субъек­тов, их «социально-организованного опыта».

Опровергая подобного рода положения, Ленин рас­крывает объективный характер законов общественного развития. Ключ к объяснению всех сторон жизни об­щества дают в конечном счете материальные обществен­ные отношения, складывающиеся — не проходя через сознание людей — объективные закономерности разви­тия этих отношений.

Ленин конкретизирует понятие общественно-эконо­мической формации, характеризующейся исторически определенным соотношением производительных сил и производственных отношений и отношением между ба­зисом и надстройкой. «Марксизм, — писал Ленин, — ука­зал путь к всеобъемлющему, всестороннему изучению процесса возникновения, развития и упадка общест­венно-экономических формаций, рассматривая совокуп­ность всех противоречивых тенденций, сводя их к точно определяемым условиям жизни и производства различных классов общества, устраняя субъективизм и произвол в выборе отдельных «главенствующих» идей или в толковании их, вскрывая корни без исключения всех идей и всех различных тенденций в состоянии материальных производительных сил» (В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 26, стр. 57–58).

Ленин показывает несостоятельность попыток буржуазной социологии объяснить социальные процессы лишь при помощи законов неживой и живой природы. Общественные явления качественно отличаются от про­цессов природы, и познать их можно, только изучая об­щественные закономерности. Отождествление этих за­кономерностей с закономерностями физических, химиче­ских и биологических явлений не имеет ничего общего с подлинной общественной наукой. Высмеивая подоб­ную попытку буржуазных социологов и ревизионистов, Ленин писал: «Вся эта попытка от начала до конца никуда не годится, ибо применение понятий «подбора», «ассимиляции и дессимиляции» энергии, энергетиче­ского баланса и проч. и т. п. в применении к области общественных наук есть пустая фраза. На деле ника­кого исследования общественных явлений, никакого уяс­нения метода общественных наук нельзя дать при по­мощи этих понятий. Нет ничего легче, как наклеить «энергетический» или «биолого-социологический» ярлык на явления вроде кризисов, революций, борьбы классов и т. п., но нет и ничего бесплоднее, схоластичнее, мерт­вее, чем это занятие» (В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 348).

В эпоху империализма все более широкие народные массы вовлекаются в общественную жизнь. Идео­логи и политики буржуазии, а также плетущиеся за ними ревизионисты отрицали решающую роль

трудя­щихся в исторических процессах, приписывая такую роль эксплуататорскому меньшинству или отдельным личностям, выражавшим интересы господствующих классов. В России антинаучные концепции по этому во­просу отстаивали вслед за помещичьими и буржуазны­ми теоретиками либеральные народники, меньшевики, эсеры и т. п.

Только марксизм впервые дал научное объяснение места и роли народных масс в развитии общества. Ленин указывал, что прежние исторические теории «в лучшем случае, рассматривали лишь идейные мотивы исторической деятельности людей» и «не охватывали какдействий масс населения...» (В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 26, стр. 57). Исторический материализм раскрыл причины, закономерности деятельности: широких народных масс, различных классов общества. Ленин особенно большое внимание уделил анализу исторической роли рабочего класса как главной обще­ственной силы в революционном преобразовании капи­тализма в социализм. Ленин показывал, что в условиях империализма, когда развитие промышленности и ее концентрация достигли особенно высокого уровня, ког­да быстрыми темпами создаются материальные предпо­сылки для перехода к социализму, возрастает истори­ческая роль пролетариата. Рабочий класс, указывал Ленин, «должен быть руководителем, гегемоном в борь­бе всего народа за полный демократический переворот, в борьбе всех трудящихся и эксплуатируемых против угнетателей и эксплуататоров. Пролетариат революци­онен лишь постольку, поскольку он сознает и проводит в жизнь эту идею гегемонии» (В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 20, стр. 308).

