Борьба В.И. Ленина против идеализма и метафизики народников
Разработка В. И. Лениным проблем диалектического материализма была начата уже в первых его трудах, посвященных критике народничества. Эту критику Ленин не ограничивал рассмотрением и политических концепций Михайловского и других либеральных народников 90-х годов, а доводил ее до разбора философской основы этого течения — разновидности позитивизма. Виднейший представитель либерального народничества Михайловский в своих трудах утверждал, что марксизм «философски не обоснован». Ленин опроверг это утверждение, показав, что Маркс создал философию, открывшую новую эру в развитии человеческой мысли. В посвященных критике народничества работах «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» (1894), «От какого наследства мы отказываемся?» (1897), «Развитие капитализма в России» (1899) и других Ленин, подвергая критике идеалистическое мировоззрение народников и их метафизический метод, разработал ряд важнейших вопросов диалектического материализма. Народники в своих философских построениях исходили из позитивистской установки о непознаваемости мира. Наука, заявлял Михайловский, «вовсе не расположена видеть в истинах верную копию с действительности... Она прямо говорит, что для нее даже безразлично — истинно или призрачно наше познание природы само по себе...» (Н. К.. Михайловский. Полное собрание сочинений, т III СПб 1909, стр. 347). Он предлагал заменить понятие объективной истины субъективным понятием «удовлетворения познавательной потребности человеческой природы». Ленин, критикуя эти агностические воззрения, показал, что с точки зрения марксизма задача науки состоит в наиболее полном, всестороннем и конкретном отражении действительности. «Никогда ни один марксист не основывал своих социал-демократических воззрений на чем-нибудь ином, как на соответствии ее с действительностью и историей данных, т. е. русских, общественно-экономических отношений...» (В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 1, стр. 195) Критерием истинности марксистских взглядов на общественно-исторический процесс в России и ложности субъективистских утверждений народников должна быть практика. Расслоение крестьян и кустарей, выделение из них буржуазии и пролетариата доказывают правильность марксистского понимания тенденций развития русской действительности. Подвергая критике метод народников, Ленин указывает на следующие его черты: идеализм в понимании истории, субъективизм, эклектизм, метафизичность. Метод рассмотрения общества народниками сводился к выявлению и отбору «желательных» явлений и отбрасыванию «нежелательных». Надо брать, утверждал Михайловский, хорошее отовсюду — относится ли оно к средневековым формам жизни или к современной жизни; это дело не принципа, а практического удобства. Тем самым он допускал произвольное, механическое соединение различных явлений, полностью игнорировал их внутреннюю объективную связь в самом историческом процессе. Субъективизм народнической концепции определял ее эклектичность. Идеологи народников были приверженцами так называемой теории факторов, согласно которой различные факторы в одинаковой степени определяют общественное развитие. Марксизм в своем анализе общественных явлений преодолевает точку зрения простого взаимодействия факторов. Материалистическая диалектика, говорил Ленин, требует выделять из многообразия общественных явлений основной, решающий фактор. Маркс указал на производственные отношения какна основные, определяющие все другие общественные отношения. Философские исоциологические воззрения народников не только отличались эклектизмом и субъективизмом, но и носили метафизический характер. Об этом свидетельствует прежде всего понимание ими развития. К концу XIX в. принцип развития вошел во всеобщее сознание, но, как и другие позитивисты, народники признавали только постепенное развитие, плоскую эволюцию, не понимали противоречивого характера процесса развития капитализма, неизбежности революции. Ленин подчеркивал, что диалектическое понятие развития неизмеримо богаче иглубже по содержанию, чем идея постепеновщины, которой придерживались народники. В труде «Развитие капитализма в России» Ленин, раскрываяобъективную диалектику общественно-экономических отношений, показал, что возникновение нового, прогрессивного происходит в борьбе со старым. Капитализм, разрушая старые, полукрепостнические формы общественной жизни, породил новые общественные связи и вместе с ними новые формы антагонизмов. Эти новые формы антагонизмов являются источником дальнейшего развития общества. Ключ к познанию процесса развития — в раскрытии противоречий общественной жизни. Для народников, напротив, антагонизмы искачки были свидетельством отклонения от «правильного», эволюционного пути прогресса. «Целый ряд ошибок народнических писателей, — отмечал Ленин, — проистекает из их попыток доказать, что это непропорциональное, скачкообразное, азартное развитие не есть развитие» (В, И, Ленин. Поли. собр. соч., т. 3, стр. 598). В полемике снародниками Ленину пришлось разъяснять сущность закона отрицания отрицания. Михайловский заявлял, что марксизм доказывает свои положения с помощью гегелевской «триады» и поэтому склонен к фатализму: «триада», мол, вывезет. Опровергая эти измышления Михайловского, Ленин указывал, что диалектический метод состоит вовсе не в «триадах», что марксистская диалектика в корне отлична от гегелевской. «Для всякого очевидно, — писал Ленин, касаясь анализа Энгельсом закона отрицания отрицания, — что центр тяжести аргументации Энгельса лежит в том, что задача материалистов — правильно и точно изобразить действительный исторический процесс, что настаивание на диалектике, подбор примеров, доказывающих верность триады, — не что иное, как остатки того гегельянства, из которого вырос научный социализм, остатки его способа выражений» (И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 1, стр. 164). Таким образом, уже в самых первых своих трудах Ленин дал глубокую критику вульгарной теории эволюции, которая в конце XIX в. получила весьма широкое распространение; в дальнейшем эта критика была Лениным продолжена и развита.
|