Особенно детально исследовал Ленин развитие ра­бочего движения в России. В связи с тем, что центр мирового революционного движения переместился в Россию, перед русским пролетариатом встали особо важные задачи. Еще в своей ранней работе «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-де­мократов?» Ленин с гениальной прозорливостью пред­видел усиление влияния рабочего класса России на ми­ровое революционное движение. В начале XX в. Ленин писал: «История поставила теперь перед нами ближай­шую задачу, которая является наиболее революцион­ной из всех ближайших задач пролетариата какой бы то ни было другой страны. Осуществление этой задачи, разрушение самого могучего оплота не только европей­ской, но также (можем мы сказать теперь) и азиатской реакции сделало бы русский пролетариат авангардом международного революционного пролетариата» (В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 6, стр. 28). По­следующие исторические события, в особенности рево­люции 1905 и 1917 гг., полностью подтвердили ленин­ское научное предвидение.

Данный Лениным всесторонний анализ классовой природы пролетариата, закономерностей его развития выяснение его места и роли в эпоху империализма, образец творческой разработки марксистской теории роли народных масс в истории.

Ленин считал важным выяснить также и роль многомиллионных масс мелкой буржуазии, особенно трудящихся масс крестьянства. Он подробно разработал во­прос о двойственной социальной природе крестьянства о путях и закономерностях развития мелкой буржуазии в период империализма, о борьбе пролетариата за пре­вращение трудящихся масс крестьянства в надежного союзника пролетариата. Ленин подчеркивал, что про­летариат, его революционная партия всячески поддер­живают прогрессивную сторону в мелкой буржуазии и стремятся преодолеть отрицательное влияние частно­собственнических тенденций, мелкобуржуазной стихии. Мелкая буржуазия занимает промежуточное положение между пролетариатом и буржуазией и одна, самостоя­тельно не в состоянии освободить себя от эксплуатации. Только под руководством рабочего класса она может добиться этой цели. Ленин писал в 1905 г.: «Социал-де­мократ никогда не забудет, конечно, о двойственной политико-экономической натуре мелкобуржуазной го­родской и сельской массы, он никогда не забудет о необходимости отдельной и самостоятельной классовой организации борющегося за социализм пролетариата. Но он не забудет также, что у этой массы есть «кроме прошлого будущее, кроме предрассудков рассудок», тол­кающий ее вперед, к революционно-демократической диктатуре; он не забудет, что просвещение дается не одной книжкой, и даже не столько книжкой, сколько самим ходом революции, раскрывающей глаза, дающей политическую школу»1. Ленин подверг обстоятельной критике точку зрения Плеханова и меньшевиков, кото­рые подходили к крестьянству метафизически, видели в нем лишь реакционную силу и тем самым отрицали союз рабочего класса и крестьянства. Вместе с тем Ле­нин критиковал и тех, кто отходил от диалектического понимания социальной природы мелкой буржуазии, преувеличивал ее революционность и признавал ее способной самостоятельно, обособленно от рабочего класса добиться революционного преобразования эксплуата­торского общества.

Либеральные народники и другие сторонники субъ­ективной социологии извращенно понимали соотношение исторической необходимости и сознательной деятельности людей. Они игнорировали историческую необходимость и преувеличивали роль воли и действий отдельных людей. Метафизике либеральных народников Ленин про­тивопоставлял диалектическое положение марксизма с идеями исторической необходимости, — доказывал он, — ничуть не подрывает роли личности в истории: история вся слагается именно из действий личностей, представ­ляющих из себя несомненно деятелей. Действительный вопрос, возникающий при оценке общественной деятель­ности личности, состоит в том, при каких условиях этой деятельности обеспечен успех в чем состоят гарантии того, что деятельность эта не останется одиночным ак­том, тонущим в море актов противоположных?» (В.И. Ленин. Пол. собр. соч., т. 1, стр. 159)

Марксистская теория исходит из того, что не только выдающаяся личность, но и рядовые люди играют ту или иную роль в исторических событиях. Решающая же роль в истории принадлежит народным массам. Ленин учил, что все трудящиеся, каждый из них, участвуя в революционной борьбе, вносят определенную лепту в решение задачи низвержения эксплуататорского строя и победы социализма. «Марксизм отличается от всех других социалистических теорий замечательным соеди­нением полной научной трезвости в анализе объектив­ного положения вещей и объективного хода эволюции с самым решительным признанием значения революци­онной энергии, революционного творчества, революци­онной инициативы масс, — а также, конечно, отдельных личностей, групп, организаций, партий, умеющих нащу­пать и реализовать связь с теми или иными классами» (В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 16, стр. 23),

Ленин решительно изобличал попытки необоснован­ного возвеличения роли отдельных личностей, создания культа этих личностей. Для того чтобы руководитель пролетарской партии успешно выполнял свои задачи, нужно, указывал Ленин, чтобы партия постоянно ока­зывала необходимое воздействие на своих руководителей направляла всю их деятельность, чтобы партия

ознакомилась даже с их индивидуальными особенностями, с их сильными и слабыми сторонами. Неоднократно подчеркивая, что рабочему классу, нужны авторитетные руководители для умелой организации классовой борьбы, для теоретической разработки программы и тактики этой борьбы, для обобщения опыта революционного движения, Ленин отмечал, что коллективная борьба передовых, сознательных рабочих каждой страны, их революционной партии всегда будет наибольшим авторитетом при решении задач пролетарской революции и социалистического строительства (См. В. И. Ленин. Поли. собр. соч., г. 14, стр. 226).

Ленин и его последователи всесторонне изучали новую, высшую особенностей в развитии капитализма, при закономерностей возникновения и развития империализма, закономерности это-го процесса. Без глубокой научной разработки этих вопросов нельзя было определить за­дачи рабочего класса и его партии в новых историче­ских условиях.

В работе «Империализм, как высшая стадия капи­тализма» и в других своих произведениях Ленин пока­зал, что капиталистическое общество не есть нечто по­стоянное, что оно развивается, проходя две основные фазы: 1) домонополистический капитализм; 2) империа­лизм. Переход к империализму совершается в силу дей­ствия объективных общественных законов, присущих капитализму. Свободная конкуренция в эпоху домоно­полистического капитализма порождает свою противо­положность—монополию, именно монополия и стано­вится одной из отличительных черт новой стадии капи­тализма.

Ленин глубоко раскрыл диалектику развития импе­риализма. Одна из основных закономерностей империализма — усиление противоречия между общественным характером производства и частной формой присвоения. Ленин писал: «Капитализм в его империалистской ста­дии вплотную подводит к самому всестороннему обобществлению производства, он втаскивает, так сказать капиталистов, вопреки их воли и сознания, в какой-то новый общественный порядок, переходный от полной свободы кон куренции к полному обобществлению» (В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 27, стр. 320—321).

Однако это, как и другие его противоречия, не может быть разрешено в условиях империализма, И только в процессе революционного преобразования капитализма в социализм эти противоречия находят разрешение.

Ленин подвергает критике выдвинутые буржуазными идеологами и ревизионистами антинаучные концепции особенностей и закономерностей империализма. К. Каутский, например, метафизически подходил к определению империализма, не видел диалектической взаимосвязи всех основных его признаков. Так, он сводил сущность империализма к стремлению промышленных наций при­соединить к себе аграрные страны и области.

Империализм породил такие опасные социальные явления, как захватнические, империалистические вой­ны. Оппортунисты II Интернационала выдвинули ряд «теоретических» концепций для оправдания империа­листических войн. Под различными предлогами они

пы­тались рассматривать войну своих правительств как справедливую. Они утверждали, что победа в войне обеспечит более быстрое развитие капитализма, а это в свою очередь приблизит социализм. Поэтому,

гово­рили социал-шовинисты, рабочий класс каждой страны заинтересован в победе «своего» правительства. Разо­блачая социал-шовинизм, Ленин показал несостоятель­ность такого подхода к исследованию причин и харак­тера войн. Чтобы определить характер войны, необхо­димо посмотреть, какова была политика государств до войны, ибо всякая война есть продолжение этой поли­тики, только иными средствами. Ленин писал: «Если политика была империалистская, т. е. защищающая ин­тересы финансового капитала, грабящая и угнетающая колонии и чужие страны, то и война, вытекающая из этой политики, есть империалистская война. Если по­литика была национально-освободительная, т. е. выра­жавшая массовое движение против национального гне­та, то война, вытекающая из такой политики, есть национально-освободительная война» (В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 30, стр. 82¾ 83).

Первая мировая война была несправедливой, импе­риалистической с обеих сторон. Поэтому Ленин считал, что единственно правильным лозунгом является борьба против империалистических правительств, за превращение войны империалистической в войну гражданскую.

Ленин показал принципиальное, качественное различи между войнами империалистическими, несправедливыми и войнами прогрессивными, справедливыми, к таким справедливым войнам относятся вооруженная борьба пролетариата, трудящихся масс против эксплуататоров, национально-освободительные войны.

В своих работах В. И. Ленин доказал, что развитие и обострение противоречии империализма — внутренних (экономические кризисы безработица, усиление классовой и национально-освободительной борьбы и т. д.) и внешних (обострение конкурентной борьбы международных монополистических объединений, войны и т. д.) — имеют своим зако­номерным следствием и буржуазно-демократические, ц социалистические революции. Ленин разработал цель­ную, стройную теорию различных типов революций в эпоху империализма. В отличие от меньшевиков и оп­портунистов II Интернационала, которые механически переносили в новые условия характерные особенности буржуазных революций, происшедших в прошлые столе­тия в странах Запада, Ленин на основе конкретно-исто­рического анализа показал, что в эпоху империализма буржуазные революции имеют свои специфические чер­ты, закономерности. На опыте прежде всего революции 1905—1907 гг. и. Февральской революции 1917 г. можно было убедиться, что буржуазно-демократическая рево­люция существенно отличается от прежних буржуазных революций, во-первых, по своим движущим силам и, во-вторых, по формам и целям борьбы. Движущими сила­ми буржуазно-демократической революции являются ра­бочий класс и крестьянство. Врагами революции

высту­пали не только помещики, но и крупная буржуазия. Раскрывая диалектику первой буржуазно-демократи­ческой революции в России, Ленин писал: «Своеобра­зие русской революции заключается именно в том, что она была по своему социальному содержанию буржуаз­но-демократической, но по средствам борьбы была про­летарской» (Там же, стр. 311).

В новых исторических условиях актуальным стал вопрос о перерастании буржуазно-демократической революции в социалистическую. Меньшевики метафизически отрывали социалистическую революцию от буржуазно- демократической, не видели диалектики перерастания одной в другую. Ленин подверг обстоятельной критике меньшевистские догмы и противопоставил им научно обоснованную теорию перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую. «Пролетариат должен провести до конца демократический перевоpoт,, присоединяя к себе массу крестьянства, чтобы раздавить силой сопротивление самодержавия и па­рализовать неустойчивость буржуазии. Пролетариат имен совершить социалистический переворот, присединяя к себе массу полупролетарских элементов насе­ления, чтобы сломить силой сопротивление буржуазии и парализовать неустойчивость крестьянства и мелкой буржуазии» (В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 11, стр.90)

Анализ особенностей, закономерностей империализ­ма привел Ленина к новому выводу относительно путей осуществления социалистической революции. Как изве­стно, Маркс и Энгельс считали, что социалистическая революция может победить лишь одновременно во всех основных капиталистических странах или в большинст­ве их и не может победить в одной, отдельно взятой, стране. Это положение Маркса и Энгельса вытекало из анализа закономерностей развития домонополистичес­кого капитализма.

В эпоху империализма складывается новая историче­ская обстановка, изменяется соотношение классовых сил. Всесилие империализма подрывается обострением про­тиворечий и ростом рабочего и национально-освободи­тельного движения. Значительно выросли противоречия между империалистическими странами, что создает воз­можность раскола объединенных сил империализма. Создавая новую теорию социалистической револю­ции, Ленин прежде всего исходил из действия закона неравномерности экономического и политического раз­вития в эпоху империализма. «Неравномерность эконо­мического и политического развития, — писал Ленин, — есть безусловный закон капитализма. Отсюда следует, что возможна победа социализма первоначально в не­многих или даже в одной, отдельно взятой, капитали­стической стране» (В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 26, стр. 354). Поскольку победа социалистической революции в одной, отдельно взятой, стране неизбежно вызывает стремление со стороны буржуазии империалистических государств разгромить победоносный пролетариат, то отсюда следует и возможность нового типа войн. В ходе их победивший пролетариат в союзе с тру­дящимися массами крестьянства при поддержке про­летариев других стран должен с оружием в руках за­щищать свое социалистическое отечество.

Обобщая опыт революций в России и в других странах, Ленин разработал вопрос о путях и формах раз­вития социалистической революции. В зависимости от конкретно-исторических условий, от соотношения клас­совых сил социалистическая революция совершается немирным путем, т. е. в виде вооруженной борьбы про­летариата и идущих за ним трудящихся с эксплуатато­рами, или мирным путем, т. е. без вооруженного восста­ния, без гражданской войны, или в диалектической свя­зи и взаимопереходах обеих форм развития революции. Анализируя развитие революционных событий в России после Февральской революции 1917 г., Ленин пришел к выводу, что вначале имелась возможность перерастания буржуазно-демократической революции в социалисти­ческую путем сравнительно мирного перехода всей вла­сти в руки Советов. Для обеспечения такого развития революции большевики считали возможным идти на временное соглашение с меньшевиками и эсерами. Ле­нин писал: «Только во имя этого мирного развития ре­волюции — возможности, крайне редкой в истории и крайне ценной, возможности, исключительно редкой, только во имя ее большевики, сторонники всемирной революции, сторонники революционных методов, могут и должны, по моему мнению, идти на такой компромисс» (В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 34, стр. 135)

Новая теория социалистической революции, разра­ботанная В. И. Лениным, явилась ярким образцом твор­ческого развития марксизма, классическим примером научного предвидения. Все положения ленинской тео­рии социалистической революции, разработанной в го­ды первой мировой войны, были подтверждены ходом событий. Первоначально социалистическая революция победила в одной, отдельно взятой, стране — в России. Революционному пролетариату России пришлось оказать длительную войну против внутренней реакции империалистических государств. Победившая страна стала оплотом мирового рабочего движения.

Ленин отстаивал и дальше учение о государстве, марксистской теории построения в условиях империализма социалистического государства. Во­прос о государстве приобрел осо­бую важность и остроту, вызвав ожесточенную идеоло­гическую борьбу.

Огромную опасность для рабочего движения пред­ставляли оппортунистические теории государства. Ленин писал: «Борьба за высвобождение трудящихся масс из-под влияния буржуазии вообще, и империалистской буржуазии в особенности, невозможна без борьбы с оппортунистическими предрассудками насчет «государ­ства»» (В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 33, стр. 4). Ленин подвергает сокрушительной критике антимарксистские концепции государства, особенно ре­визионистов II Интернационала. Каутский, например, утверждал, что тезис о разрушении буржуазной госу­дарственной машины является анархистским. Выдви­нутая им концепция «чистой демократии» отвергала диктатуру пролетариата.

Ленин творчески развил марксистское положение о возникновении государства в результате появления классов и борьбы между ними, о том, что государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Буржуазные идеологи утверждают, что государство (особенно государство эпохи империализ­ма) представляет собой орган примирения классов. В действительности же государство, в том числе и экс­плуататорское государство эпохи империализма, не мо­жет быть таким органом, так как оно всегда находи­лось и находится в зависимости от экономически господ­ствующего класса, является его орудием. Государство эксплуататорских обществ закрепляет экономическое господство определенного класса, оно есть «орган клас­сового господства, орган угнетения одного класса дру­гим, есть создание «порядка», который узаконяет и уп­рочивает это угнетение, умеряя столкновение классов» (Там же, стр. 7).

Что же касается вопроса о формах пролетарского государства, создаваемого в результате социалистческой революции, то Ленин считал, что решать его не­обходимо с учетом конкретно-исторической обстановки опыта революционной борьбы рабочего класса. Некото­рые марксисты полагали, что наиболее подходящей формой диктатуры пролетариата является демократи­ческая республика. Ленин, опираясь на работы Маркса и Энгельса, посвященные анализу опыта Парижской коммуны, считал, что пролетариату необходимо госу­дарство типа Парижской коммуны. Развивая дальше марксистское учение о диктатуре пролетариата, Ленин на основе опыта революционной борьбы в России (ре­волюция 1905—1907 гг., Февральская революция 1917 г.) пришел к выводу, что наиболее целесообразной формой государственной организации после победы пролетариата являются Советы рабочих, крестьянских и солдат­ских депутатов. Поэтому Ленин провозгласил в Апрель­ских тезисах: «Не парламентарная республика, — воз­вращение к ней от С. Р. Д. было бы шагом назад, — а республика Советов рабочих, батрацких и крестьянских депутатов по всей стране, снизу доверху» (В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 31, стр. 115).

Поскольку на первом этапе после Февральской рево­люции реальная власть находилась в руках Советов, Ленин считал возможным путем изменения соотноше­ния сил внутри Советов в пользу большевиков без во­оруженного восстания установить в России диктатуру пролетариата. Обстоятельства, сложившиеся в России к июлю 1917 г., не дали возможности реализовать эту ленинскую идею.

Диктатура пролетариата рассматривалась Лениным как государство особого рода, принципиально отличаю­щееся от всех предшествующих типов государств. Спе­цифика диктатуры пролетариата состоит в том, что она есть господство большинства над меньшинством. В борьбе с ревизионистами Ленин отстаивал идею об исто­рической необходимости диктатуры пролетариата для построения социалистического общества, об укреплении и развитии диктатуры пролетариата на протяжении всего периода социалистического строительства. Ленин называл пролетарское государство «полугосударством» лишь в том смысле, что в отличие от предшествующих государств, основанных на господстве частной

собственности, оно свободно от основной их функции—угнетения, эксплуатации трудящихся. Эксплуататорские массы стремились увековечить свое государство. Ра­бочий класс не преследует такой задачи. Ему необхо­димо государство нового типа для подавления сопро­тивления эксплуататоров, для построения социалисти­ческого и коммунистического общества, для защиты от нападения извне. После выполнения этих исторических задач социалистическое государство отомрет. В то же время Ленин решительно разоблачал всяческие оппор­тунистические домыслы, будто диктатура пролетариата начинает отмирать уже с момента возникновения, кри­тиковал анархистов, враждебных всякому государству. Ленин гениально предвидел, что «переход от капи­тализма к коммунизму, конечно, не может не дать гро­мадного обилия и разнообразия политических форм, но сущность будет при этом неизбежно одна: диктатура пролетариата» (В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 33, стр. 35).

В эпоху империализма теоретическое и политическое значение приобрел национальный вопрос. В своих работах «Критические заметки по национальному вопросу», «О праве наций на самоопределение», «О брошюре Юниуса» и других Ленин глубоко научно разработал теорию на­циональных отношений. Он критиковал позицию Р. Люксембург, которая возражала против включения в программу социал-демократии параграфа о праве на­ций на самоопределение и выступила против поддерж­ки национально-освободительных войн, утверждая, что всякая война в эпоху империализма должна превра­титься в войну империалистическую.

Ленин и его соратники подходили к решению нацио­нального вопроса конкретно-исторически. Раскрывая диалектику развития национальных отношений в усло­виях капитализма, Ленин указывал на две

противоре­чивые тенденции в этих отношениях. «Развивающийся капитализм знает две исторические тенденции в нацио­нальном вопросе. Первая: пробуждение национальной жизни и национальных движений, борьба против вся­кого национального гнета, создание национальных государств. Вторая: развитие и учащение всяческих сно­шений между нациями, ломка национальных перегоро­док, создание интернационального единства капитала экономической жизни вообще, политики, науки и т. п. Обе тенденции суть мировой закон капитализма. Первая преобладает в начале его развития, вторая ха­рактеризует зрелый и идущий к своему превращению в социалистическое общество капитализм» (В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 24, стр. 124). В странах, находящихся на различном уровне социального разви­тия, национальный вопрос ставится по-разному. Если в большинстве европейских стран он решался в период создания национального государства, то в некоторых из них он оставался на повестке дня. К таким странам, в частности, относилась Россия, где нерусские нацио­нальности составляли значительную часть населения страны. Естественно, что марксисты должны поддержи­вать демократические движения, имеющие целью на­циональное освобождение, ибо эти движения направле­ны против остатков абсолютизма и феодальной отста­лости. Ленин указывал, что революция 1905 г. вызвала пробуждение «целого ряда буржуазно-демократических национальных движений, стремлений к созданию на­ционально-независимых и национально-единых госу­дарств. Именно потому и только потому, что Россия вместе с соседними странами переживает эту эпоху, нам нужен пункт о праве наций на самоопределение в на­шей программе» (В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 25, стр. 269).

Однако не только указанными выше обстоятельст­вами вызывается необходимость поддержки партиями пролетариата национально-освободительных движений. В эпоху империализма, когда крупнейшие державы стремятся переделить сферы влияния и колонии, сле­дует ожидать нового подъема национально-освободи­тельного движения в колониях против империализма. «Не только вероятны, — писал Ленин, — но неизбежны в эпоху империализма национальные войны со стороны колоний и полуколоний. Продолжением национально-освободительной политики колоний неизбежно будут национальные войны с их стороны против империализ­ма» (В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 30, стр. 6¾ 7). Ленин указывал, что «даже в Европе нельзя счи­тать национальные войны в эпоху империализма невозможными»(Там же, стр. 8). Дело в том, что финансовый капитал стремится к порабощению не только аграрных, но и промышленных стран. Однако Ленин стоял за поддержку не всякого национального движения. То националь­ное движение, которое мешает международной соли­дарности пролетариата в борьбе за социализм, порож­дает буржуазно-националистические тенденции в его среде, является реакционным.

Ленин всесторонне обосновал положение, что в ус­ловиях капитализма нельзя добиться уничтожения на­ционального гнета. «Для этого необходимо уничтожить классы, т. е. ввести социализм. Но, базируясь на эконо­мике, социализм вовсе не сводится весь к ней. Для устранения национального гнета необходим фунда­мент — социалистическое производство, но на этом фун­даменте необходима еще демократическая организация государства, демократическая армия и пр.» (В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 30, стр. 22). Ленин­ская теория национального вопроса оказала большое влияние на развертывание революционного движения, как в России, так и в других странах.

Ленин всесторонне разработал диалектический и ис­торический материализм, применил научно-философ­ский метод марксизма в условиях новой эпохи. Истин­ность и жизненная сила марксистской философии были проверены опытом международного революционного пролетариата и подтверждены победой Великой Ок­тябрьской революции.

 







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 552. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия